Границы культуры в школе: ОРКСЭ и этноконфессиональная идентичность

Эта статья посвящена анализу вхождения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в систему образования России и осмыслению факторов выбора религиозных модулей курса.  При подготвке статьи использованы статистические данные и полевые материалы автора.  Изучение данной темы актуально, так как в образовании отражаются религиозные и этнические процессы современного российского общества. Эта работа основана на подходе, разработанном антропологической школой «Культура и личность» в отношении изучения образования. То есть образование рассматривается как инструмент трансмиссии культуры. Трансмиссия же культуры – это процесс передачи навыков, знаний, устремлений, ценностей и элементов поведения [5, с. 56]. Именно через гуманитарные предметы и ОРКСЭ происходит процесс трансмиссии культуры.

После распада СССР на россиян обрушился поток негатива о советской истории. Это дискредитировало в глазах многих людей социалистический строй и вызвало ностальгию о дореволюционном времени, которое ассоциировалось с активной деятельностью Русской православной церкви [3, с. 74]. Именно на этом этапе произошло введение нового предмета в систему образования. Стремление церкви обеспечить преподавание религии в школе в 1990-х и 2000-х гг. наталкивалось на сильный протест со стороны отдельных сил. Широкий резонанс в российском обществе вызвало Письмо десяти академиков. В этом письме нобелевские лауреаты – Жорес Алферов и Виталий Гинзбург, а также другие крупные ученые выступали против проникновения церкви во все сферы общественной жизни. Ученые намекнули, что попытки церковных иерархов могут привести страну к расколу.

Почему до момента, когда начал преподаваться курс в школе после широкого религиозного возрождения в нашей стране, прошло более 20 лет? Можно отметить, что изменения в обучении происходят не сразу. Это связано с тем, что любые элементы культуры проникают в образование в обучение медленно. М. Херсковиц констатирует, что образование обладает стабилизирующей силой общества и пытается минимизировать изменения [4]. Система образования – одна из наиболее «неповоротливых» сфер общества практически в любой культуре.

Еще в XIX веке возникла идея о том, что сила и выживаемость государства очень сильно зависит от мировоззренческой основы образования. Немецкий антрополог Оскар Пешель писал, что «…народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Впоследствии смысл этих слов был вложен в уста Отто фон Бисмарка. Новый предмет заполняет мировоззренческую щель в образовании, возникшую в период между распадом СССР и современностью.

Прописано, что целью учебного курса ОРКСЭ является: «Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений [1].

Ключевым оценочным признаком при анализе этнической и религиозной самодентификации субъектов образования является модуль. Это отдельный цикл со своей программой, целями и задачами, которые выбирают родители на собраниях, посвященным курсу. На основании поручения Президента было определено шесть модулей. Кроме «Основ православной культуры», которые начали преподаваться еще в 1990-е годы добавились модули традиционных конфессий России: «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры». Для тех родителей, которые хотят «изучать всё многообразие российской религиозной жизни» предусмотрен модуль «Основы мировых религиозных культур». Тем, кто не имеет определённых религиозных убеждений, у кого они не сформировались, предоставлено право изучать «Основы светской этики».

Данные по выбору модулей родителями позволяют выявить зависимость между этнической и религиозной структурой, а также показателями выбора модулей. Кроме того, выбор модулей на территории региона – определяющий показатель этнической и религиозной идентичности субъектов образования. Выбор трех модулей («Основы светской этики», «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур») составляет более 95%. В значительной части регионов ни один школьник не обучался по основам исламской, буддийской или иудейской культур.

В некоторых регионах рост религиозных модулей достигает очень высоких цифр. Например, в Белгородской области выбор религиозных модулей и в первую очередь модуля «Основы православной культуры» с 0% в 2012 году, когда начал вестись предмет вырос до 83% в 2017-2018 учебном году.

В 48 регионах России произошло увеличение доли родителей, выбравших религиозные модули. В других регионах родители стали меньше выбирать религиозные модули. К ним относится и Республика Башкортостан. Сейчас пока происходит увеличение доли тех родителей, которые выбрали религиозные модули, и в первую очередь «Основы православной культуры».

Учитывая малочисленность роста, нельзя говорить о том, что увеличение доли родителей, выбирающих религиозные модули, подразумевает рост религиозности среди населения. Потому что некоторые родители, а также представители духовенства высказывали недовольство тем, что процедура выбора модуля в отдельных школах и ряде субъектов РФ нарушается. Поэтому важным этапом в обеспечении прозрачности выбора стало создание процедуры регламента. Согласно этому регламенту, представители духовенства могут участвовать на собраниях вплоть до подписания родителями заявления на выбор модуля.

Несмотря на то, что этническая и религиозная самоидентификация оказывают важное влияние на выбор модулей родителями, наиболее главным фактором влияния при выборе модулей является образовательная среда, которая включает в себя роль администрации школы, материальное обеспечение школы, роль учителя, роль отдела образования, тип образовательного учреждения. Данные подфакторы настолько сильно переплетены между собой в каждом конкретном случае, что определить степень влияния каждого из них не всегда представляется возможным. Именно поэтому амплитуда изменений выбор модулей в разных регионах очень высока.

Появление курса ОРКСЭ в школьной программе и его расширение на ступень средней школы, по нашему мнению, носит положительный характер. Потому что новый предмет и увеличение доли выбора религиозных модулей дает образованию огромное количество архетипических мотивов, которые неизбежно будут влиять на нашу культуру. Положительным проявлением можно считать отсутствие кризисных и конфликтных явлений относительно курса в регионе[1]. Большинство родителей положительно оценивает курс и его результаты. Но на данный момент, родители, в том числе и те, в чьей жизни религия играет важную роль, пока не готовы передать школе функцию религиозной социализации. Полевые материалы доказывают, что на всех модулях курс воспитывает патриотизм, развивает этническую осведомленность школьников, дает знания и формирует положительное отношение к другим народам [2].

 

Список использованной литературы:

  1. Издательство «Просвещение». Об учебном курсе. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»; URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402
  2. Надыршин Т.М. Религия и школа в условиях введения курса ОРКСЭ (Опыт Республики Башкортостан) – Уфа: Диалог, 2017. 134 с.
  3. Пигорева О.В., Ильина З.Д. Расширение знаний о религии в образовательном пространстве РСФСР - России в конце 1980-х - 2000-е гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – Т. 3. – № 35. – С. 73-81.
  4. Herskovits M.J. Education and Cultural Dynamics // American Journal of Sociology. 1943 (48). - № 6. – Р. 737–749.
  5. Spindler G. D. Anthropology and Education: An Overview: (1955). // Fifty years of anthropology and education, 1950-2000 / G. D. Spindler. - Mahwah, N.J: L.Erlbaum Associates, 2000. - P. 53–73.

Надыршин Т.М.Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН

Источник:  Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 106-110

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений