Идеология и культура

29 октября 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Идеология и культура

Взаимодействия названных явлений непросты. Для того чтобы представить их наиболее предметно не остается ничего, как определиться с содержанием такого феномена, как культура.

Нам представляется, что существенными признаками культуры являются следующие.

Во-первых, явления культуры отличаются от явлений природы тем, что последние существовали и существуют вне воздействия на них людей, общества, в то время как явления культуры обязательно несут на себе печать такого воздействия.

Во-вторых, к явлениям культуры, прежде всего, следует относить те феномены, которые вовлечены людьми в процесс своей жизнедеятельности. Другими словами, явления, на которых лежит печать действий, труда людей (позитивных или негативных – это другой вопрос) автоматически обретают статус явлений культуры.

В-третьих, в первую очередь феноменами культуры стали природные явления, подвергшиеся воздействию людей, претерпевшие определенные изменения в силу такого воздействия.

В-четвертых, высшим этапом в развитии культуры, как известно, является созидательная фаза. Ее суть: человек, общество не просто изменяют явления природы, но и творят, создают такие феномены, которых не было в окружающей человека действительности.

Таким образом, вышеприведенные содержательные признаки культуры формируют основание для определения ее сути. Культура – это совокупность явлений природы, подверженных воздействию, изменению обществом, вовлеченных в процесс его развития, и феномены, являющиеся  результатом деятельности людей. При этом заметим, что воздействие людей на природные явления и создание ими «неприродных» феноменов может быть как продуктивным, так и контрпродуктивным. Словом, культура – это соединение и тех и других явлений.

В контексте определения содержания культуры вряд ли можно оставить без внимания две важнейших ее составляющих: материальную и духовную. По сути, можно вести речь о двух относительно самостоятельных, но органично взаимосвязанных фрагментах культуры: материальном и духовном.

Исходя из вышеприведенных положений, можно представить механизм взаимодействий идеологии и культуры.

Позиция 1. Идеология как продукт деятельности людей, их сознания является элементом культуры общества. Более того, важным, необходимым элементом культуры политического общества.

Позиция 2. Идеология – это важнейший элемент, прежде всего, духовной культуры общества.

Позиция 3. Являясь элементом духовной культуры общества, идеология, как уже отмечалось, выполняет функцию духовной основы материальной деятельности людей, а это значит, что она лежит в основе материальной культуры общества.

Позиция 4. Культура выполняет функцию реализации задач идеологии (идеологий). Более того, она является специфическим индикатором, подтверждающим или опровергающим жизненную силу той или иной идеологии.

Позиция 5. На процесс развития культуры того или иного общества, как правило, оказывают воздействие разные идеологии. В то же самое время, культура является средством реализации на практике содержаний многих идеологий.

Позиция 6. В конкретный период развития культуры того или иного государства, та или иная идеология наиболее существенно влияет на развитие его культуры.

Позиция 7. Изменения в культуре общества оказывают воздействие на развитие идеологических процессов в нем, как и наоборот: идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения в их культурах.

Позиция 8. Отмечая достаточно прочную, органичную связь идеологического и культурного процессов в обществе, следует иметь в виду их относительную независимость друг от друга.

Казалось бы, главная задача данного раздела книги решена и можно поставить точку. Сделать это мешают обстоятельства, связанные с разночтенями понятий, которые активно работают в общественном сознании. В частности, довольно широко употребляются понятия «идеология культуры», «культура идеологических отношений», «идеологическая культура общества». Определив отношение к ним, пожалуй, можно считать задачи данного раздела работы решенными. Выразим свое понимание названных понятий, выделив характерные признаки, присущие явлениям, которые они отражают.

Идеология культуры конкретной страны – это система идей, выражающих главные интересы ее народонаселения в сфере культуры, определяющая направления действий людей по ее развитию.

Определенной спецификой обладает такое явление, как идеологическая культура общества. Назовем ряд его специфических признаков.

Во-первых, идеологическая культура общества – это совокупность идей, принятых и распространенных в обществе по поводу развития и функционирования его культуры.

Во-вторых, это совокупность действий, нацеленных на сохранение культурных традиций конкретного общества.

В-третьих, идеологическая культура общества – это система как материальных, так и духовных способов развития, преумножения культурных ценностей своих стран.

Таким образом, идеологическая культура общества – это  специфический механизм выработки и распространения в обществе идей, ориентированных на сохранение и преумножение культурных традиций конкретного общества.

Специфическое место в системе названных понятий занимает такое явление, как «культура идеологических отношений». По сути, речь идет о том, как должны взаимодействовать люди, решающие идеологические задачи, но не забывающие о том, что они должны действовать в рамках «приличий», в рамках культурных традиций, сформировавшихся в обществе. По сути, культура идеологических отношений – это процесс соблюдения идеологами, людьми, решающими идеологические задачи, требований принципов культуры, как своих стран, так и мировой культуры.

 

Комментариев пока нет