Статьи

Идеология как объект изучения

29 октября 2016

Анализ современных науки и практики позволяет увидеть различные подходы к изучению идеологии как специфического общественного явления. Если их систематизировать, то, как нам представляется, может сложиться следующая картина.

Во-первых, подавляющее большинство людей, специалистов, занимающихся общественным сознанием и общественной практикой, признают факт существования идеологии. Правда, отношение к этому факту у многих из них неоднозначное. Среди них есть те, кто считает, что идеология это необходимый, «вечный» фрагмент общественной жизни. Представителям этого направления в определенной степени свойственна «фетишизация» идеологии, преувеличение ее роли в жизни общества. Наряду с ними есть люди, которые признают факт существования идеологии, однако они не считают ее «вечной спутницей» общественного развития. Как правило, представители этого направления в подходе к идеологии рассматривают ее как явление историческое, связывая срок существования названного феномена со сроком существования классов, страт, социальных групп в обществе.

Во-вторых, довольно конкретно проявляют себя в современном обществе люди, отрицающие необходимость существования идеологии в нем. Их можно разделить на несколько групп. Первая. Ее представители просто, вульгарно отрицают существование идеологии в обществе, считая ее явлением, лишенным необходимых социальных основ. Вторая группа людей настаивает на том, что идеология существовала ранее, но она не нужна обществу на современной стадии развития. Другими словами, они отстаивают позицию деидеологизации современной общественной жизни.

В-третьих, в среде тех, кто признает факт существования идеологии, существуют разночтения в определении ее природы, содержания, сущности и функций. В частности, есть специалисты, не видящие различий между идеологией и общественной психологией; есть те, кто расширительно трактует содержание идеологии, включая в него идеи, которые не выражают главные интересы социальных групп; немало тех, кто рассматривает идеологию как бессистемное образование; есть те, кто не видит связи природы идеологии с социальными противоречиями, существующими в обществе; есть люди, которые примитивно трактуют функции идеологии, тем самым упрощая понимание ее роли в ходе общественного развития.

В-четвертых, по сути, вышеназванные положения свидетельствуют о том, что существуют определенные упрощения, неточности, противоречия в определении научно-теоретических, методологических и методических основ понимания идеологии как сложного социального явления.

В-пятых, без особого труда можно констатировать факты смешения типов идеологий,  существующих в современном мире. Упрощения в выборе оснований для типизации идеологий. По нашему убеждению, в нем существуют три основных типа идеологий: идеология капиталистическая, идеология социалистическая и идеология мелкобуржуазная. У них наиболее конкретные предметные основания, позволяющие их квалифицировать в качестве самостоятельных типов идеологий.

В–шестых, нельзя пройти мимо тех людей, которые конъюнктурно используют типы идеологий для решения своих задач. Вводят идеологию в механизм, обеспечивающий дезинформацию в обществе, оправдывают двойные стандарты в подходах к однокачественным явлениям и т.д.

В-седьмых, особо следует обратить внимание на факты неточностей (мягко говоря), а то и просто выхолащивания, игнорирования идеологических основ, необходимой идеологической направленности деятельности средств массовой информации, наиболее активно влияющих на общественное сознание в современном мире.

В-восьмых, нам представляется, что одна из самых важных проблем в подходе к пониманию содержания и социальной значимости идеологии заключается в недооценке ее влияния буквально на все процессы, происходящие в современном мире.

Таким образом, проблемы, противоречия в подходах к пониманию природы, содержания, сущности, функций современной идеологии и необходимость их разрешения – главный побудительный мотив пристального внимания к ней, как к объекту, требующему специального изучения.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВСЕЙ КНИГИ

Комментариев пока нет