Идеология, пропаганда, агитация

29 октября 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

Идеология, пропаганда, агитация

В одном из предыдущих разделов работы затрагивались некоторые вопросы взаимодействия названных феноменов. Не отрицая сказанного, а развивая ранее высказанные мысли, попробуем системно представить сходства, различия, взаимопроникновение и взаимодополнение идеологии, пропаганды и агитации.

В интересах решения этих задач представим содержательно-сущностные характеристики пропаганды и агитации. Итак, пропаганда, ее важнейшие черты.

Черта 1. Пропаганда – это процесс распространения информации в социальной среде.

Черта 2. Этот процесс носит целенаправленный характер. Его задача – распространение не любой информации, а определенной, работающей на достижение определенных целей.

Черта 3. Пропаганда как процесс включает в себя этапы получения информации, ее обработку (осмысление), определение средств распространения и собственно распространение информации в общественном сознании.

Черта 4. Объектом пропаганды является общественное сознание людей. Субъектом – социальные специализированные институты, организации, специально подготовленные к пропагандистской работе люди.

Черта 5. В политическом обществе, а таковым является современная социальная среда, пропаганда носит политический характер и, в основном, ориентирована на достижение, прежде всего, политических целей.

Черта 6. Настоящая, эффективно работающая пропаганда представляет из себя систему. Системность пропаганды проявляется разнопланово, в разных направлениях, на разных уровнях: в выборе средств получения, обработки, распространении информации; в систематизации действий ее субъектов; в системном воздействии на общественное сознание людей и т.д.

Черта 7. Серьезный пропагандистский процесс всегда имеет прочное теоретическое основание, методологическую и методическую базы.

Черта 8. Пропаганда соединяет воедино вербальную (словесную) и материальную составляющие. Последняя решает пропагандистские задачи, посредством материальных факторов, используя результаты практических действий людей.

Черта 9. Практика показывает, что наиболее эффективных результатов достигает пропагандистский процесс в тех случаях, когда в его ходе обеспечивается воздействие на чувства, волю и интеллект людей, то есть на основные сферы их сознания.

Таким образом, пропаганда – это системный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми, специализированными социальными институтами, нацеленный на распространение в общественном сознании идеологии определенной социальной группы.

Поскольку в рамках любого политического общества сосуществуют ни одна, а большое количество социальных групп со своими интересами и целями, со своими идеологиями, то информационный процесс, идущий в нем, характеризуется «работой» разных пропагандистских школ. Существуя в одном информационном пространстве и времени, они неизбежно взаимодействуют между собой, нередко вступают в острые противоречия. Одним из средств разрешения таких противоречий, как свидетельствует практика, является контрпропаганда. Последняя, по своей сути, та же пропаганда, но нацеленная на нейтрализацию пропаганды – антипода.

А что такое агитация? Агитация – это пропаганда, плюс набор средств, мобилизирующих людей на определенные социальные действия. На этапе агитации осуществляется переход от распространения информации в общественном сознании, к призывам действовать в определенных направлениях для достижения конкретных целей.

Итак, агитация – системный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми, специализированными социальными институтами, нацеленный на мобилизацию людей для практической реализации целей идеологии определенной социальной группы.

Исходя из понимания сути пропаганды и агитации, можно сделать следующие выводы, характеризующие их взаимодействия с идеологией.

Во-первых, пропаганда и агитация являются необходимыми средствами достижения целей, носителем которых является идеология (идеологии).

Во-вторых, идеология выполняет роль теоретической, методологической и методической основ пропаганды и агитации.

В-третьих, идеология – явление сугубо духовное. Пропаганда и агитация – явления духовно-практические, соединяющие в себе идеологическую и практическую составляющие.

В-четвертых, ведущая роль в триаде: идеология, пропаганда, агитация, если смотреть на них с позиций их генезиса, безусловно, принадлежит идеологии.

В-пятых, и идеология, и пропаганда, и агитация – звенья единого процесса, ориентированного на практическую реализацию целей определенных социальных групп.

Таким образом, содержательно-сущностные, функциональные возможности идеологии не могут быть представлены в полном объеме, если не охарактеризованы ее взаимодействия с пропагандой и агитацией.

 

 

Комментариев пока нет