Есть мнение

ИГИЛ против «Общества спектакля»

29 октября 2016

В разговорах об ИГИЛ удивляет одна вещь. Часто говорится о том, что лидеры Исламского государства – вполне адекватные и рациональные люди, которые выверено и продуманно создали и теперь расширяют территорию их халифата. Такая логика верна лишь отчасти. На наш взгляд, разговоры  о рационализме лидеров ИГИЛ чересчур сближают их с политиками европейского пошиба. Ясно же, что это совсем не так. Ясно, что эти люди фанатики, которые мыслят категориями религиозных войн и крестовых походов. Ясно, что Абу Бакр аль-Багдади и его единомышленники понимают, что подписали себе смертный приговор, начав резню на Ближнем Востоке. Ясно, что ничего общего с западной рациональностью, привязанной к ценностям уюта и комфорта, поискам конформистских моделей взаимодействия, у них нет. «Наша цель – Исламское государство, которое не признает границ» – объявил «пресс-атташе» ИГИЛ Абу Мухаммад аль-Аднани в августе 2013 г., четко отделяя амбиции халифата от политического реализма западного толка и обрекая и самого себя, и своих бойцов на бесконечную войну.

Чем объяснить рост популярности ИГИЛ? Неспроста идеи Исламского государства стремительно набирают популярность. Поражает то, с какой готовностью люди готовы примкнуть не просто к халифату, а к халифату, который реставрирует средневековый ислам. Причем реставрирует его буквально и со всеми аутентичными атрибутами – клятвы верности, рабство, распятия, отрубание голов и т.д.[1]. С высоты европейской образованности мы пренебрежительно говорим, что ИГИЛ следует «мертвой букве» учения. Но там плевать хотели на европейскую образованность. Там думают принципиально иначе. То, что здесь суть мертвая буква, там – это закон в полном смысле этого слова. Для них шариат – не только казни и отрубание рук, но и бесплатное здравоохранение, «бесплатное жилье, еда и одежда для всех и возможность обогатиться при помощи работы для тех, кто этого желает»[2].

Для западного человека возврат к нормам раннего ислама – абсурд. Но давайте посмотрим на это не с точки зрения человека Запада, а с позиции наблюдателя. Что мы увидим? Мы увидим, что ценность ценностей западной цивилизации уже давно поставлена под сомнение, а лучше сказать – деконструирована. Многое для этого сделали французские мыслители. Особо постарались такие деятели, как Ги Дебор и Жан Бодрийяр (и многие другие), написавшие соответственно «Общество спектакля» (1967 г.) и «Общество потребления» (1970 г.). При этом с ними в общем-то и не спорили, в целом признавая поставленный диагноз. Пока философы размышляли на темы бездуховности и искусственности погрязшего в материализме западного общества, внятного способа преодолеть эту бездуховность и искусственность никто предложить не удосужился. Последний бой Западу дал Советский Союз, но и здесь накопилась такая куча проблем и противоречий, что никто уже всерьез не говорил о советском проекте, как альтернативе Западу.

На Ближнем Востоке все иначе. Там и без Бодрийяра была очевидна сущность Запада. Вместо французской философии, навязчиво повторяющей в сущности одинаковые мантры, источник вдохновения местные жители черпали в исламе. Именно ислам предложил радикальную и революционную программу, которая призывает не просто к отрицанию западных ценностей, но к преодолению якобы исчерпавшего свой потенциал Запада. Такой контекст задает совершенно иную перспективу. Возврат в средневековье воспринимается не только как откат к прошлому, но как строительство заново того, что не получилось у Запада. Если так, то халифат становится началом чего-то нового. И именно поэтому туда устремляются пилигримы со всех концов света, в том числе из Америки и Европы. Не побоюсь сказать, что халифат дает надежду, но делает это на чуждом и непонятном для адептов западной цивилизации языке. И уже не важно, будут ли обещания аль-Багдади выполнены или нет. Важна эффективная симуляция вовлеченности в работу по созиданию принципиально нового, глобальной эсхатологической программы разрушения старого света (и в переносном, и в буквальном смысле) во имя вселенского обновления. В условиях, когда христианская цивилизация перестала всерьез обсуждать пришествие Христа, об этом заговорили на Востоке. ИГИЛ старательно воскрешает миф не только о пришествии Махди – мессии, который восстановит первозданную чистоту ислама, но и об Иисусе, который пронзит копьем Даджаля – лжемессию из Хорасана[3].

Общество спектакля. Что можно сделать, чтобы остановить ИГИЛ? Разрушить иллюзию. Но как это сделать, если все – это иллюзия. Вспомним старину Ги Дебора. В обществе спектакля, по Ги Дебору, нет места реальности, а точнее, реальность – это и есть спектакль. В таком контексте сражающиеся за демократию или за ислам революционеры являются человечками, играющими свои жуткие роли и борющиеся за срежиссированные непонятно кем иллюзорные ценности. «Подобно тому, – пишет французский мыслитель, – как оно (общество спектакля – В.С.) предоставляет псевдоблага, которые следует вожделеть, оно так же предлагает местным революционерам и фальшивые модели революции»[4]. Дебор метко называет «фальшивой конфронтацией» тот мир, где ни взрослый не является хозяином собственной жизни, ни молодежь всерьез не стремится к переменам и преобразованию мира. Мыслитель констатирует, что «только вещи могут править в этом мире, быть молодыми и вытеснять друг друга». Потому спектакль не славословит людей и их оружие. Он славословит товары и войны этих товаров[5].

Сила ИГИЛ в том, что он действует против общества спектакля и это делает его более жизнеспособным, чем «демократов» – борцов арабской весны. Перекладывая дискурс Дебора на проблему революционной борьбы и меняя слово «предмет», «вещь» на слово «революция», мы увидим истинный смысл этой борьбы. «Но предмет, столь разрекламированный спектаклем, – говорит Дебор, – становится пошлым и ненужным, чуть только покупатель принесет его из магазина и развернет упаковку. Продукт слишком поздно открывает покупателю свое убожество»[6]. Именно такое гадкое чувство должно остаться у революционеров с площадей арабской весны, если они всерьез надеялись на изменения и демократию, которую принесут своими действиями. Что касается ИГИЛ, то иллюзия относительно Исламского государства разрушится только тогда, когда оно победит и столкнется с реалиями государственного строительства. Но этот выбор настолько плох, что его даже обсуждать страшно. Кроме того, возможность победы в сущности исключается самими идеологами ИГИЛ, так как они исходят из необходимости бесконечной войны и бесконечного расширения границ собственного государства. Перемирие допускается сроком не более, чем на десять лет, а «халиф обязан воевать по крайней мере раз в год»[7]. Так что победы здесь быть в принципе не может. Поэтому находящийся в перманентной конфронтации с остальным миром халифат всегда будет иметь в распоряжении питающихся надеждой бойцов, благо Саудовская Аравия щедро спонсирует школы по подготовке соответствующих «кадров». В этом смысле Запад оказался в ловушке, так как он сам не хочет длительной и затяжной войны, но поставлен в такую ситуацию, когда оказался вынужден в нее втянуться.

Соотношение сил. Напоследок посмотрим на расстановку сил в регионе. С одной стороны, мы видим всплеск борьбы между шиитами (Иран с союзником Асадом) и суннитами (халифат и Саудовская Аравия), которые претендуют на региональное лидерство[8]. С другой стороны, пробудились поддерживаемые Западом сторонники демократии, которые считают, что во всём виноваты местные режимы и воюют с ними. В свою очередь, эти режимы полагают, что порядок и спокойствие стоит того, чтобы прессануть диссидентов и нарушить кое-какие права человека. Так что проявить свою пассионарность молодежь может где угодно. Хочешь – умри за демократию, хочешь – погибни за халифат, хочешь – умри за суннитов, хочешь – погибни в борьбе с религиозным мракобесием. А теперь представьте молодого парня (иракца, сирийца, ливийца и т.д.), который каждый день слышит (а иногда и видит) о терактах, об убитых друзьях, знакомых и родственниках. Жители Ирака находятся в таком режиме с 2003 г.! Это целое поколение, выросшее в условиях войны! Представьте себе психологическое состояние этих людей. Очевидно, что на сегодняшний день ни европеец, ни американец, ни русский, мыслящие категориями комфорта и домашнего уюта, попросту не смогут понять иракца. Сегодня они не только говорят на разных языках, они – люди с разных планет. На фоне экономических проблем, коррупции и тотальной безнадежности, которые царят на Ближнем Востоке, местные жители готовы взять автомат и воевать с кем угодно. Как уже говорилось, ИГИЛ – лишь одна из возможностей проявить себя на этом поприще. Но неожиданно она оказалась самой заманчивой. Не последнюю роль в росте популярности идеи халифата сыграла арабская весна, которая вместо демократии принесла новые диктатуры и войны, развенчав тем самым миф о возможности строительства демократии на Ближнем Востоке и понизив веру народа в способность Запада помочь им.

[1] Вуд, Г. Чего хочет ИГИЛ? (большой перевод из Atlantic) / Г. Вуд; пер. с англ. Р. Раскольников; «Спутник и Погром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sputnikipogrom.com/greatermiddleeast/40008/what-isis-really-wants#.Vl6fPDKSvIU. – Дата доступа: 02.11.2015.

[2] Вуд, Г. Чего хочет ИГИЛ? (большой перевод из Atlantic) / Г. Вуд; пер. с англ. Р. Раскольников; «Спутник и Погром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sputnikipogrom.com/greatermiddleeast/40008/what-isis-really-wants#.Vl6fPDKSvIU. – Дата доступа: 02.11.2015.

[3] Вуд, Г. Чего хочет ИГИЛ? (большой перевод из Atlantic) / Г. Вуд; пер. с англ. Р. Раскольников; «Спутник и Погром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sputnikipogrom.com/greatermiddleeast/40008/what-isis-really-wants#.Vl6fPDKSvIU. – Дата доступа: 02.11.2015.

[4] Дебор, Ги. Общество спектакля / Ги Дебор; пер. с фр. С. Офертас, М. Якубович; ред. А. Скуратов; авт. послесл. А. Кефал. – М.: Логос, 2000. – С.40.

[5] Дебор, Ги. Общество спектакля / Ги Дебор; пер. с фр. А. Уриновского. – М.: Опустошитель, 2011. – С.32–34.

[6] Дебор, Ги. Общество спектакля / Ги Дебор; пер. с фр. А. Уриновского. – М.: Опустошитель, 2011. – С.36.

[7] Вуд, Г. Чего хочет ИГИЛ? (большой перевод из Atlantic) / Г. Вуд; пер. с англ. Р. Раскольников; «Спутник и Погром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sputnikipogrom.com/greatermiddleeast/40008/what-isis-really-wants#.Vl6fPDKSvIU. – Дата доступа: 02.11.2015.

[8] Шумилин, А.И. Сирийский кризис и политика США на Ближнем Востоке // А.И. Шумилин // США – Канада. Экономика, политика, культура. – 2014.– № 4. – С. 43–54.

Источник: Старичёнок, В.В. ИГИЛ против «Общества спектакля» / В.В. Старичёнок // IMHOclub. – 2015. – 17 декабря [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imhoclub.by/ru/material/igil_protiv_obschestva_spektakljahttp://imhoclub.lv/ru/material/igil_protiv_obschestva_spektaklja. – Дата доступа: 17.12.2015.

 

Комментариев пока нет