Имиджевая стратегия Азербайджана как фактор сближения с Россией

29 октября 2016

Российско-азербайджанское содружество претерпевает этап «перезагрузки». Новая модель двусторонних отношений предопределяет позитивное восприятие Азербайджана на международной арене. Такие изменения стали возможны в связи с изменением имиджевой стратегии Азербайджанской Республики по отношению к России.

 

Восприятие государства на международной арене во многом определяется тем, насколько позитивен или негативен государственный имидж. Развитие имиджа - долгосрочный проект, для реализации которого требуется не только концептуальное мышление, но и определённая воля политических и общественных деятелей. При этом важно осознавать, что ситуативные имиджевые акции могут принести лишь кратковременный эффект. Для развития устойчивого имиджа подобные акции не способны повлиять на изменения системы восприятия того или иного государства. А в свете бессознательного формирования негативного имиджа, к примеру, тюркоязычных государств, в целом, изменить данный процесс в сжатые сроки весьма проблематично. Однако Азербайджан, в данном случае, демонстрирует впечатляющие успехи. Азербайджанские политтехнологи и пиарщики в качестве определяющего фактора сближения с Россией устанавливают не сиюминутные потребности, а исторические цели, касающиеся российско-азербайджанского партнёрства. Успехи паритетной политики между участниками партнёрства сегодня во многом зависят от формирования имиджевой стратегии Азербайджана.

 

Существенную роль в реализации имиджевой азербайджанской стратегии играет организация связи с соотечественниками, в настоящее время проживающими на территории России. Любая имиджевая кампания, какой бы позитивной в глазах государственных деятелей она ни была и какой бы бюджет не имела, обречена на провал, если национальная диаспора, проживающая за рубежом, будет восприниматься в качестве заброшенной. В связи с этим, расчёт азербайджанской стороны на укрепление связей с соотечественниками является весьма целесообразным и правильным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним из главных направлений российско-азербайджанского сближения стало организация прямого авиасообщения между городами Баку (Азербайджан) и Ульяновском (Россия), торжественное открытие которого запланировано на 29 апреля 2016 года.

 

Отголоски Турции

 

Обострение российско-турецких отношений, вызванное «агрессивной» внешней политикой Президента Турции Реджепа Эрдогана, привели к жизни информационное противостояние между двумя блоками стран. Тень такого противостояния, очевидно, пала и на Азербайджан как страну пантюркистской идеологической экспансии, что послужило причиной выработки новых путей российско-азербайджанского сближения.

 

Определённые попытки влияния Турции на Азербайджан, безусловно, негативно отразились на развитии имиджевой стратегии азербайджанского государства. Образ «буферной турецкой зоны» традиционно вписался в систему стереотипов противостояния стран «Великого Турана» и России. При этом реализация процесса имиджевого формирования выявил новые стереотипы, определяющие изменение не только стратегии государственного имиджа, но и всей модели взаимодействия между государствами.

 

Если в начале военных столкновений в Нагорном Карабахе в российских (советских) СМИ выражалась определённая поддержка тех или иных сторон конфликта, то сейчас Россия дала чётко понять, что намерена проявлять нейтралитет, оставляя участникам Карабахского противостояния право самостоятельно разрешать свои проблемы. Это послужило сигналом того, что Азербайджан должен самостоятельно определять направления своей имиджевой политики по отношению к России. По крайне мере, инициатива сближения с Российской Федерацией должна исходить именно от Азербайджана, поскольку, в противном случае, её место может занять Армения.

 

Таким образом, для Азербайджана формирование новой имиджевой стратегии - вопрос стратегической значимости. Это, помимо прочего, и определённое послание миру, свидетельствующее о крушении традиционного стереотипа о стране турецкого влияния. С одной стороны, азербайджанское послание демонстрирует доброжелательные отношения с Россией, с другой - дистанцирование от агрессивной Турции.

 

Практическое применение

 

Азербайджан активно стремится реализовать свою новую имиджевую стратегию. В формате двусторонних отношений формируется бренд Азербайджана как основного туристического центра, государства, помогающего своим соотечественникам, проживающим в России.  И в этой связи, деятельность лидера азербайджанской национальной диаспоры в Ульяновской области Ислама Гусейнова в плане организации прямого авиасообщения между двумя странами имеет большую практическую значимость.

 

Немаловажную роль в реализации имиджевой стратегии Азербайджана по сближению с Российской Федерации играет и проведение одним из лидеров азербайджанской диаспоры Союном Садыковым Международного форума «Русский мир и Тюркский мир перед лицом геополитических вызовов XXI века». И, несмотря на то, что формально мероприятие является многонациональным, фактически оно позиционируется как азербайджанское, что тоже вносит определённый вклад в укрепление государственного имиджа Азербайджанской Республики.

 

Организованные мероприятия, безусловно, формируют позитивную репутацию Азербайджана как партнёра Российской Федерации. Однако, как отмечают эксперты, данный процесс может быть сопряжён с определёнными рисками. Речь, прежде всего, идёт о том, сможет ли российско-азербайджанское партнёрство быть устойчивым международным образованием, определяющим вектор внешнеполитического развития всего Кавказского региона. Но об этом читайте в наших следующих публикациях.

Комментариев пока нет