Есть мнение Открытая трибуна

Идеология - Наставничество

11 ноября 2017
Испокон веков существует система построения взаимоотношений, передачи знаний, их практического применения. Это система наставничества

Для того чтобы нивелировать недостатки системы традиций, обычаев, классических законов и правил необходимо учитывать ряд факторов, задействовать преимущества этих систем, выявить методики усовершенствования.

Эффективное государственное управление возможно при условии исполнения задач и функций, возложенных на государственные органы, кадрами, обладающими необходимыми знаниями и навыками.

Испокон веков существует система построения взаимоотношений, передачи знаний, их практического применения, которая учитывает все описанные недостатки. Это система наставничества. Проведенный анализ международного опыта по применению механизма наставничества показывает, что наставничество доказало свою эффективность на протяжении длительного срока своего существования в качестве метода передачи знаний, управления обществом, установления необходимых правил, порядка, законов.

Наставничество является технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков, моделей поведения и установок от более опытного человека – менее опытному.

Целями наставничества являются оказание помощи людям в их профессиональном становлении, приобретении знаний и навыков выполнения своих обязанностей, адаптация в коллективе, воспитание дисциплинированности, формирование мировоззрения, установления корректной формы межличностных взаимоотношений.

Наставничество – обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи. Само определение скрывает в себе целый ряд достоинств методологии.

Самое главное достоинство — это личностный аспект взаимоотношений. Каждый человек уникален и имеет свои особенности. Качества личности у каждого из нас развиты по-разному в силу ряда объективных причин. И для максимальной отдачи мы должны учитывать эти нюансы, что возможно лишь в том случае, если человек развивается в системе наставничества и она функционирует на благо общества.

Наставник может увидеть, как сильные, так и слабые места человека, группы людей. Он находится с ними в тесной связи, его уважают и принимают за старшего. Наставник обладает достаточным и проверенным временем опытом, основанным на знаниях, вековых традициях, законах мироздания. Ему легко понять, что и когда необходимо донести своему ученику, чтобы эти знания проявили себя максимально эффективно и правильно. Обычными правилами, обычаями и законами этого не добиться. Только в личных взаимоотношениях возможно наиболее полное раскрытие потенциала человека.

Наставник сам лично являет собой пример человека, следующий знаниям, которые он несет. Он соблюдает законы, чтит традиции, действует согласно принципам, которым учит. Личной практикой он демонстрирует и доказывает работоспособность, эффективность практикуемых знаний.

Разумеется, есть то, что наставник лично не использует в своей жизнедеятельности. Например, ему не обязательно нужно убивать людей на войне, чтобы прививать понятие патриотизма и принципов защиты близких. Но он точно знает, как и зачем люди иногда берут в руки оружие. Сможет мотивировать людей быть достойными личностями даже в тяжелейших условиях войны. Также не обязательно болеть тяжелой болезнью, чтобы прочувствовать тяжесть положения, взрастить сострадание и желание помогать людям.

Важно понимать, что ни одна из практикуемых систем устройства общества не дает такую быструю адаптацию к изменениям, как это позволяет наставничество. Оперативная интерпретация информации особенно необходима в условиях ее повышенных потоков. В условиях кризиса, необходимости стремительных изменений только прямой контакт людей дает необходимый эффект. Данное преимущество, к сожалению, исторически используется в радикальных общественных движениях, например, в революциях.

Наша задача применить на благо все преимущества системы наставничества для формирования наилучшей системы общественного устройства.

Наставники в основном полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Иначе говоря, учат тому, что знают сами.

Наставничество нужно для того, чтобы:

  1. поддерживать и поощрять развитие человека;
  2. передавать накопленные знания и нормы поведения, принятые в обществе;
  3. раскрыть потенциал личности.

Преимуществом наставничества является возможность прямого контакта людей. Этот метод в целом более «индивидуализирован», хоть и требует больше сил и времени.

Задача наставника — провести ученика через несколько этапов развития.

Процесс развития человека:

  1. Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.
  2. Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.
  3. Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.
  4. Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.

Цель наставника перевести ученика из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.

Комментариев пока нет