Идеология и государство

Как известно, государство является одним из самых активных участников современной общественной жизни. Оно – главный субъект фактически всех социальных процессов: экономического, социального, политического, правового, духовно-идеологического, военного, информационного, экологического и других. Очевидно, что, поскольку государство является участником духовно-идеологического процесса, то правомерно поставить вопрос об их взаимодействии. Тем более что в жизни можно встретить немало словосочетаний, которые употребляются достаточно часто, но значительно реже им дается объяснение. В частности, достаточно часто в обществе речь идет об идеологических процессах в государствах, о его идеологической системе, просто об идеологии государств. По нашему мнению, наибольший интерес представляет проблема взаимоотношений государства и идеологии, как специфических феноменов современной общественной жизни.

По установившейся в данной работе традиции заметим, что предметно определить взаимодействия государства и идеологии можно лишь после того, как определены содержательно-сущностные признаки названных явлений. Об идеологии уже сказано немало. Возникает необходимость определиться с содержательно-сущностными признаками государства.

Во-первых, государство – это специфический социальный институт политического общества. Это институт проведения в жизнь определенной политики.

Во-вторых, государство – это институт власти, решающий задачи конституирования, удержания и обеспечения ее функционирования.

В-третьих, государство – это единство законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В-четвертых, государство – это институт, формируемый господствующими в обществе социальными силами.

В-пятых, государство – это политический институт власти, распространяющий свое воздействие на определенную территорию.

Таким образом, государство – это институт проведения в жизнь политики определенных социальных сил, соединяющий законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, распространяемой на определенной территории, ориентированный на конституирование, удержание и обеспечение ее функционирования.

Исходя из приведенного определения государства, можно решать задачу определения его взаимодействий с идеологией (идеологиями).

Представим взаимодействия названных явлений в виде следующих положений.

Положение 1. В основании деятельности государства как политического института обязательно лежит какая-то идеология. Как правило, это идеология господствующих в обществе социальных сил.

Положение 2. Государство является средством проведения в жизнь идеологии названных социальных сил.

Положение 3. В каждом государстве, как правило, одновременно существуют несколько идеологий. Одна из которых является государственной.

Положение 4. Фактически в каждом государстве есть идеологии, находящиеся в отношениях противоречий. Нередко в отношениях острой социальной борьбы.

Положение 5. Взаимодействия идеологий с государством меняются в ходе общественного развития. Роль той или иной идеологии может усиливаться или ослабевать в ходе развития социальных процессов.

Положение 6. Существование каждого государства, как правило, связано с определенной идеологией.

Положение 7. Эффективность функционирования государства в значительной мере зависит от содержания и качества идеологии, реализуемой им в социальном процессе.

Положение 8. Жизнь свидетельствует о том, что идеология тем сильнее, чем продуктивнее, активнее ее проводит в жизнь государство.

Положение 9. Государство, проводя в жизнь определенную идеологию, является инструментом противодействия идеологиям, противоречащим идеологии государственной.

Положение 10. Изменения в государственном устройстве всегда предполагают изменение идеологий, лежащих в основе их существования и развития.

Положение 11. Государственная идеология не является некой незыблемой, неизменной величиной. Она изменяется под воздействием процессов, происходящих в общественной жизни, но в рамках своего качества.

Словом, идеология – это теория политики государства, а государство – это институт, реализующий определенную идеологию, проводящий ее в жизнь. Это с одной стороны. С другой – у каждого государства есть своя приоритетная идеология, которую правомерно квалифицировать как идеологию государственную. Итак, государственная идеология – это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая его народонаселение на реализацию названных интересов.

Исходя из приведенного определения, статус государственной может обрести идеология, работающая на решение следующих задач.

Задача 1. Последовательная реализация на практике государственных интересов.

Задача 2. Сохранение конкретной страны как некоего специфического, исторически сложившегося явления.

Задача 3. «Работа» на каждого человека, все народы, живущие в конкретной стране.

Задача 4. Деятельность, ориентированная на постоянное, адекватное конкретной исторической ситуации улучшение жизни людей конкретной страны.

Задача 5. Отстаивание реальных свобод, демократии, утверждение гуманных отношений между людьми в конкретной стране.

Задача 6. Гармонизация действий всех ветвей власти, политических сил, действующих на территории конкретной страны.

Задача 7. Теоретическое обоснование правовых норм, действующих в конкретной стране.

Задача 8. Формирование идеологической составляющей обеспечения безопасности конкретной страны.

Задача 9. Ориентация общественного сознания на невмешательство в жизнь других государств. Ведь очевидно, что идеология конкретной страны перестает быть ее государственной идеологией, как только она ориентирует общественное сознание на возможность вмешательства в жизнь других стран.

Таким образом, у государственной идеологии достаточно конкретное социальное назначение. Понять его в полной мере можно, обратив внимание на проблемы социальных интересов и социальных идей, которые существенным образом воздействуют на формирование идеологий.

Очевидно, что в контексте приведенного определения государственной идеологии, прежде всего, возникает вопрос о сути государственного интереса. Попробуем предметно представить читателю содержательно-сущностные характеристики названного феномена.

Очевидно, что нам предстоит ответить на два вопроса. Во-первых, что следует понимать под интересом как таковым? Во-вторых, что из себя представляет государственный интерес?

Начнем с интереса. Не претендуя на истину в последней инстанции, заметим, что интерес можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, интерес (интересы) человека, социальной группы – это всегда желания людей. Без понимания сути желаний людей нельзя понять их интересы.

Во-вторых, интересы – это не случайные, сиюминутные желания людей. Они формируются в ходе их жизнедеятельности, превращаясь в устойчивый, долгосрочно работающий феномен.

В-третьих, у интересов конкретная онтологическая база. Ею является бытие людей, процесс их существования во всем его многообразии.

В-четвертых, нельзя не заметить, что именно в интересах людей интегрируются все аспекты их бытия. Это с одной стороны. С другой – в интересах людей выражаются главные, основные приоритеты их бытия. Развитие в данном случае понимается как способность явлений изменять свои содержание, сущность, качество. Такие изменения, как известно, могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.

В-пятых, важно видеть, что интересы – это желания, сформированные у людей на базе их прошлого и настоящего. Это, однако, не отменяет их устремлений в будущее. Другими словами, интересы – это желания людей, ориентированные на устройство их жизни в будущем.

В-шестых, нельзя не подчеркнуть, что базой формирования интересов людей являются как материальные, так и духовные процессы их бытия. Диалектика этих процессов необычайно сложна. Вместе с тем, в контексте изучения социальных интересов людей, важно подчеркнуть неоспоримый факт. Материальные факторы первичны по отношению к духовным, выполняют роль основы формирования социальных интересов людей. По природе, по своему генезису социальные интересы людей, прежде всего, базировались и базируются на материальной составляющей их бытия.

В-седьмых, в основании формирования желаний (интересов) людей всегда лежит отражение их бытия на уровне чувств. Затем они конкретизируются в воле и интеллекте людей. Прочувствовав тот или иной фрагмент бытия, у людей формируется воля, желание использовать его в своих интересах, а это желание, в свою очередь, требует интеллектуальных, осознанных действий для поиска оптимальных путей решения названной задачи. Словом, социальные интересы (желания) людей «работают» на трех основных уровнях общественного сознания: чувственном, волевом, интеллектуальном.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующее определение (понятие) социального интереса. Социальный интерес – это сформировавшиеся в ходе жизнедеятельности людей устойчивые желания, закрепленные в их чувствах, воле и интеллекте, отражающее суть их прошлого и настоящего бытия, нацеленное на его развитие в будущем[1].

Социальные интересы находят свое выражение в социальных идеях. Социальная идея как специфический феномен имеет ряд существенных характеристик, признаков. Представим их в определенном логическом ключе.

Первый. Всякая социальная идея, если она действительно идея – продукт интеллектуальной ступени общественного сознания, правда, формирующийся, опирающийся на его чувственную и волевую составляющие.

Второй. Для того чтобы та или иная мысль обрела статус социальной идеи, она должна максимально глубоко и объективно отражать сущность общественного бытия. Словом, для того чтобы та или иная мысль обрела статус социальной идеи (национальной, классовой, общенародной, государственной, патриотической, общечеловеческой), она должна в данных, конкретных условиях бытия быть мыслью, достигшей если не высшей, то весьма высокой степени объективности.

Третий. Социальная мысль может обрести статус национальной, классовой, общенародной, государственной, патриотической, общечеловеческой идеи только тогда, когда она соединяется с сознанием большинства своих субъектов. Никогда не сможет стать, допустим, национальной идеей мысль, достигшая высшей степени объективности, но так и не соединившаяся с сознанием большинства людей конкретной нации (народности).

Четвертый. Социальная идея – это квинтэссенция, стержень сознания, идеологии наций (народностей), классов, государств, союзов государств.

Пятый. Социальная идея работает на соединение интересов конкретных общественных субъектов с их реальной жизнью. В этом заключается особая значимость национальных, классовых, общенародных, государственных, патриотических, общечеловеческих идей.

Таким образом, социальная идея – это мысль, достигшая высшей степени объективности в данных конкретных условиях бытия конкретных общественных субъектов, выражающая их основные интересы, являющаяся стержнем их идеологии (духовности) и служащая реализации основных целей их бытия.

Исходя из вышеприведенных определений (понятий) социального интереса и социальной идеи правомерно, наконец, ответить на вопрос о взаимоотношениях, диалектике социального интереса и социальных идей.

Прежде всего, обратим внимание на факты, обусловливающие единство социальных интересов и социальных идей. Их можно представить так: а) и у интересов, и у идей одно общее онтологическое основание – это бытие, процесс жизнедеятельности людей конкретной нации, конкретного класса, конкретной страны, союза государств; б) и социальные интересы, и социальные идеи выражают главные устремления людей, представляющих конкретную нацию, конкретный класс, конкретную страну, конкретный союз государств; в) и социальные интересы, и социальные идеи – феномен общественного сознания людей; г) и интересы, и идеи формируются не в одночасье, не случайно, а в течение достаточно длительного периода времени и с определенной необходимостью; д) эти феномены – необходимые элементы социальной, национальной, духовной, экономической, политической, правовой, информационной, военной сфер жизни общества; е) и социальные интересы, и социальные идеи выполняют, как правило, функцию реализации основных целей жизни наций, народов, классов, государств, союзов государств; ж) они испытывают на себе постоянное воздействие изменяющегося бытия людей, поэтому сами постоянно изменяются, развиваются, уточняются.

Вот что в главном, как нам представляется, роднит социальные интересы и социальные идеи.

Наряду с единством у социальных интересов и социальных идей есть немало различий. Различия следующие:

  • социальные интересы, как правило, формируются
    на обыденном уровне сознания людей, в то время как социальные идеи – это продукт интеллектуальной, научно–содержательной сферы их сознания;
  • из вышеприведенного положения логично следует, что социальные интересы, как правило, имеют более широкую общественную основу, их творцами выступают фактически все люди, представляющие ту или иную нацию, класс, страну, союз государств. Социальные идеи, вырастая на базе социальных интересов, формируются (или должны, по крайней мере, формироваться), представителями конкретных наций, классов, стран, союзов государств, имеющими специальную научно-теоретическую подготовку. Отсюда вытекает еще одно различие между социальными интересами и социальными идеями: первые, как правило, возникают стихийно, вторые – формируются в результате специальной работы специально подготовленных к решению социологических задач людей;
  • наконец, если социальные интересы являются своеобразными запускающими «устройствами» формирования социальных идей, то последние выполняют функцию ускорения, сокращения сроков практической реализации социальных интересов людей.

Проделав необходимую подготовительную работу, разобравшись с содержанием понятий «социальный интерес» и «социальная идея», можно приступить к решению главной проблемы данного раздела книги. Она, как было отмечено, заключается в том, чтобы разобраться во взаимодействиях таких феноменов как идеологии и государство.

Когда речь заходит об идеологических основах деятельности того или иного государства, то чаще других используется понятие не «государственная идея», а «национальная идея». Именно оно наиболее широко распространено, является наиболее популярным. Несмотря на популярность и признание обязательности существования национальной идеи у каждого государства, пока нет оснований считать, что в общественном сознании сформировано строгое научное определение названного феномена.

Попытаемся резюмировать то, что сказано на данный момент о содержательно-сущностных характеристиках национальной идеи государства.

Во-первых, фактически все без исключения аналитики признают, что национальная идея – это некая мысль, достигшая высокой степени объективности, выражающая главные цели политики того или иного государства.

Во-вторых, признается и то, что каждое государство имеет свою, специфическую национальную идею. Национальная идея конкретного государства всегда уникальна, поскольку уникально каждое государство. Словом, нет в мире абсолютно одинаковых государств, а значит, нет и абсолютно одинаковых национальных идей.

В-третьих, большинство здравомыслящих людей справедливо считают, что, несмотря на особенности национальных идей разных государств, нельзя не видеть их общность между собой. Здесь, как правило, просматривается определенная закономерная связь: чем ближе друг к другу государства по своей природе, традициям, культуре, общественному укладу и так далее, тем ближе друг к другу содержание их национальных идей.

В-четвертых, многие исследователи и практики сходятся в том, что национальные идеи государств не рождаются в одночасье, формируются не сразу, а в течение довольно длительных исторических периодов. Этот факт предопределяет их «долгожительство» и относительную устойчивость.

В-пятых, трудно отказать в правоте тем, кто считает, что содержание национальных идей государств в ходе исторического развития, как правило, изменяется, уточняется, корректируется в соответствии с изменениями в мире.

В-шестых, нетрудно заметить, что содержание национальных идей тех или иных государств наиболее серьезно меняется под воздействием радикальных изменений в социальной жизни стран, в ходе революций и контрреволюций, в результате изменения общественного строя в них.

В-седьмых, национальную идею, как правило, квалифицируют как мысль, носителем которой является большинство (подавляющее большинство) населения той или иной страны.

В вышеприведенном резюме содержатся, как нам представляется, выводы, которые являются определяющими для понимания содержания национальных идей тех или иных государств. Они отражают определенные сущностные характеристики названного феномена. Вместе с тем в этих выводах содержатся серьезные противоречия. Скажем конкретнее, на наш взгляд, неточности, которые уводят нас от объективного отражения сущности такого феномена, как национальная идея. Попробуем разобраться в этих противоречиях и неточностях.

Прежде всего, обращает на себя внимание факт, связанный с этимологией слова «национальная». Национальным является то, что принадлежит конкретной нации, связано с ее жизнью. Отсюда следует, что квалифицировать как национальную можно только ту идею, которая выражает интересы конкретной нации. По логике, она может обрести статус государственной только в однонациональной стране. Этот вывод очевиден, если строго следовать сути понятия «национальный». Как только мы соглашаемся с этой логикой, становится очевидным, явным противоречие. В мире не так много однонациональных стран. Население подавляющего большинства государств многонационально. Более того, в современном мире ярко проявляет себя тенденция интернационализации общественной жизни государств в силу интеграции производств, интенсивной миграции людей различных наций и народностей из одних стран в другие.

Нам представляется, что употребление понятия «национальная идея» по отношению к многонациональным государствам не совсем корректно. Очевидно, что если вести речь о какой-то идее, которая выражает интересы всего населения той или иной многонациональной страны, то точнее употреблять понятия либо «государственная идея», либо «общенародная идея». Если же продолжать настаивать на использовании понятия «национальная идея» по отношению к государствам, в которых живут многие нации (народности), то это неизбежно приведет не только к теоретическим, но и практическим трудностям. Назовем их.

Первая трудность. Употреблять понятие «национальная идея» по отношению к населению многонациональных государств можно было бы без явных практических негативных следствий только в том случае, если бы главные идеи, чаяния, устремления всех без исключения народов, живущих в конкретной многонациональной стране, были тождественны, совпадали. Однако социальная практика говорит об обратном – ни в одной стране мира, к сожалению, пока не было и нет абсолютного тождества интересов, идей, устремлений людей разных наций и народностей. Словом, употребление понятия «национальная идея» по отношению к многонациональным государствам не совсем корректно как в теоретическом, так и практическом планах.

Вторая трудность. Употребление понятия «национальная идея» по отношению к государствам, в которых живут люди разных наций и народностей, чревато еще одной практической опасностью. Известно, что в любой многонациональной стране есть нация или нации, составляющие большинство ее населения, играющие наиболее значительную роль в формировании ее культуры, существенно влияющие на ее социальное развитие. Их нередко, справедливо называют «государствообразующими» нациями, народами. Казалось бы, можно национальные идеи такого «государствообразующего» народа квалифицировать (собрав их в систему) как национальную идею всех народов, живущих на территории той или иной страны. Такие пробы в истории общественного развития проводились не раз. Заканчивались они, как правило, неудачно. При возникновении даже малейших, незначительных социальных трений между людьми разных наций (народностей), живущих в той или иной стране, национальная идея «государствообразующего» народа (народов), как правило, переставала выполнять функцию консолидирующего социального начала.

Третья трудность. Она логично, на наш взгляд, продолжает предыдущую тему. В самом факте провозглашения национальной идеей той или иной страны национальных идей «государствообразующих» народов содержится основание для конституирования неравенства людей, живущих в этих странах. Так сознательно или неосознанно генерируется база для национализма и шовинизма, об опасности которых нет необходимости вести речь.

Таким образом, очевидно, что как с теоретической, так и с практической точек зрения употребление понятия «национальная идея» в многонациональных странах, по меньшей мере, некорректно. Смеем заметить, что, видимо, допущены серьезные ошибки в конституциях тех многонациональных стран, где сформулирована их так называемая «национальная идея». По сути, в конституциях таких стран речь должна идти либо о государственной, либо об общенародной идеях. В таком случае снимается проблема абсолютизации роли той или иной нации в многонациональных государствах.

Настаивая на употреблении понятий «государственная (общегосударственная) идея», «народная (общенародная) идея» следует более предметно представить их содержательно–сущностные характеристики. Поняв их, можно будет ответить на вопрос о тождестве и различии названных феноменов.

Прежде всего, заметим, что как общегосударственная, так и общенародная идеи отражают и выражают главные сущностные интересы, в одном случае государства, в другом – народов, живущих в конкретной стране. Это во-первых.

Во-вторых, общегосударственная и общенародная идеи – продукты длительного исторического развития стран, не возникающие в одночасье. Они отражают природу конкретного государства, конкретных народов, живущих в той или иной стране.

В-третьих, эти идеи являются мыслями, достигшими высокой степени объективности в условиях данного, конкретного периода развития конкретной страны.

В-четвертых, как государственная, так и общенародная идеи интегральны по своей сути. Говоря другими словами, их содержание не исчерпывается и не может быть исчерпано каким-то одним односложным понятием. Как правило, государственная и общенародная (как и национальная) идеи – это интеграция, система взаимодополняющих мыслей, выражающих самые важные интересы конкретного государства, народов, наций конкретных стран.

В-пятых, важной особенностью как государственной, так и общенациональной идей является их мобилизующая роль, нацеленность на действие. Словом, они ориентируют людей, живущих в конкретных странах, на практические действия. Этот факт с особой силой подчеркивает, с одной стороны, необходимость существования таких идей в каждой стране. С другой – придает особую значимость объективности их содержания. Субъективизм, волюнтаризм, упрощения в трактовке государственной и общенародной идей – это основание для практических ошибок серьезных масштабов.

Вышеназванные факты характеризуют общность государственной (общегосударственной) и народной (общенародной) идей конкретных стран, но остается открытым вопрос об их различиях.

Если считать, что государство – это люди, народы, живущие в конкретной стране (такая точка зрения, как известно, давно широко распространена), то различий между государственной и общенародной идеями не может быть. Как нет его и в том случае, если под государством понимается специальный аппарат власти, работающий на реализацию интересов народов страны. В таком случае общенародная идея становится идеей общегосударственной, что делает их тождественными. Бывает ли такое состояние в реальной жизни? Бывает, но, как правило, в короткие периоды времени и далеко не во всех государствах. Значительно чаще в практической, реальной жизни происходит другое. А именно: народ избирает государственную власть, которая декларирует реализацию его интересов. Нередко это остается именно только декларацией. Чиновники, пришедшие во власть, довольно часто приспосабливают ее под себя, через нее начинают решать свои задачи, тем самым отдаляя государство от народа, и, в конце концов, государственную идею (скорректированную ими под себя) от общенародной идеи.

Словом, о тождестве государственной и общенародной идей можно вести речь только в том случае, если в стране работают жесткие механизмы, ставящие чиновников, власть в положение осуществления действий, нацеленных на реализацию интересов народов конкретной страны. К сожалению, еще раз заметим, в реальной жизни такие страны встречаются не так часто. Вместе с тем практика свидетельствует, что в жизни каждой страны был или может быть определенный период, когда общенародная идея работает как общегосударственная, так и наоборот. Чаще всего такое состояние наступает в трудные периоды жизни страны (войны, голод, стихийные бедствия и т.д.).

Таким образом, отождествление общенародной идеи с государственной корректно только в том случае, если последняя в полной мере отражает интересы, чаяния, устремления народа (народов) конкретной страны. Во всех других ситуациях вести речь об их тождестве можно с довольно большим допуском. По сути, существуют два феномена: народ страны со своими интересами и идеей, которая идеологически конституирует эти интересы. Это с одной стороны. С другой – существует государство как некий политический институт, имеющий свои интересы и идея, которая конституирует эти интересы.

Определенный свет в направлении конкретизации содержания государственной и общенародной идей проливает понимание сути классовых интересов и идей социальных групп общества. Как было подчеркнуто, в современном обществе принято различать классы бедных, среднеобеспеченных и богатых людей. Очевидно, что интересы у этих больших социальных групп разные, а значит, существенно отличаются друг от друга и идеи, которые отражают эти интересы.

Что следует понимать под классовой идеей? Классовая идея – система понятий, законов, принципов, выражающих интересы конкретного класса, нацеленная на обеспечение его существования.

В плане размышлений о классовых идеях, следует подчеркнуть их особенности.

1.    Классовые идеи в той или иной мере связаны с национальными, государственными и общечеловеческими идеями. Взаимодействуют с ними, включают фрагменты их содержания в свое содержание, опираются на них, но при этом сохраняют свою уникальность, свою специфику.

2.     Эта специфика заключается в том, что каждая классовая идея собирает под свои знамена людей разных наций (народностей), разных государств, стран, разных устремлений. В основании этого единения лежат, прежде всего, социально-экономические интересы, отличающие людей, исповедующих данную классовую идею, от людей, ориентированных на другие классовые интересы, другие классовые идеи.

  1. В контексте наших размышлений важно подчеркнуть, что классовые идеи существенно влияют в современном обществе на формирование, развитие и функционирование национальных, общенародных, государственных, патриотических и общечеловеческих интересов и идей. Последние в политическом обществе неизбежно оказываются под серьезным воздействием именно классовых интересов и идей.
  2. Особо следует заметить, что, как правило, конкретное государство ориентировано на реализацию интересов и идей господствующего в обществе класса. Следовательно, государственная идея – это, прежде всего, классовая идея. Идея класса, владеющего властью в конкретной стране. Эта аксиома подтверждена историей общества. Подтверждается она и в ходе современного общественного развития. На этом фоне особенно ярко проявляются различия между общенародной и государственной идеями.

Ведя речь о государственной идее нельзя оставить без внимания проблему единства и отличий государственной и патриотической идей. В классической редакции они должны совпадать, быть тождественными. Действительно, если государство последовательно отстаивает интересы своих граждан, а граждане понимают это и полностью поддерживают политику государства, то государственная идея и патриотическая идея в таких странах должны совпадать по своему содержанию. Это в теории. На практике ситуация несколько иная. Нередко позиции, которые фиксирует, закрепляет государственная идея, не совпадают с позициями, которые выражает идея патриотическая. Почему так происходит?

Чтобы ответить на этот вопрос, уточним содержание названных феноменов. Государственная идея – это система понятий, законов, принципов, выражающих интересы конкретного государства как политического института, служащего господствующему в обществе классу, нацеленная на его сохранение и обеспечение функционирования. Патриотическая идея – это система понятий, законов, принципов, ориентирующих сознание и действия народонаселения конкретной страны на сохранение ее существования, независимости и самобытности.

Понимая подобным образом содержание государственной и патриотической идей, нетрудно увидеть их сходство и различие.

Общность государственной и патриотической идей заключается в том, что они ориентированы на обеспечение сохранности и нормального функционирования конкретного государства (страны).

Различие же между ними в том, что субъектом государственной идеи, ее носителем и главным реализатором является институт власти в стране. Субъектом же патриотической идеи в стране является, прежде всего, ее народонаселение. Это не означает, что субъекты государственной и патриотической идей не взаимодействуют друг с другом, не соединяют свои усилия в интересах их реализации. В реальной жизни такое соединение происходит в силу единства их целевых установок. Вместе с тем, отдавая дань должного единству государственной и патриотической идей, нельзя не видеть их отличия, являющиеся следствием различий их субъектов. Еще раз подчеркнем – у государственной идеи – это институт власти в стране. У патриотической идеи – это широкие народные массы, ориентированные на любовь к своей стране, имеющие желание сохранить ее в интересах обеспечения своей жизнедеятельности.

В контексте приведенных размышлений нельзя оставить без внимания диалектическое взаимодействие общенародной и патриотической идей. На первый взгляд кажется, что они тождественны, что между ними нет различий. Действительно, у них больше сходств, чем различий, но мы были бы неправы, если бы предметно не обозначили их сходства и различия.

Главное сходство общенародной и патриотической идей заключается в том, что субъектом, носителем и главным реализатором как одной, так и другой является, прежде всего, народонаселение конкретной страны. Это первое. Второе. Как общенародная, так и патриотическая идеи нацелены на мобилизацию народонаселения конкретной страны на определенные социальные действия. Другими словами, они едины как по своему субъекту (народонаселение страны), так и по объекту воздействия общественное сознание людей конкретной страны.

Единство названных идей не может нивелировать отличия в их содержании и функциях. Содержание общенародной идеи включает в себя все многообразие идеологических, мировоззренческих устремлений людей конкретной страны. Его можно представить как некую интеграцию взглядов, идей, людей, живущих в конкретной стране. В общенародной идее интегрируется весь спектр взглядов людей на жизнь, по всем ее направлениям. Патриотическая же идея интегрирует только те взгляды людей, которые имеют строгую нацеленность – сохранение существования и функционирования конкретной страны, обеспечение нормальной жизни ее народонаселения. Можно в этом контексте заметить, что если общенародная идея – это интеграция всего многообразия взглядов (нередко самых противоречивых) на свою жизнь, людей конкретной страны, то патриотическая идея – это результирующая интеграции взглядов народонаселения конкретной страны на главную проблему, проблему сохранения ее существования и функционирования. Другими словами, патриотическая идея – это сущность, своеобразный стержень идеи общенародной. Приведенное положение ни в коей мере не умаляет патриотический пафос общенародной идеи, но и не дает право умалять значимость идеи патриотизма в жизни любого государства.

Таким образом, можно с достаточным основанием констатировать факты существования следующих феноменов в общественном сознании людей: национальной идеи (идеи конкретной нации); общенародной идеи (идеи народов, живущих на территории конкретного государства); классовой идеи – идеи большой социальной группы людей, именуемой классом; государственной идеи (идеи, закрепленной в основных документах конкретной страны, над реализацией которой работает государственная власть, все ее ветви); наконец, патриотической идеи, интегрирующей интересы субъектов социальной жизни в конкретной стране, с целью сохранения ее существования, независимости и самобытности.

Наряду с ними реально существуют общечеловеческие идеи как отражение общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие идеи отличаются от национальных, общенародных, государственных, патриотических, пожалуй, двумя главными признаками. Прежде всего по своему субъекту, по своему носителю. В классическом понимании субъектом, носителем общечеловеческих идей должны быть все здравомыслящие люди, живущие на планете. Конечно, такого состояния достичь в реальной жизни вряд ли возможно. Поэтому, как правило, носителем этих идей выступает большинство населения планеты, и то в периоды, когда общечеловеческие ценности, интересы овладевают их сознанием. Это первый отличительный признак общечеловеческих идей.

Второй отличительный признак – это объект. Им являются общечеловеческие ценности, становящиеся для людей необходимым условием, основанием их выживания, дальнейшего существования.

Резюмируем все сказанное о национальной, общенародной (народной), государственной, патриотической и общечеловеческой идеях.

1. Все эти типы идей реально существуют, имеют реальные онтологические основы. Соответственно их названиям правомерно выделять следующие основы: у национальной идеи – интересы конкретной нации; общенародной идеи – интересы народов конкретной страны; у государственной идеи – интересы конкретного государства; у патриотической идеи – интересы приоритетности, первичности, незыблемости существования конкретной страны; у общечеловеческой идеи – это интересы подавляющего большинства населения планеты.

2. Все названные идеи являются элементами общественного сознания людей. В нем они квалифицируются как идеи только в том случае, если они достигают состояния высокой степени объективности в выражении интересов вышеназванных групп людей.

3. Национальная, общенародная, государственная, патриотическая, общечеловеческая идеи выполняют функцию основ идеологий либо конкретной нации, либо народов конкретной страны, либо конкретного государства, либо всего человечества.

  1. Эти идеи, как звенья общественного сознания людей, проявляют, реализуют себя на чувственном, волевом и интеллектуальном его уровнях. Чувства людей лежат в основании формирования национальных, общенародных (народных), государственных, патриотических и общечеловеческих идей. На их базе формируется воля – стремление действовать в целях реализации определенных интересов. Наконец, стремление действовать порождает потребность глубокого, объективного, скажем так, научного познания возможных оптимальных путей реализации интересов наций, народов, государств, человечества. А это требует работы сознания людей на интеллектуальном уровне.
  2. Очень важно заметить, что статус национальной, народной (общенародной), государственной, патриотической и общечеловеческой идей, как правило, получают мысли, по своей природе ориентированные на прогресс. Они формируются как установки на улучшение жизни наций, народов конкретной страны, на повышение эффективности функционирования государств, улучшение жизни на планете. Можно сказать так – прогрессивность заложена в природе названных идей. Правда, не на всех этапах своего существования они ее сохраняют. В мировой истории есть немало примеров, когда прогрессивные идеи превращались в свою противоположность.

Таким образом, заявив в этом разделе рассмотрение диалектики идеологии и государства, мы с необходимостью вынуждены были обратить внимание на национальную, классовую, общенародную, общечеловеческую и патриотическую идеи. У последних в современном обществе много общего, но вместе с тем они конкретны, отличаются друг от друга по своим содержанию и функциям. Это важно иметь в виду, анализируя современный идеологический процесс.

Словом, можно констатировать, что современный идеологический процесс включает в себя всю совокупность национальных, классовых, государственных, патриотических, общенародных и общечеловеческих идей.

А.А. Кокорин, доктор философских наук