Хороший, плохой, Сталин.

По решению Министерства культуры РФ прокат фильма «Номер 44» был отменен за день до премьеры («Централ Партнершип» (российский прокатчик картины) отозвал ленту «Номер 44» из проката России 15 апреля после его предварительного просмотра в Министерстве культуры). Казалось бы, такие решения уже не раз принимались во многих странах и по многим кинокартинам. Однако тематика фильма «Номер 44», дата выхода этого фильма в прокат (которое, по случайности или намеренно, совпало со временем, когда Россия будет находиться в преддверии празднования победы в Великой Отечественной Войне), современная геополитическая ситуация и, кроме того, часто возникающие, особенно, в последнее время, вопросы о важности сохранения российской исторической памяти вносят в эту историю некий политический подтекст.

Решение запрещать кинофильм, как и любое другое произведение искусства всегда неоднозначно. По сути, запрет такого фильма послужит ему черным PR-ом, но черный PR – тоже PR. Несомненно, что такое решение Министерства культуры, во многом, только вызовет у зрителей излишний интерес к картине, которая, возможно, такого ажиотажа и не заслуживает. Еще совсем недавно нашумевший фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» вызвал такое же (если не большее) внимание со стороны зрителей и, когда выход фильма в прокат откладывался, это только подогрело интерес к картине, которую посмотрели тысячи россиян еще задолго до официального релиза. С такой точкой зрения согласны и многие кинокритики, которые считают, что таким решением фильм возвели в статус культового. «Я бы спокойно выпустил эту картину, она бы в любом случае получила в основном отрицательные реакции и эмоции, и потом бы все ее забыли», - считает кинокритик Юрий Гладильщиков.

Еще одна проблема в том, что запрет «Номера 44» в России подогреет интерес к картине и со стороны зарубежных зрителей. Если российский зритель, в большинстве своем, воспринял бы эту картину негативно, то иностранец, не знакомый с российской историей и имеющий, в целом, смутное представление о русском быте и людях, – тот иностранец, которому Россия не знакома, да и понять он ее не может в силу ряда объективных причин – поверит такому фильму намного более охотно. Тут работает простая логическая цепочка: «запрещают» - «значит пытаются скрыть» - «значит правда». В этом смысле, неприятие «искаженной истории» может только усугубить ее псевдо-достоверность. Однако, с другой стороны, и поощрять такие вещи было бы глупо: если бы, скажем, в США поощрялось намеренное разрушение национальной идентичности и национального самосознания средствами массовой культуры, это было бы удивительно. «Мы должны, наконец, поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе», — говорится в заявлении министра культуры РФ Владимира Мединского. Тем не менее, запрет фильма – решение, целесообразность которого остается под вопросом.

«Такие фильмы, как «Номер 44», не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем кинозрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще», – заявил Мединский. Он уверял, что позиция министерства и прокатчика в этом вопросе совпали. По мнению министра, в фильме показана «не страна, а Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, кровавое месиво в кадре из каких-то орков и упырей». В совместном заявлении прокатчика «Централ Партнершип» и Министерства утверждалось, что «по итогам пресс-просмотра в Министерство культуры РФ поступили вопросы, касающиеся содержания фильма, в первую очередь — искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи».

В свою очередь, на такое заявление незамедлительно последовала реакция Запада. «The Times», «The Washington Post», «The Guardian» и другие зарубежные СМИ «запестрили» статьями, в которых российская власть обвиняется в попытке обелить историческую фигуру Иосифа Сталина. «Многие шаги предпринимаются для восстановления репутации Сталина, его представляют создателем российского государства и архитектором победы над фашистами, а вовсе не тем человеком, который виновен в смерти миллионов своих соотечественников», - пишет издание «The Washington Post». Но какая тогда трактовка больше бы устроила наших Западных коллег? Признание того, что во Второй мировой войне победили вовсе не мы, а американцы, в то время как у нас в стране во всю бушевали репрессии и расстреливали десятки тысяч людей? Сталин привел Советский Союз к победе над Гитлером и фашизмом, несмотря на чудовищные страдания и потери. «Это мы сами соглашаемся с ложью и клеветой. <…> Это мы озабочены, чтобы наши представления о самих себе непременно были угодны «цивилизованному человечеству»», — об этом говорит Мединский.

Том Роб Смит, автор романа «Child 44», по которому был снят фильм под названием «Номер 44», прокомментировал запрет последнего в России следующим образом: «Не уверен, о каких искажениях исторических фактов идет речь. Голоде? Преследование геев? Коррупции? Секретной полиции?», - написал он на своей официальной странице в Twitter. Писатель указал на то, что сам роман «хорошо продавался» (однако, по информации информационного агентства ТАСС, книга «выходила у нас под названием «Ребенок 44» и не имела особого успеха») в России без всяких препятствий в течение нескольких лет, при том, что он содержит гораздо больше «обвинений в адрес советского режима», чем фильм. Но Смит лукавит, когда говорит, что не знает о каких искажениях идет речь. Ранее он сам говорил, что при написании романа не пытался следовать достоверным историческим фактам, а образ маньяка-убийцы вообще списал с образа Андрея Чикатило, который действовал намного позднее событий, описанных в книге.

Ирландский режиссер Джонни О’Райлли сказал, что Министерство культуры РФ, вроде бы, занимается и «самоцензурой», но даже внутри страны выходят отечественные фильмы, которые бросают вызов «правительственной риторике, Путину и Русской Православной Церкви, которых так боятся разочаровать российские режиссеры, выпуская военные драмы, воспевающие подвиги советского народа, но на это никто не обращает внимания». Тут речь, во многом, идет о том же «Левиафане» Звягинцева. Но О’Райлли не учел тот факт, что создание последнего финансировалось самим Министерством культуры, а фильм был призван «собрать» награды на международных фестивалях. От проката такого фильма, как «Номер 44», Россия, напротив, не получит ничего.

Вообще, все чаще в интернете можно встретить термин «культурная война». Западное общество обвиняет Москву в реваншистком режиме, предполагающем ужесточение цензуры, подобно тому, как это было во времена СССР. Но и здесь наши западные коллеги «играют нечестно». Достаточно вспомнить скандал в 2007-ом году, которой возник из-за запрета Российского государственного агентства по охране культуры отправлять картины русских художников в Лондон, так как Великобритания не смогла предоставить необходимых гарантий того, что они не будут конфискованы по суду, как сообщалось в статье газеты «The Times». Тогда действия России британские журналисты оценили как провокационные, а Москва, по их мнению, была «настроена на скандал». Но они забыли упомянуть, что в то время Британия была одной из немногих европейских стран, в которых отсутствовало законодательство, гарантирующее неприкосновенность выставок. Также, западные коллеги забыли и о том, как в 2002-ом году назад швейцарский судья наложил по иску «обиженного на Россию» бизнесмена временный арест на 55 привезенных в Швейцарию картин из Пушкинского музея. Угрозы конфисковать музейные экспонаты звучали и в Америке: потомки эмигрантов увидели в этом шанс получить компенсацию за утраченное имущество в 1917 году.

Таким образом, можно сказать, что спор и расхождение мнений между Россией и Западом по поводу фильма «Номер 44», как и во многих других случаях, Запад будет пытаться вести в одностороннем порядке – по правилам, которые, вроде бы, они сами и придумали, они играть не собираются, указывая на наши ошибки, но забывая или умалчивая о своих.

Комментарии

Аватар пользователя Чекалов

 

 

Зачем говорить о фильмах, когда есть возможность из первых уст услышать всё интересующее о Сталине?

Уникальное выступление И. Сталина! Рассекреченная плёнка!!!

https://www.youtube.com/watch?v=JAEtQnn2CMA#t=18

Аватар пользователя Чекалов

 

 

Зачем говорить о фильмах, когда есть возможность из первых уст услышать всё интересующее о Сталине?

Уникальное выступление И. Сталина! Рассекреченная плёнка!!!

https://www.youtube.com/watch?v=JAEtQnn2CMA#t=18