Есть мнение Статьи

ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

02 мая 2019

Идеи русского космизма, направления, развивавшегося в русской философии и науке конца XIX – начала XX веков и получившего дополнительное признание во второй половине XX века в связи с первым полетом человека в космос и началом его активного освоения, никогда не теряют своей актуальности. Как и многие философские концепции, русский космизм высоко ценится и в педагогической деятельности, нацеленной на воспитание последующих поколений и на передачу им накопленного опыта.

Русский космизм опирается на труды различных ученых, начиная от трудов древнегреческих философов, продолжая немецкой и французской школой космизма. В то же время русский космизм оказался обладателем самобытных черт и своих собственных подходов. Он опирается на труды таких отечественных ученых, как Н.А. Бердяев , В.И. Вернадский , Н.Н. Федоров и отражен в различных учебных пособиях по философии . Также идеи русского космизма не теряют своей актуальности и сегодня, с этим связано обилие электронных источников, освещающих данную проблематику, например, Cyberleninka, Academic, Евразийское движение Российской Федерации, Международный центр Рерихов и Русский космизм.

Прежде чем начать обзор идей русского космизма, необходимо дать ему определение. Космизм – это философское мировоззрение, в основу которого заложено представление о космосе и о человеке, являющегося «гражданином мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. Зародилось это философское течение в Древней Греции, его истоки можно проследить ещё в трудах древнегреческого философа Гераклита (544 – 483 до н.э.). В дальнейшем данные идеи развивались, появлялись новые школы, что привело, в итоге, к образованию на рубеже XIX и XX веков школы русского космизма, философского мировоззрения, без сомнения, обладающего чертами предшественников, но не лишенного определенных особенностей.

Являясь частью русской культуры, он обладает рядом самобытных черт. Во-первых, активно продвигалась идея о заселении человечеством всей вселенной, но делать это надо было в контексте нравственного совершенствования человечества. Во-вторых, появлялись идеи об обретении человеком бессмертия и даже о воскрешении мертвых. В этих двух положениях устанавливались отношения между микрокосмосом (человеком) и макрокосмосом (объективным миром). В-третьих, освещалась идея «активной эволюции», нового этапа развития вселенной, движимого усилиями человечества в ту сторону, какую ему подсказывает собственные разум и чутье. Затем появилась «идея всеединства мира в истине, добре и красоте», которая гласит, что не существует противоречий между разумом и природой.

Благодаря активному развитию данного мировоззрения в России и работам выдающихся ученых (множество ученых и исследователей посвятили себя данному направлению), в русском космизме возникло сразу несколько направлений. Бесспорно, основоположником данного направления в русской философии стал Н.Ф. Фёдоров (1829 – 1903), русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор.

Именно им было основано направление религиозно-философского космизма, в котором он отводил науке место рядом с искусством и религией в деле объединения человечества. Также им было выдвинуто несколько идей, например, он не собирался примиряться с гибелью даже одного человека, уповая не только на будущую победу над смертью, но и даже на воскрешение всех умерших людей (путем сбора рассеянных молекул и атомов ради воссоздания «тел отцов»), в чем заметно влияние идей христианства (учение Христа – грядущее телесное воскрешение и победа над последним врагом, смертью). Также он предвидел в начале XX века то, что впоследствии стали называть «глобальными экологическими проблемами», предлагая использовать армию не для войн между людьми, а ради преодоления последствий данных катаклизмов. И, наконец, его труды нередко были связаны с мировой, в общем, и русской, в частности, историей и культурой.

Следующим направлением является естественно-научный космизм, представленный трудами таких мыслителей, как К.Э. Циолковский (1857 – 1935) и В.И. Вернадский (1863 – 1945). Главными идеями данного учения являются выход человека в космос и его последующее заселение, при этом жизнь человека не является наивысшей ценностью, ведь один человек является лишь атомом в мозгу совершеннейших существ во Вселенной, частью человеческой цивилизации. С этим связана его убежденность в существовании высокоорганизованных сознательных существ, преобладающих в космосе. Сам К.Э. Циолковский, выведший формулу конечной скорости движения ракет и обосновавший использование ракетных аппаратов, как пока единственного целесообразного способа путешествий в космосе, говорил: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Его рассуждения нашли поддержку у В.И. Вернадского, который заявлял о космичности жизни и о делении мира на биосферу (сфера жизни) и ноосферу (сферу разума), которая начала формироваться с накоплением человечеством знаний. Человек с самого начала выступал как творец, создавая духовные, художественные, научные знания, совершая открытия, увековечивая себя в культурных объектах. Это привело к возникновению на Земле оболочки жизни, радикально преобразованной трудом и ноосферного информационного потока. Также не стоит забывать про такие направления, как художественно-поэтический космизм, эзотерический космизм и ноосферный космизм (как продолжение идей В.И. Вернадского).

Таким образом, общими родовыми чертами данного философского и научного поиска являются понимание восходящего характера эволюции (и осознание в ней сознательного этапа – «регуляции природы»), а также несовершенства нынешней природы человека, но, вместе с этим, высокое его достоинство и преобразовательная роль. При этом субъектами планетарного и космического преобразования называется не отдельный человек, а все человечество в целом, при единстве всех его поколений. Течение русского космизма имеет общечеловеческое значение, оказывая влияние не только на современное положение вещей, но и на развитие человечества в будущем. Особенно ценным оно становится в наши дни при поиске принципиально нового типа мышления, способного открыть человечеству горизонт новых надежд.

Несомненно, идеи русского космизма оказали влияние на педагогическую деятельность в силу целого ряда причин. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовного практического опыта от поколения к поколению, она состоит из двух видов: научной и практической.

Так как в основе философии и педагогики русского космизма лежит восстановление естественных связей человека с окружающим миром, куда входят природа, история, культура, затем поднятие миропонимания человека на космический уровень, также возрождение духовно-чувственного образа жизни, включающего в себя нравственные ценности и идеалы и развитие познавательных и творческих способностей человека. При этом человек является не венцом творения, а лишь ступенью развития, передавая будущим поколениям знания и создавая им основу для достижения высот, невиданных ранее (союз природы и человека). Конечно же, для созидания космического будущего человечества необходимо соответствующее образование человека, включающее в себя воспитание нового поколения, модернизацию существующей системы образования и создание новых типов школ, всё это вместе – педагогика космизма, неразрывно связанная с его философией .

Итак, в соответствии с теориями русского космизма, в подрастающем поколении необходимо:

1. Развивать веру в высшую силу, так как она является созидателем личности.

2. Воспитывать ответственность за свои мысли (добротомыслие, прекрасномыслие, любовномыслие), а также чувство и понимание суровости долга перед космосом и человечеством.

3. Расширять сознание через принятие миров: надземного, тонкого, духовного, а также высших миров.

4. Зарождать устремления к сотрудничеству с высшими мирами, воспитывать сердце как высший орган, развивать чувствознание и интуицию для получения знаний через Тонкий мир.

5. Развивать совесть как меру истинности, выбора пути и образа жизни, обращать внимание на предназначение каждого человека и его обязанность служить своему предназначению, «заговорить о духовном» (о вечном, об эволюции, о Дальних мирах, о строителях Космоса, о Боге и о Творце).

6. Нивелировать разрушительное влияние чувства собственности и защищать детей от воздействия дурных общественных проявлений (дурные зрелища, сквернословие, развращающие фильмы, книги).

7. Развивать умение смотреть на вещи, явления, людей и т.д. через синтез материального и духовного .

Таким образом, идеи космизма могли бы оказывать всеобъемлющее и комплексное влияние на организацию педагогической деятельности, как раз под стать грандиозным целям мыслителей данного направления, при этом формируя у подрастающего поколения необходимые умения и компетенции, требующиеся для успешного овладения профессиями XXI века.

Список литературы:

1) Academic  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/210580/%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F (дата обращения 26.04.2019).

2) Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века //О России и русской философской культуре. М.,1990. – 528 с.

3) Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. М.,1977. – 148 с.

4) Евразийское движение Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/6914 (дата обращения 27.04.2019).

5) Международный центр Рерихов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2003/amonashvili.php (дата обращения 28.04.2019).

6) Русский космизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cosmizm.ru/predstaviteli-russkogo-kosmizma/ (дата обращения 27.04.2019).

7) Русский космизм: учебное пособие / З.Н. Хабибуллина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 184 с.

8) Смирнов В.Ю. Космизм как направление философско-педагогической мысли // Cyberleninka [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmizm-kak-napravlenie-filosofsko-pedagogicheskoy-mysli-1 (дата обращения 28.04.2019).

9) Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913. – 265 с.

Комментариев пока нет