Государство всеобщего благосостояния в странах Скандинавии и гендерное равноправие

29 октября 2016

Скандинавские страны достаточно часто ассоциируются с институциональным и универсальным режимом государства всеобщего благосостояния. Идея последнего коренится в социально-демократической, политической и интеллектуальной традиции, предложившей идею социальных прав как ключа к достижению равенства и управления общественными отношениями на социальном уровне. Социальные права понимаются как основное средство достижения цели «равных жизненных шансов». Равные жизненные шансы соотносятся с проблемой уничтожения классового неравенства и, что очень важно, гендерного неравенства за счет предоставления гражданам универсальных и высококвалифицированных услуг по социальному обеспечению.

Акцент на равные жизненные шансы и социальную политику в северных странах исключительно важен с точки зрения женщин. Предоставление всеобщих социальных услуг поколебало границу между публичным и частным, сместив существенную часть социальной работы, ранее проводимой в частной сфере, в сферу публичную, где ее выполнение стало оплачиваться. Как замечает Аннели Анттонен, в Северных странах забота стала признанной составляющей гражданства. Разносторонние службы социального обеспечения сделали возможным вхождение женщин в политику и на рынок труда. Существует гендерный контракт между государством и женщиной, который определяется как контракт “работающей матери”. Он подразумевает то, что целью государственной политики становится предоставление женщинам возможностей совмещать роли матери и работника в одной – двойной - роли работающей матери. Указанный выше контракт является взаимно обязывающим: с одной стороны, социальные службы предоставляют женщинам возможность участвовать в публичной сфере, а с другой стороны, будучи занятыми на рынке труда, женщины, в свою очередь, финансируют деятельность этих социальных служб путем уплаты налогов.

Подобное положение женщины в скандинавском обществе стало результатом значительных перемен в жизни скандинавских обществ, которые вовлекли самые широкие круги населения обоего пола и сопровождались заметной перестройкой общественного сознания и государственной политики. Женское движение в Норвегии, Швеции и Финляндии богато традициями, и многие реформы, способствующие интеграции женщин в общество, были проведены там раньше, чем в других странах. Так, финские женщины первыми в Европе получили право участвовать в выборах в парламент и быть избранными в него, когда в  июле 1906 года российский император Николай II подписал указ, по которому в Финляндии создавалась современная демократическая парламентская система с правом голоса и для мужчин и для женщин. Скандинавские женщины оказались среди первых в мире по достижениям не только в политике, но и в ряде других областей общественной жизни. Так, женщины были допущены на должность священников в Норвегии в 1952 году, в Швеции - в 1958 году, в Финляндии - в 1988 году. 

Главное положение скандинавской гендерной политики – формирование современного общества, в котором и мужчины и женщины имеют равные права, возможности и обязанности.  Успешное продвижение гендерного равенства в скандинавских странах связано с тем, что государства в этих странах не относятся к эмансипации женщин только как к делу "маргинализированных женских групп", носящих негативную коннотацию, а рассматривают ее как важнейшую проблему всего общества. Они считают обеспечение равных прав и возможностей для женщин одной из своих приоритетных задач, за что их справедливо называют. Необходимо отметить, что сочетание динамичной рыночной экономики и государственного регулирования социальной сферы позволило скандинавским странам продвинуться в решении этой задачи дальше, чем кому-либо в мире. Эффективное экономическое развитие и связанный с этим высокий уровень жизни создали хорошую материальную базу для улучшения социально-экономического положения женщин, что значительно облегчило интеграцию женщин в общественно-политическую жизнь.

Гендерное равноправие не могло не коснуться и такого института государства, как семья. Профессиональная активность женщин вынудила государство расширить для них социальные льготы и обеспечение, чтобы стимулировать рождение детей. Например, поэтому на данный момент в Швеции наблюдается и наибольшая занятость в Европе женщин на рынке труда, и один из самых высоких естественных приростов. Европейские специалисты призывают к внедрению шведской социальной модели повсеместно в ЕС, в противном случае население таких стран, как Германия, Италия и Польша, уменьшится в ближайшее столетие на 20 процентов. Стоит так же отметить, что роли мужчины и женщины в воспитании детей сравнялись, во многом с подачи государства. Так, в 1974 году привычный Закон о декретном отпуске матерей был заменён законом о родительском отпуске, который означал, что отпуск после рождения ребёнка больше не закреплялся за матерью, но мог также использоваться отцом. Однако отец мог передать своё право матери. В 1974 году родительский отпуск составлял 6 месяцев, но уже в 1975 он был продлён до 7 месяцев, а к 1990 г. родительский отпуск достиг 15 месяцев, и сегодня он составляет 16 месяцев. Это привело к тому, что сейчас на улицах Швеции и Финляндии можно увидеть большое количество отцов с колясками, пока матери находятся на работе. Такое положение вещей не может не радовать, поскольку развитие ребенка коррелируется с вниманием обоих родителей больше, чем в любых странах с патриархальным уклоном, где воспитанием детей преимущественно занимается мать.

Помимо таких ставших традиционными сфер, как равноправное положение женщины в политике и в семье, гендерное равноправие коснулось и совсем не очевидных вещей. Так, например, шведская торговая организация Dataspelsbranschen получила от правительства субсидию в размере около 37 тысяч долларов. Эти деньги уйдут на поиски способов по продвижению компьютерных игр, в которых показано равенство полов, сообщает портал The Local. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что равноправие проникло во все сферы жизнедеятельности скандинавских стран.

Кому-то подобное состояние дел может показаться из ряда вон выходящим, но сами скандинавы, кажется, впитывают понятие равноправия с молоком матери. Хорошо это или плохо – вопрос риторический, поскольку он во многом касается таких морально-этических вопросов, как, например, положение женщины и мужчины в семье, методы воспитания детей и так далее. Хотелось лишь отметить, что в каждом государстве существуют разные подходы к социальной политике, поэтому и рефлексия о ней может носить лишь оценочный характер в зависимости от принадлежности человека к тому или иному мировоззрению. Но поскольку скандинавские страны на протяжении довольно долгого времени стремились к утопическому понятию равноправия, их упорству в достижении целей можно только позавидовать.

Комментариев пока нет