Сообщить нам об ошибках новой версии сайта

ХРИСТОС КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР – СТРАТЕГИЯ XXI ВЕКА

ХРИСТОС КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР –  СТРАТЕГИЯ XXI ВЕКА

Курс президента В. Путина на создание эффективного капитализма с "человеческим лицом" потерпел крах. Что взамен? Возвращаться в «развитой социализм»? Но это уже пройденный исторический этап. В XXI веке требуется новая идеология, способная вдохновить человечество,  как сделали в XVIII веке Великая французская буржуазная революция и в ХХ веке Великая октябрьская социалистическая революция. Необходим стратегический прорыв. Чтобы он совершился, люди должны загореться спасительной идеей, поверив тому, кто предлагает новый путь.    

В условиях мировоззренческого хаоса непозволительно продолжать игнорировать учение Иисуса Христа, основоположника христианства и одного из величайших пророков в исламе (Иса), о Царстве Божием на Земле. Как и тысячелетия назад, вместо проповеди Его учения церковь переключает внимание верующих на описание совершенных Им чудес, сводя суть великого пришествия к искупительной смерти. Не потому ли по-прежнему остро звучат обращённые в века слова: «Что зовёте Господи, Господи, и не делаете, что я говорю». А что Он говорил и как понимал цель своего пришествия на землю?

 «…Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то я послан» [Л, 4:43]. «Закон и пророки – до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется…» [Л, 16:16]. О Царстве Небесном благовествовать не было необходимости, о нем люди знали давно. Христос свидетельствуют о новом историческом этапе жизни человечества, который, обозначил понятием Царства Божия. Что это такое? Ссылаются на фразу: «…Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» [Л,17:20-21]. Но слова «внутри вас», обращенные к ученикам, означают еще и внутри группы, между товарищами.  Апостол Фома говорит: «Иисус сказал: «Но царствие внутри вас и вне вас» [Ф, 2]. Царство Божие «…простирается и во вне; ибо, когда все сказанное совершится внутри вас, тогда и все внешнее перестраивается по тому же духу и направлению…» [5].

С логических позиций это понятие родственно понятию «общественный строй». Христос первым интуитивно пришёл к выводу, что развитие мира должно осуществляться в форме целостного социально-экономического образования, типа глобального «дома». Поэтому Он и явился на землю с конкретным Проектом нового мироустройства, поскольку для его строительства недостаточно перечня заповедей, требуется "осязаемый" образ желаемого  будущего. К такой же идее пришёл позднее К. Маркс, сформулировав понятие «общественно-экономической формации»: первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм. Теперь на смену им рождается следующая формация - государство народа по типу Царства Божия.

Стержневым признаком в нём служит справедливость. Это когда «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ...» [Мф, 7:12]. Характеризуя Царство Божие в виде системы справедливых отношений, Христос не мог не коснуться его политических и экономических основ. Для государственного управления требуется лидер, способный создавать атмосферу справедливости. Человеческий царь не соответствовал представлениям Бога об оптимальном руководителе, о чём свидетельствует исторический факт  [1-я царств, 8:1-22]. Поэтому Христос был против монархии. Это однозначно следует из его разговора с учениками. «Он же сказал им: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, а начальствующий – как служащий…»[Л, 22:25-27]. 

Справедливость отсутствует и в сословном преимуществе одних слоёв общества над другими. Указывая на окружающих жителей, Христос говорит ученикам: «Князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так. А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Мф, 20:25-27]. «Один у вас Учитель – Христос, все же вы братья» [Мф, 23:8].

Не рекомендуется включать в политическое руководство богатых из-за подверженности общению с «золотым тельцом». «Не можете служить Богу и мамоне» [Мф, 6:24]. Мамона настолько сильно повреждает человеческие души, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» [Мк, 10:25;  Мф, 19:24]. 

Политическая система Царства Божия включает «главу, закон и подданных. Глава его – Иисус; закон –…воля Отца, подданные – собрания людей, которые…с любовью исполняют волю Отца» [25]. Фактически, речь идёт о правовом государстве, где нет привилегий  даже для главы – самого Иисуса. Перед тем, как идти проповедовать новый мир, Христос пришёл на Иордан креститься у Иоанна Крестителя. Тот возразил: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» [Mф, 3:14-15]. О подчинении своего поведения общим законам Он говорит многократно «…Я посреди вас как  служащий» [Л, 22:25-27]. 

Принцип справедливости в экономике делает невозможным угнетение одних групп людей другими. Исключается рынок труда и эксплуатация человека человеком, как оскорбляющие  достоинство сынов Отца небесного. Невозможно существование не только всемогущих олигархов, но даже просто очень богатых по сравнению с остальной частью населения. Запрещается давать деньги в рост под проценты. «Иисус сказал: «Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте...от кого вы не возьмете их» [Ф, 99].

Что касается механизмов хозяйственного управления, здравым для экономики будет в одних случаях использовать план и прогнозирование:  «ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» [Л,14:28]. В других ситуациях действуют законы рынка: «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью» [Мф, 25:28].

Управлять многоголосыми системами значительно труднее, чем одноголосыми. Легко, когда все люди – коллективисты или все – индивидуалисты. В Царстве Божием действуют одновременно единство и многообразие. Как государственным руководителям находить гармоничные пропорции, чтобы не сбиться с дороги к Храму? Ведь «…тесны врата и узок путь, ведущие туда, и немногие находят их» [Мф,7:14]. Благих пожеланий недостаточно, и не всякий говорящий «Господи! Господи! войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего…» [Мф,7:21]. Критерием успеха Христос предлагает считать практику, ибо «всякое дерево познается по плоду своему...» [Мк, 6:44]. По делам человеческим следует судить об адекватности выбранной государственными правителями дороги. Главными служат следующие принципы. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди:...не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего. Индикаторами нарушений перечисленных заповедей выступают существующие в статистике показатели: убийства, самоубийства, разводы, кражи, брошенные родители, социальная поляризация [5]. Через обратную связь должна формироваться зависимость правителей от динамики благополучия народа. Чем меньше греха, тем ближе желанное Царство.

Означает ли это, что новый строй будет обществом бедных? «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» [И, 10:10]. Главенство духовных ценностей не отрицает роли плотских потребностей. «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и не радите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять [Л, 11:42]. Христос заинтересован, чтобы спасенные Им земляне стали счастливы. Постигая счастье на Земле, человек создает возможность обретения его на Небе. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» [Мф, 18:18]. Ключом к благополучию на Небе Христос ставит умение создать его на Земле. Поэтому образы Царства Божия рисуются в виде активной, творческой, счастливой жизни. «Со дня, когда пришел Христос, создан мир, украшены города, отброшено мертвое» [Фил. 5]. Символично, что первым чудом было превращение воды в вино. Царство Божие – это общество радостных сподвижников, подражающих Учителю. Даже во время поста «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» [Мф, 6:16]. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» [Мф, 5:12].

По-иному понимается и фраза о «царстве не от мира сего». Под миром Христос понимал господствовавший общественный строй, с которым Ему не по пути. «Мир... меня ненавидит... потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» [И,7:7]. Аналогичным смыслом наполнен ответ Пилату: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего … Царство мое не отсюда» [И, 18:36]. Оно организуется на Земле, но по иным законам. Когда Маркса попросили выразить одним предложением суть коммунизма, он определил его как «уничтожение частой собственности». Суть капитализма, выраженная одним предложением - «производство прибыли». Сутью Царства Божия служит «достижение счастливой жизни в соответствии с принципами любви и справедливости».

По мнению протоирея В. Чаплина, «…христиане отвергают учение об общественном прогрессе, апокалиптика действительно является основополагающим элементом христианского вероучения…». Христианство есть пессимистическое учение, «…я по-прежнему остаюсь пессимистом…» [9]. Глава католической церкви папы Бенедикт XVI прямо говорит - идея построения Царства Божия на земле оказалась несостоятельной. Человеку надо надеяться на наступление Страшного суда, только тогда обеспечится приход Христова Царства [62]. Тем самым,  желая прихода Царства Небесного, надо помогать Дьяволу в приближении его победы. Протодиакон А. Кураев считает христианство едва ли ни единственной религией, признающей неизбежность своего поражения. «Земная история кончается поражением христиан». «И будет дано Сатане вести войну со святыми и победить их». «В историческом смысле я пессимист» (20). По их мнению Царство Божие на земле – это утопия, хуже того – ересь. Значит, утопистом и еретиком оказывается сам Иисус? Когда-то Маркс, видя, как искажают его учение, сказал: «Если это марксизм, то я не марксист». Так и Христос сказал бы, если это христианство, то я не христианин. В адрес современных фарисеев Он говорит – «Горе вам… лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» [Мф 23:13].

Для строительства нового мира «не от мира сего» нужны работники. О них свидетельствует Нагорная проповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» [Мф, 5:9]. Под миротворцами понимаются не только мирные люди, но и творящие окружающий мир  в атмосфере добра и справедливости [21]. Их нехватка заставляет Христа обращаться к Отцу Небесному с просьбой выслать работников для жатвы: «Жатва обильна, работников же мало. Просите же господина, чтобы Он послал работников на жатву» [Ф, 77]. Какими чертами характера должны обладать миротворцы? «Быть совершенными, как совершенен Отец Небесный» [Мф, 5:48].

Приход Царство Божия есть рождение нового социального качества. Но рождение нового качества – это революция. Всё в мире состоит из качеств и количеств. Качество – это то, чем сущность одного явления отличается от сущности другого явления. Количество – это то, что характеризует величину сущностей или их численность. Переход от одной сущности к другой происходит скачками, перерывом постепенности - революциями. Слову «революция» часто придаётся идеологическое значение. На самом же деле оно отражает объективно существующие закономерности в природе, обществе и познании. Запрещать революции так же бессмысленно, как запрещать появление новых качеств. Они никого не спрашивают для своего прихода.

В годы первого пришествия Христа структура иудейского общества имела классовый характер. Верх иерархии занимала аристократия, жившая в роскоши и почестях. Средний класс составляли образованные и состоятельные граждане. Нижний класс формировали народные массы. Симпатии Христа – на стороне последних. Он многократно подчёркивает глубину противоречий между властью и народом. «Не богатые ли притесняют вас?» [Послание Иакова, 2:6]. «Горе вам, фарисеи», «горе вам, богатые» эти предупреждения многократно повторяются у всех евангелистов [Мф, 23:27,29; Мк, 12:38-40; Л, 6:24; 11:43].

Не призывая к прямому восстанию, Господь разрушал устои злого мира информационными средствами. В притче о виноградарях Он недвусмысленно предупреждает о грядущей смене социального строя: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» [Мф, 21:33-43]. Бесполезно увещевать зарвавшихся злодеев – нужно менять систему. Хозяин «…придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим» [Л,20:9-17]. Поэтому распространение учения Иисуса приводило к волнениям и движению толпы, к спорам и разделению общественного мнения. Легко понять злобу влиятельнейших врагов: «основы их могущества были потрясены» [11, 2, с.23]. «И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его» [Л, 22:2; Мк,12:12]. Зато народ отвечал поддержкой, которой боялись властители [Л, 22:2; Мк, 12:12]. Апостольство Иисуса в Иудее показало: «Он – авторитет, вторгающийся в саму… организацию теократии... Власти увидели в Иисусе силу, которой придется подчиниться, если она не будет раздавлена или уничтожена» [11]. Поэтому первосвященники послали Его на казнь по классовым мотивам. В современной России Христа тоже посадили бы в тюрьму как экстремиста за разжигание социальной розни.  

 Значит, приход Царства Божия на смену «мира сего» есть революция. Но – революция особого типа, когда проповедованное Евангелие овладевает массами и становится материальной силой, противостоять которой невозможно. «…Во всех народах должно быть прежде проповедовано Евангелие» [Мк, 13:10]. Такие революции совершаются с минимальными потерями и именуются «бархатными». Причём, совершаться они могут не сразу повсеместно, а островами, которые возникают, гибнут, снова возникают, сливаясь поэтапно в континенты. Первым этапом стало создание Царства Божия среди апостолов. Вторым этапом была попытка большевиков во главе с Владимиром Лениным построить Царство Божие без Бога. Третий этап наступает сейчас - с учётом мудрости Евангелия.

Чтобы всем миром осознать стратегию Учителя и разобраться в ситуации, необходимо в течение года провести Всероссийские Евангельские чтения. Тогда станет понятным алгоритм последующих действий для XXI века.  Не получилось по Карлу Марксу, не получилось по Адаму Смиту, может получится по Иисусу Христу? Ни это ли имел в виду Александр Блок, когда писал: "В белом венчике из роз впереди Иисус Христос?"

Комментарии 6

Чекалов 12 апреля 2015 09:05


 


 


Ниже дана НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ, пока не находящая понимания среди общества и учёных мужей.


[quote=Игорь Гундаров] Курс президента Путина на создание в России капитализма с человеческим лицом потерпел крах. Что взамен? Возвращаться в «развитой социализм»? Но это пройденный этап истории. В XXI в. требуется новая идеология, способная вдохновить человечество как в XVIII в. Великая французская буржуазная революция или в ХХ в. Великая октябрьская социалистическая революция. Необходим стратегический ответ, объединяющий левых и правых, христиан и мусульман, Новороссию с Украиной, Украину с Россией, Россию со всем миром. И чтобы люди поверили сказавшему. [/quote]


 


'ЧТО ВЗАМЕН?' -


НА ЗЛОБУ ДНЯ. ДВУХ ПОЛЯРНЫЙ МИР. РОССИЯ.


http://www.lawinrussia.ru/node/341632


 


[quote=Игорь Гундаров]  Необходим стратегический ответ, объединяющий левых и правых, христиан и мусульман, Новороссию с Украиной, Украину с Россией, Россию со всем миром. И чтобы люди поверили сказавшему. [/quote]


Это чистейшей воды идеализм.


Видимо, Игорь Алексеевич забыл о том, что любое развитие определяется борьбой и единством диалектических противоположностей.


http://www.lawinrussia.ru/node/342763


[quote=Игорь Гундаров]  Не получилось по Карлу Марксу, не получилось по Адаму Смиту, может получится по Иисусу Христу? [/quote]


Получится только по И. В. Сталину! - Другого пути для России не дано!


***


Хотелос бы о сказанном узнать мнение уважаемого Игоря Алексеевича!


 


Автор математической модели развития общества.


 

Игорь Гундаров 01 мая 2015 16:52


Уважаемый Евгений Васильевич, я во многом с Вами согласен. Конечно, гармония взаимодополняющих противоположностей, т.е. биполярность, сейчас на порядок эффективнее господства одной из сторон. Но по Сталину - не получится, он же был однополярен. А получится по Ленину с его двуединой моделью НЭПа. К этому всё идёт. Совершится очередной скачок, и на просторах России, а потом и мира возникнет новая общественно-экономическая формация по имени "социогуманизм". Её суть как раз биполярна, с одной стороны - "социум", а с другой "гуманус", диалектичное единство коллективного и индивидуального, плана и рынка, ответственности и свободы. В социогуманизме - достойное продолжение той Великой Победы.  

Аноним 17 июня 2015 09:43


Уважаемый Игорь Алексеевич! Последняя фраза Вашей статьи звучит как пароль для посвященных  - именно за эту цитату в сочинении на вступительных экзаменах в МГУ в далеком 1967 г. мне и влепили "двойку"! Сочинение на тему "Поэты и революция" было совсем неплохим, но шло явно вразрез "с официальной линией партии". Если помните, в те годы эта "линия" включала курс на построение материально-технической базы коммунизма, в т.ч. на химизацию страны, а поступал я на химфак как неоднокртный победитель олимпиад. Естественно, провалился. Вот такая ирония судьбы! Хотя с тех пор прошло много времени и православие чуть ли не стало в России официальной религией, действия власти по-прежнему очень далеки от христианской этики. Да и само российское христианство в форме агрессивно-антикоммунистического православия вызывает у нормальных людей просто оторопь... Похоже, вокруг Церкви сейчас собираются не самые умные и добрые, а самые злобные и ограниченные. О духовном здоровье неофитов и говорить не приходится - только "крестики, свечечки, молитвы, гробики, мощечки", исключительно обрядовая сторона. Фарисейство. Об этих проблемах хорошо написали православные психологи в кн. "Современая церковная психология",Кинешма, 2002 или 2003 г. Жаль, что книга быстро исчезла из продажи... Видимо, неспроста. Не пытаетесь ли Вы, Игорь Алексеевич, совместить несовместимое? Да, для своего времени (2 тыс. лет назад, при рабовладении) Библия БЫЛА огромным шагом вперед, но  как можно использовать ее сейчас в ПРАКТИЧЕСКИХ целях? Какие могут быть "Евангельские чтения" да еще в течение года?! Уж если иерархи РПЦ ведут себя явно не по-христиански, а паства состоит из больных и ущербных людей, то как Вы собираетесь "всем миром осознать стратегию Учителя"? Пока между верующими и атеистами (и просто честными людьми!) зияет такая пропасть, можно ли рассчитывать на взаимопонимание? Сама-то статья написана прекрасно, но вот Ваши выводы... Может быть, стоит попробовать сначала "верующих антикоммунистов" вылечить?

Чекалов 25 октября 2016 01:06


 


 


Ниже дана НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ, пока не находящая понимания среди общества и учёных мужей.


[quote=Игорь Гундаров] Курс президента Путина на создание в России капитализма с человеческим лицом потерпел крах. Что взамен? Возвращаться в «развитой социализм»? Но это пройденный этап истории. В XXI в. требуется новая идеология, способная вдохновить человечество как в XVIII в. Великая французская буржуазная революция или в ХХ в. Великая октябрьская социалистическая революция. Необходим стратегический ответ, объединяющий левых и правых, христиан и мусульман, Новороссию с Украиной, Украину с Россией, Россию со всем миром. И чтобы люди поверили сказавшему. [/quote]


 


'ЧТО ВЗАМЕН?' -


НА ЗЛОБУ ДНЯ. ДВУХ ПОЛЯРНЫЙ МИР. РОССИЯ.


http://www.lawinrussia.ru/node/341632


 


[quote=Игорь Гундаров]  Необходим стратегический ответ, объединяющий левых и правых, христиан и мусульман, Новороссию с Украиной, Украину с Россией, Россию со всем миром. И чтобы люди поверили сказавшему. [/quote]


Это чистейшей воды идеализм.


Видимо, Игорь Алексеевич забыл о том, что любое развитие определяется борьбой и единством диалектических противоположностей.


http://www.lawinrussia.ru/node/342763


[quote=Игорь Гундаров]  Не получилось по Карлу Марксу, не получилось по Адаму Смиту, может получится по Иисусу Христу? [/quote]


Получится только по И. В. Сталину! - Другого пути для России не дано!


***


Хотелос бы о сказанном узнать мнение уважаемого Игоря Алексеевича!


 


Автор математической модели развития общества.


 

Игорь Гундаров 25 октября 2016 01:06


Уважаемый Евгений Васильевич, я во многом с Вами согласен. Конечно, гармония взаимодополняющих противоположностей, т.е. биполярность, сейчас на порядок эффективнее господства одной из сторон. Но по Сталину - не получится, он же был однополярен. А получится по Ленину с его двуединой моделью НЭПа. К этому всё идёт. Совершится очередной скачок, и на просторах России, а потом и мира возникнет новая общественно-экономическая формация по имени "социогуманизм". Её суть как раз биполярна, с одной стороны - "социум", а с другой "гуманус", диалектичное единство коллективного и индивидуального, плана и рынка, ответственности и свободы. В социогуманизме - достойное продолжение той Великой Победы.  

Аноним 25 октября 2016 01:06


Уважаемый Игорь Алексеевич! Последняя фраза Вашей статьи звучит как пароль для посвященных  - именно за эту цитату в сочинении на вступительных экзаменах в МГУ в далеком 1967 г. мне и влепили "двойку"! Сочинение на тему "Поэты и революция" было совсем неплохим, но шло явно вразрез "с официальной линией партии". Если помните, в те годы эта "линия" включала курс на построение материально-технической базы коммунизма, в т.ч. на химизацию страны, а поступал я на химфак как неоднокртный победитель олимпиад. Естественно, провалился. Вот такая ирония судьбы! Хотя с тех пор прошло много времени и православие чуть ли не стало в России официальной религией, действия власти по-прежнему очень далеки от христианской этики. Да и само российское христианство в форме агрессивно-антикоммунистического православия вызывает у нормальных людей просто оторопь... Похоже, вокруг Церкви сейчас собираются не самые умные и добрые, а самые злобные и ограниченные. О духовном здоровье неофитов и говорить не приходится - только "крестики, свечечки, молитвы, гробики, мощечки", исключительно обрядовая сторона. Фарисейство. Об этих проблемах хорошо написали православные психологи в кн. "Современая церковная психология",Кинешма, 2002 или 2003 г. Жаль, что книга быстро исчезла из продажи... Видимо, неспроста. Не пытаетесь ли Вы, Игорь Алексеевич, совместить несовместимое? Да, для своего времени (2 тыс. лет назад, при рабовладении) Библия БЫЛА огромным шагом вперед, но  как можно использовать ее сейчас в ПРАКТИЧЕСКИХ целях? Какие могут быть "Евангельские чтения" да еще в течение года?! Уж если иерархи РПЦ ведут себя явно не по-христиански, а паства состоит из больных и ущербных людей, то как Вы собираетесь "всем миром осознать стратегию Учителя"? Пока между верующими и атеистами (и просто честными людьми!) зияет такая пропасть, можно ли рассчитывать на взаимопонимание? Сама-то статья написана прекрасно, но вот Ваши выводы... Может быть, стоит попробовать сначала "верующих антикоммунистов" вылечить?