Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации

29 октября 2016

Безопасность всегда являлась важнейшей целью и фундаментальной потребностью как отдельного человека, так и общества в целом, так как становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Следовательно, важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.

Проблема безопасности как особое общественное явление укреплялась и расширялась по мере возрастания угроз и опасностей для граждан. В 1950х годах ХХ века известным американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу (1908-1970) была разработана теория мотивации, которая в последующем стала известна как «Пирамида потребностей Маслоу». Выстроив базовые потребности человека в определенной иерархии, ученый поместил потребность в безопасности на второе место. Таким образом, после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимает потребность в защите или безопасности. Доказательством тому может служить тот факт, что на протяжении всего существования человечества обеспечение безопасности играло важную роль, и эта проблема оставалась одной из важнейших задач и функций общества, семьи, личности, а в последующем и государства.

Традиционно понятие «безопасность» рассматривают как «отсутствие опасности, стабильность, сохранность, надежность»[1]. Но с принятием в России в 1992 году Закона «О безопасности» господствующим стало закрепленное в нем определение: безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства...». Однако, согласно некоторым исследователям, безопасность не может рассматриваться однозначно как состояние. Это «еще и отношения, и свойство конкретной системы, результат и условия деятельности различных структур, направленных на обеспечение определенного уровня безопасности»[2]. Кроме того, стоит отметить, что все объекты безопасности – личность, общество и государство – равны. Это связано с пониманием того, что данные объекты взаимосвязаны и взаимозависимы. «Личность является первичным самодостаточным элементом отношений безопасности, формирует в своей структуре определенные предрасположенности к восприятию своего существования, оценке условий жизнедеятельности, вырабатывает ценностные ориентации и установки на конкретные виды поведения...»[3]. Именно это положение легло в основу Концепции национальной безопасности от 12 декабря 1997 года.

Говоря о безопасности государства, следует упомянуть такой термин как «национальная безопасность». Вполне логично, что этот термин появился на Западе, в США, ведь именно там сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-нация. Впервые данный термин был употреблен в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г., однако официальное закрепление он получил только в 1947 году в документе «Закон о национальной безопасности», принятием которого также ознаменовалось создание Совета национальной безопасности США и Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Тогда это понятие отождествляли с военной и политической безопасностью. Но стоит заметить, что до этого, в 1943 г. американский журналист Уолтер Липпман в работе «Внешняя политика Соединенных Штатов: щит Республики» уже дал одно из самых удачных определений национальной безопасности. «Нация находиться в состоянии безопасности, когда ей не приходиться приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны»[4].

В России понятие «национальная безопасность» стало все больше и больше использоваться с начала 1990-х годов. В данном контексте нация понимается как «территориально-государственная общность, основанная на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях».[5]

Согласно официальным источникам национальная безопасность трактуется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»[6].

Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной безопасности явились такие важнейшие документы как Закон «О безопасности» 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года и Концепция внешней политики РФ 2000 года, ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2000-2007 годов.[7]

В современном мире быстрыми темпами происходит качественное изменение окружающей человека информационного среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. Жизнедеятельность человека в современном мире становится все более зависимой от информации и современных информационных технологий. Информационные потоки способны воздействовать на человека как косвенно, так и напрямую, являясь при этом средством передачи человеку определенных норм, ценностей и стереотипов поведения. Вся жизнь человеческого общества зависит от информации. И нет ничего удивительного, что на безопасность информации может кто-то покушаться. Таким образом, перед обществом встает задача обеспечения национально безопасности в информационной сфере. Так и появляется термин информационная безопасность.

Понятие «информационная безопасность» получило нормативное закрепление в российском правовом поле еще в 1992 году в Законе Российской Федерации «О безопасности». А подписание Окинавской хартии глобального информационного общества в июле 2000 года продемонстрировало совпадение представлений руководителей восьми ведущих мировых государств об информатизации и информационно- коммуникационных технологиях как важном факторе формирования общества XXI века. Однако вполне очевидно, что переход тех или иных стран к постиндустриальной стадии развития не отменяет наличия у них своих национальных интересов и необходимости обеспечения безопасности этих интересов. Утверждение в сентябре того же года Доктрины информационной безопасности Российской Федерации закрепило официальную систему взглядов руководителей государства на содержание национальных угроз России в информационной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы обеспечения информационной безопасности приобрели в последнее время всеобщий характер, а информационная безопасность заняла одну из главенствующих позиций в структуре национальной безопасности. Следовательно, адекватность оценки угроз информационной безопасности, а также полнота и своевременность мер по нейтрализации этих угроз становятся одним из основных направлений деятельности современного государства.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002. С. 44.
  2. Романович А.Л. Развитие и безопасность социоприродных систем: философско-методологический анализ: диссертация д-ра. филос. наук М: РГБ. С.50
  3. Мугулов Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа: монография. Сочи: РИО СИМБиП, 2003. С.96
  4. Lippman W.US Foreign Policy. - Boston, 1943. - P.5.
  5. Мельниченко А.Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореферат д-ра юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. - С.7.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности                 Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
  7. Кортунов С.В. Концептуальные основы национальной и международной безопасности. - М.: Государственный университет – Высшая Школа Экономики, 2007. - 307с.

Комментарии 2

<p>
Вот прямо все хорошо, только с 2010 года в нашей стране понятие "безопасность" законодательно не регламентируется. Д.А. Медведев будучи Президентом росчерком пера отменил так сильно воспеваемый Вами ФЗ "О безопасности" 1992 года, а в новом ФЗ решил, что понятие это лишнее. Так что с "безопасностью" надо быть осторожными, особенно пользуясь литературой 2002-2009 года. Авторы еще тогда об этом не знали.
</p>
<p>
Вот прямо все хорошо, только с 2010 года в нашей стране понятие "безопасность" законодательно не регламентируется. Д.А. Медведев будучи Президентом росчерком пера отменил так сильно воспеваемый Вами ФЗ "О безопасности" 1992 года, а в новом ФЗ решил, что понятие это лишнее. Так что с "безопасностью" надо быть осторожными, особенно пользуясь литературой 2002-2009 года. Авторы еще тогда об этом не знали.
</p>