Есть мнение Статьи Главная тема Новости

Horovati, унтерменши, шумеры и «Великий Азербайджан» с Иреванью

12 февраля 2018
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, недолго думая, заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче (Зангезур – это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче – это озеро Севан)».


Президент Азербайджана Ильхам Алиев, недолго думая, заявил, что его страна должна «не забывать о своих исторических землях» и вернуть Ереван. «Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Иреванское ханство, Зангезур, Гейче (Зангезур – это Сюникская, то есть восточная и северо-восточная область Армении, а Гейче – это озеро Севан)».

Он заявил, что это «должен знать весь мир». Сейчас, отметил Алиев, в Азербайджане пишутся «солидные научные работы, снимаются фильмы, организовываются выставки» о связи Азербайджана с его историческими землями. Эти заявления президент Азербайджана сделал три дня назад в Баку на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» («Новый Азербайджан»), выдвинувшей его кандидатом на четвертый президентский срок.

В Ереване эти заявления вызвали закономерно резкую реакцию. МИД Армении обвинил руководство Азербайджана в расизме. «Заявления президента Азербайджана, государства, появившегося на политической карте мира лишь 100 лет назад, о территориальных претензиях к Армении... в очередной раз демонстрируют всю расистскую сущность правящего режима Баку», – сказал пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян.

В целом оно не слишком далеко ушло от привычной для всего Закавказья риторики «кухонной историографии», которую практически все действующие в регионе силы используют в своих целях уже несколько десятилетий, а то и заметно дольше.

«Кухонная историография» – ненаучные попытки либо искусственно «удлинить» свою историю, либо «прирезать» себе территории, прошлое влияние и придумать некие «знаковые» (обычно очень доблестные, мужественные и добронравственные) черты национального характера – была всегда и будет вечно. Отсутствие фундаментальных знаний подменяется массовой культурой и этногенетическими мифами.

Так, некоторые очень народы российского Северного Кавказа искренне убеждены в том, что они прямые потомки то ли шумеров, то ли вавилонян напополам с аланами и готами.

Армянам этот снобизм также прививался десятилетиями: мы самые древние (даже в общесоветских русскоязычных школьных учебниках истории раздел «История СССР» начинался с Урарту как самого древнего государства на территории Союза, и с этим вроде как и не поспоришь), мы первыми в мире приняли христианство как государственную религию и мы единственная в мире нация, которая поставила памятник своим буквам. Это не совсем так, но звучит очень красиво. Начнём с конца. Памятник алфавиту и языку есть еще в Южной Африке – буры сами себе поставили.

На самом же деле христианство приняли как государственную религию первыми арабы-маронты в Эдессе или Осроене (Сирия, Ассирия). Они приняли её в 192 году н.э. как официальную религию государственного образования - княжества. Рим принудил ее отказаться от решения, Эдесса была княжеством, а не царством, и до сих пор не сохранилась, однако факт остается фактом - именно в 192 году первое государственное образование приняло христианство как государственную религию.

Армяне приняли христианство в середине первого века, а в 301 году христианство было принято в Армении как государственная религия.

Албанский царь в 313 году объявил христианство официальной государственной религией. После чего на территории Азербайджана начало формироваться христианство.

Население Кавказской Албании — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары (рутульцы), утии (удины), гелы (агулы), чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Древняя родина лезгин Кавказская Албания занимала часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана.

6 мая 319 года грузинский царь Мириан принял православие. В 326 году христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям святой равноапостольной Нины. Это тоже не 0 год нашей эры.

В соседней Грузии такая «историческая», «этнографическая» и «лингвистическая» научная работа поощрялась все советское время. И громыхнуло в конце 80-х, когда лозунг «Сакартвело картвелебиствис!» – «Грузия для грузин!» – не только стал государственной идеей при президенте Звиаде Гамсахурдии, но и широко укоренился в массах, упав на подготовленную местным школьным образованием почву. Грузия же на полном серьёзе подала заявку на включение в международный календарь ЮНЕСКО празднования 2000 летнего принятия христианства Грузией. И включили, не разобравшись, но как международный праздник, разобравшись, не праздновали.

В Азербайджане стали наверстывать упущенное уже в постсоветское время, когда после унизительного военного поражения потребовалось формировать государствообразующие и реваншистские идеи и символы. Пройдя через заигрывание с древней Кавказской Албанией и этими самыми древними албанами, которые, видимо, все-таки были не тюрки, а протоиранцы, азербайджанская историография принялась историю немного править, что и случилось, например, сейчас в случае с Иреванским ханством и Зангезуром.

Есть и другие случаи. Например, совсем недавно оформившийся в Кабарде культ царицы Марии Темрюковны – кабардинской принцессы, второй жены Ивана Грозного. Теперь это величайший деятель в истории кабардинского народа. Ей поставлен в центре Нальчика у театра памятник, внешне и размерами подозрительно похожий на памятник Екатерине Великой в Питере. И ни слова о том, что принцесса оказывала на русского царя исключительно отрицательное влияние, участвовала лично и со своей понаехавшей в Москву родней в погромах, пытках и казнях и до конца жизни так и не научилась говорить по-русски.

Или бесконечная героизация древних алан, несмотря на полное отсутствие письменных тому подтверждений. Постройка в Магасе так называемых Аланских ворот – арки непонятной функциональности – привела к новому всплеску осетино-ингушского противостояния, хотя и в интернете. Но в этом регионе от интернет-хайпа до стрельбы промежуток небольшой.

Комментариев пока нет