Группы в социальных сетях как способ формирования сообщества молодых политологов: опыт дискурса-анализа. Часть 2

Записи в политологических группах в сети ВКонтакте: политика vs политическая наука

Сначала необходимо определить, какое количество постов относится к теме политики, а какое – к политологии (см. табл. 1).

Полученные данные показывают, что позиционирование политологических групп в целом соответствует структуре контента.

В четырех из пяти групп, ставших объектами анализа, политологических постов больше, чем политических. Исключение составляет «WisePolicy», но это сообщество изначально преподносит себя как паблик не только с политологическим контентом, но и с новостями, аналитическими материалами. Напрямую об этом указано в кратком описании группы «О политике. О политологии». Примечательно, что на первой позиции в этом описании стоит именно политика.

Еще одним уникальным кейсом является паблик «Гражданин политолог». Как показывают данные, политологических постов в группе больше, чем политических, однако разрыв не так велик. Это видно на примере процентного соотношения политического и политологического от общего количества постов в каждом из сообществ.

Данные показывают, что группа ориентирована на широкую аудиторию студентов и заинтересованных людей, вероятно, не только политологов. Каждый, кто хоть немного интересуется политикой или академической политологией, может найти для себя в ней как минимум новое знание или зарегистрироваться на интересное образовательное мероприятие.

Также для сообщества «Гражданин политолог» характерно размывание границ между политологическим и политическим. Оба этих компонента могут присутствовать в одном посте. Например, часто сразу после сообщения о каком-либо событии предлагается ознакомиться с аналитическими или даже академическими материалами по теме.

Например, запись от 3 июня 2019 г. о выборах в Европарламент начинается с информационного сообщения о недавно прошедшем политическом событии: «С 23 по 26 мая в Евросоюзе проходили выборы в Европарламент» [Пост в сообществе «Гражданин политолог» от 03.06.2019. – Режим доступа: https://vk.com/gr_pol?w=wall-121510310_1422 (Дата посещения: 12.10.2019.)]. Однако далее предлагается подборка экспертно-аналитических материалов по теме, с которыми члены сообщества «Гражданин политолог» знакомятся не только с целью узнать о событии, но и чтобы вникнуть в его ин-терпретацию и, возможно, научиться анализировать политические события. То есть в данном случае соединяются сообщение о политическом событии и рефлексия над ним со стороны ведущих экспертов. Можно с уверенностью сказать, что здесь присутствует и образовательный момент для молодых политологов, так как, знакомясь с экспертно-аналитическими материалами, они вырабатывают свой взгляд на событие и учатся анализировать.

Таблица 1

Количество политических и политологических записей

 

Образование и наука в политологических сообществах во ВКонтакте

Разделение постов в рамках категории «Политическая наука» важно, так как члены политологических сообществ могут быть заинтересованы не только в научной карьере, но и просто в поиске новых знаний и источников их получения. В связи с этим в рамки категории «Политическая наука» включены подборки экспертно-аналитических материалов, подготовленные администраторами группы, а также приглашение на дискуссию с известными политологами, которые проводятся проектом «Гражданин политолог», и рекомендации по онлайн-курсам на сайте Coursera и пр.

Наибольшее количество постов, связанных с академической политической наукой, представлено на публичной странице СМП РАПН и площадке «Гражданин политолог» (см. табл. 2). В случае с СМП это выглядит естественным, так как группа и, самое главное, сама организация позиционирует себя как крупнейшее сообщество, куда входят молодые политологи, интересующиеся академическими исследованиями политики. Логично, что администрация группы стремится выполнить запрос аудитории, знакомя ее с научными мероприятиями или информируя о возможностях публикации. Большое количество «академических» постов в «Гражданине политологе» связано, во-первых, с общей направленностью группы, а во-вторых, с большим количеством постов в сообществе в целом (всего их 219 за 2018/2019 учебный год по всем категориям, не считая репостов).

В то же время в сообществах «МолРОП» и «Лис Политолог» образовательный дискурс существенно преобладает над академическим (см. табл. 2). В интернет-сообществе МолРОП уделено много внимания не научным мероприятиям, а общественным, направленным на подготовку не столько политологов, сколько политиков. Примером может служить целый ряд постов, связанных с ежегодным Всероссийским форумом «Территория смыслов» и форумом «Дигория», который позиционируется как политологическое мероприятие, хотя его содержание связано скорее не с производством нового научного знания, а с освоением прикладных аспектов политики.

Интересно, что в сообществе WisePolicy академических постов почти столько же, сколько и образовательных. Однако это не должно вводить в заблуждение, так как сообщество практически не публикует приглашений к участию на конференциях, отчетов о них или подборок научной литературы. В основном в группе публикуются работы известных ученых и философов. Например, за прошедший учебный год в сообществе были выложены труды Р. Хайлбронера («Философы от мира сего. Великие экономические мыслители. Их жизнь, эпоха и идеи»), Р. Ван ден Борта («Основы социальной политики»), П.И. Никитина («Политическая экономия»).

Процент «академических» и «образовательных» постов высчитывается от общего количества записей, потому что именно так мы можем получить наглядную картину структуры повестки в каждом из сообществ. Таким образом, мы лучше увидим приоритетные тематические направления во всех группах.

Данные показывают, что больше всего информации, связанной с академической политологией, публикуется в группе СМП РАПН – чуть более 50% от общего числа постов. В остальных группах ее гораздо меньше. В сообществе МолРОП таких постов чуть более 10%, зато образовательных – 63,6% (см. табл. 2). Данные цифры говорят о приоритетах администраторов групп в рамках той повестки, которую они задают для посетителей сообщества.

Таблица 2

Количество образовательных и академических политологических записей

 

Представленность общественных и государственных образовательных инициатив в политологических сообществах ВКонтакте

В целом отметим, что постов, связанных с общественными инициативами (записи о мероприятиях, организованных студентами, или просто подборки аналитических материалов, сделанные администраторами группы), в образовании больше, чем с условно государственными (сообщения о мероприятиях, проводимых кафедрами в государственных вузах, или о событиях и форумах, организованных при участии окологосударственных структур). Объясняется это тем, что социальная сеть из-за уже существующих на ее площадке возможностей для сетевых взаимодействий (много зарегистрированных пользователей, возможность бесплатного создания сообщества) более пригодна для продвижения именно общественных инициатив в целом. Для государственных инициатив имеются другие возможности, например создание платного сайта мероприятия.

Как видно из данных, наибольший разрыв между государственным и гражданским образованием в сообществе «Гражданин политолог» (см. табл. 3). У администраторов сообщества много образовательных проектов (лекции и дискуссии «Гражданина политолога», образовательно-научный проект «На какой стороне Вы?», знакомство с аналитическими записками и статьями молодых исследователей), которые требуют представленности в сообществе в качестве поста. Кроме того, «Гражданин политолог» позиционирует себя прежде всего именно как проект, который занимается образованием, хотя, как показали данные, наука играет в группе значительную роль (30,1% всех постов были причислены к академическим).

Отметим, что в СМП РАПН в два раза больше постов, связанных с общественными образовательными инициативами, чем с государственными (см. табл. 3). Их больше и в сообществе Мол-РОП, хотя с точки зрения количества сообщений государственные образовательные инициативы представлены в группе наиболее полно (28,8% от общего количества постов в паблике). Содержательно это связано с тем, что в паблике МолРОП есть целая серия материалов, посвященных форуму «Территория смыслов» и политологическому форуму «Дигория», организация которых, как уже было упомянуто ранее, в той или иной степени связана с околого-сударственными структурами. Кроме того, здесь особенно видна и общая ориентация сообщества скорее на образовательный контент, чем на академический. Напомним, что образовательные посты занимают более 63% от общего количества постов, в то время как академические – лишь 10,6%.

Возвращаясь к анализу гражданского образовательного контента в сообществе СМП РАПН, важно отметить, что там он представлен не столько в виде приглашений на образовательные меро-приятия, сколько в виде подборок курсов по data science или дайджеста «Политическая наука», информирующего о вновь вы-шедших научных статьях, аналитических материалах и предстоя-щих мероприятиях.

В сообществе «Лис Политолог» доля постов, сообщающих о государственных образовательных практиках, составляет 43,8% (см. табл. 3). Это наиболее солидная доля «государственного образования» среди всех политологических групп. Отчасти это связано с тем, что контент этого сообщества в большей степени генерируется не администраторами группы, которые задают повестку паб-лика, а самими пользователями. Они это делают посредством инструмента «Предложить новость». Также обратим внимание на малое количество постов в группе за учебный год 2018/2019. Их было всего 32.

Отметим, что в сообществе «WisePolicy» постов по категории «Государственное образование» лишь 1,3%, а «гражданское» – 11,5% (см. табл. 3). Однако выборка по данному сообществу не слишком репрезентативна. Образовательных постов за учебный год всего 21. Данное сообщество все же более ориентировано на трансляцию чисто политических сюжетов.

Таблица 3

Количество записей по категориям кодировки «Гражданское» и «Государственное образование»

Продолжение следует...

 

Алексеев Дмитрий Владимирович, аспирант, Российская академия на- родного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Москва, Россия);

Копылова Полина Сергеевна, магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия).

Источник: Политическая наука. – 2020. – No1. – С. 281–304. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.11