Есть мнение Статьи Открытая трибуна

Идеология - Модель передачи знаний

18 ноября 2017
Наставничество подразумевает более совершенную форму передачи знаний, чем книги, лекции, телевидение и кино, интернет

Существует множество практических способов передать информацию. Люди читают книги, слушают лекции, делают письменные заметки. Но наставничество подразумевает более совершенную форму, чем все по-отдельности.

Системно наставничество подразделяется на уровни, что продиктовано возможностями наставника, оптимальными условиями передачи знаний. Первым уровнем можно представить персональное наставничество. Оно отражает непосредственный процесс обучения, формирования практической передачи знаний, выстраивает систему взаимоотношений людей. Здесь зарождаются самые главные принципы, создаются предпосылки личностного роста, развития человеческих качеств.

Основной моделью обучения в наставничестве является модель «Расскажи – Покажи – Сделай». Это достаточно просто, чтобы воспринималось любым человеком. Требует минимум затрат между информацией и ее практическим применением. Максимально изолирует ученика от ошибок. Дает непосредственный опыт.

Наставник формулирует цель образовательного процесса. Он оговаривает, что ученик должен уметь по окончании обучения из того, что он не умел делать до этого. Дает понять, что в результате наставнической работы ученик узнает, в чем преуспеет и в каком направлении разовьется.

Очень важно, чтобы наставник определил особенности личности и развивал человека в том русле, где действительно будет прогресс и положительный результат.

Сначала идет процесс «расскажи». Здесь ученик получает теорию и инструкции. Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания.

Процесс «покажи», следующий период, дает возможность приобщиться к результативным наборам действий, принципам. Он наглядно демонстрирует и качества личности, необходимые для достижения результата. Наставник показывает, как нужно выполнять задание, добиваться выполнения задач, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он убеждается в усвоении учеником материала, контролирует осознание человеком данных принципов.

Практическая реализация системы наставничества выражается на финальной стадии «сделай». Здесь ученик сам выполняет задание по полученным ранее знаниям. Он под руководством и контролем наставника достигает результатов поставленных задач. Наставник может попросить ученика сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы, усвоения материала. По окончании наставник дает обратную связь ученику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки и знания. Таким образом, система наставничества обретет законченный вид и для ученика.

По мере развития системы наставничества будут выделяться более сложные с точки зрения иерархии принципы наставничества. Так персональное наставничество может перерастать в практическую форму идеологии общества, традиции, культуру, уставы общественных организаций и коммерческих предприятий, и т.д.

Обретая практическую форму, система наставничества начинает приносить результат в виде систематизированного общественного устройства, фиксирует базовые принципы жизнедеятельности, дает людям на каждом уровне развития конкретные инструменты для движения вперед в положительном, созидательном русле. Немаловажным результатом построения системы наставничества является укоренение принципов развития позитивных человеческих качеств.

Иван Пинтийский

Оригинал статьи находится здесь: http://www.pintiyskiy.ru/sources.html

Комментариев пока нет