Голоса войны. Музыкальная летопись Великой Отечественной войны

ТЕЗИСЫ

Актуальность выбранной темы

Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен годом ПАМЯТИ И СЛАВЫ. Именно сейчас актуально как никогда вспомнить и рассказать о той страшной войне. Очевидцы уходят. Все больше тех, кто переиначивает события тех лет, есть политики, желающие отнять у нас нашу Победу, формирующие негативное отношение к России в других странах. Наши бойцы освободили не только свою Родину, не только страны Европы, они спасли от фашизма весь мир. Это надо помнить. От нашего действия или бездействия зависит, каким будет мир завтра.

Почему именно песни? Это трехминутный формат, который оптимален в эпоху дайджестов и гаджетов. Длинное могут не прочитать и не дослушать. Песни затрагивают глубинные эмоции человека. Это самый короткий путь к сердцу. Эмоциональный отклик, эмпатия, умение сопереживать – это тоже очень важно в наше время - время одиночек, запертых в виртуальных мирах смартфонов. А сплав гениальных стихов и шедевральной музыки – впечатывается в душу и формирует нашу нравственность. Очень важно в подрастающем поколении сформировать ДОСТОИНСТВО НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ. Не растерять идеалы предков. Сберечь наследие нашей страны. Сохранить все, ради чего погибли миллионы наших соотечественников.

Практическая значимость проделанной работы

Моя цель ознакомить моих ровесников с лучшими музыкальными шедеврами об этой страшной войне. Создание Сокровищницы. Песен было очень много. Но истинных шедевров, прошедших проверку временем – единицы. Их надо знать. Это - неотъемлемая часть нашего культурного кода, алфавит нашей нравственности. Я пропустила эти песни через свое сердце. Теперь я их знаю. Теперь они мне дороги.

Наличие исследований, проведенных в ходе работы над проектом

Работа началась с поиска лучших песен. Я переслушала огромное множество. Нашла лучшие. Каждую из них пели разные исполнители. Прослушала каждую в разных исполнениях. Нашла самые любимые людьми, самые удачные, которых можно по праву назвать каноническим исполнением. У некоторых песен очень интересные истории создания. Еще более любопытны реальные события, на основе которых созданы песни. Иногда они просто неразделимы. Я собрала факты, неизвестные большинству. Это огромная исследовательская работа. Так как иногда находишь противоречивые сведения. Сопоставляешь факты, анализируешь. И все, что вызывает хотя бы малейшие сомнения – выбраковываешь, и оставляешь за бортом.

Отдельная работа шла над музыкальным альбомом. Долго подбирала самые интересные минусовки. В условиях пандемии были большие проблемы с репетициями – негде было работать с микрофоном. Затем 16 выходных проработала в студии. Результат – Музыкальный альбом из самых удивительных, самых дорогих нашему сердцу песен об этой страшной войне.

Помимо музыкального и исторического, я узнала много нового общеразвивающего. Например, я не пользовалась словом «инципит». Очень полезным в век постоянного поиска информации. От умения составить правильный запрос, зависит ответ.

Полученные результаты и их оценка

Знание истории своей семьи, своего края, своей страны всегда необходимо. А в юбилейный год – в год 75летия Великой Победы - еще более актуально. Это возможность отдать дань памяти, хоть частичку признания поколению победителей, отвоевавших в кровопролитных боях возможность нашей счастливой жизни. Этот мир так хрупок. Нам завещано его сберечь. Непомнящий корней, не имеет будущего. Неумеющий извлекать уроки из прошлого, как правило, проходит их заново, причем в более жестком варианте.

К реферату прилагаются два продукта: видеофильм и музыкальный альбом. В фильме используются документальные фотографии и песни в самом лучшем, самом привычном, каноническом исполнении. Музыкальный альбом – эти же песни, но в ДЕТСКОМ современном исполнении. Я их спела сама. Это музыкальный альбом из 16 песен, посвященный защитникам нашей Родины – нашим ветеранам. В моем исполнении. Для кого-то это будет встреча с уже любимыми песнями, для кого-то новое знакомство. Буду очень рада, если каждый найдет что-то новое, ценное для себя в моей работе. Значит, цель проекта достигнута.

 

Оглавление

  1. Введение. Есть ли песне место на войне.
  2. Довоенное
    1. «Довоенный вальс»
  3. Голоса войны
    1. Враг Гитлера №1 – Левитан
    2. «Священная война»
    3. «В землянке»
    4. «Темная ночь»
    5. «Катюша»
    6. «Синий платочек»
    7.  «Песня батыров»
  4. Песни о войне написанные после войны
    1. «От героев былых времен»
    2. «Журавли»
    3. «За того парня»
    4. «На безымянной высоте»
    5. «Десятый наш десантный батальон»
    6. «Последний бой»
  5. Песни Победы
    1. «Майский вальс»
    2. «День Победы»
  6. Вывод
  7. Практика

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

 

Василий Лебедев-Кумач 1949г.

 

ЕСТЬ ЛИ ПЕСНЕ МЕСТО НА ВОЙНЕ?

Военные песни использовались в армии с былинных времен. Ещё Петр I в 1722г. велел каждому полку иметь свой оркестр для поднятия боевого духа…

Песни военных лет – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. С первого дня войны и до победного салюта, Песня всегда была рядом с солдатами. Она верно шла с солдатом в бой, и, в минуты затишья, согревала в холодной землянке.

Песня – это духовное оружие фронта и тыла. В зависимости от целевой направленности они могут воодушевлять, звать в бой, призывать, вызывать патриотизм – это военные марши, гимны. А лирические песни помогали выжить на фронте, напоминая о доме, о любимых. Ради защиты которых шли на фронт. В этих песнях строки брали за душу, они были близки и понятны всем. А музыка удесятеряла силу стихотворных строк. Потребность в лирической задушевной песне была неимоверная в эти суровые дни. Хорошая песня – это ключик, открывающий душу.

На важнейших фронтах, перед решающими битвами для поднятия морального духа на передовой выступали агитбригады. Они рисковали не меньше бойцов, попадая под обстрелы и бомбежки. Лидия Русланова дала 1200 фронтовых концертов и дошла с войсками до Берлина. После концерта у рейхстага Георгий Жуков снял со своей груди Орден отечественной войны 1 степени и вручил его Руслановой. Позже подписал приказ.

Клавдия Шульженко на фронтовых концертах пела всегда в красивом платье и на высоких каблуках. Кругом война, блиндажи, окопы, землянки и она, на кузове машины, на фоне неба, словно из другой прежней мирной жизни. «Очень сильное средство – эти музы!» - говорил один военный врач, удивляясь страстному желанию раненых солдат посмотреть на артисток, послушать их песни.

Слушая песни о войне, мы словно переживаем чувства солдат. «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой», – писал Эрих Мария Ремарк в "Возвращении".

Память о прошлом – наш долг перед героями и жертвами той войны. Склоним головы перед величием их подвига.

 

ДОВОЕННОЕ «Довоенный вальс»

Автор слов - Феликс Лаубе

Автор музыки - Павел Аедоницкий

Лучшее каноническое исполнение - Иосиф Кобзон

Год создания - 1984

Эта песня написана через много лет после войны. Объясню, почему я начала с неё. Она подчеркивает контраст между беззаботностью мирной жизни и неотвратимостью страшнейшей кровопролитной войны. Наглядная иллюстрация того, что мирное население нашей страны ну никак не ожидало нападения.

Лучшие строки:

Мимо фасада Большого театра

Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.

В классах десятых экзамены завтра,

Вечный огонь у Кремля не пылает.

 

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне…

Двадцать рассветов осталось счастливых…

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы,

Все ещё живы, все, все, все.

История создания:

«Довоенный вальс» П. Аедоницкого и Ф. Лаубе впервые прозвучал в телевизионном конкурсе «Песня-84». Иосиф Кобзон исполнял ее в пустом Колонном зале Дома союзов. Не на сцене. Медленно проходя мимо беломраморных колонн. Без публики.

Вспоминает поэт Феликс Лаубе: «Сам я из поколения тех, чье детство «зацепила» война. Хорошо помню натужный гул фашистских бомбовозов, пролетавших в небе над нашим селом в сторону столицы. Многие годы спустя, когда я вновь побывал в родных местах, мне вдруг вспомнилось все до мельчайших подробностей. И почему-то ярче всего – голубое и бездонное довоенное небо в начале июня сорок первого. И пришли эти самые строчки про то, каким оно было для тех, с кем вскоре навсегда разлучила война». [1]

Павел Аедоницкий, буквально «вцепился» в них, настолько они его взволновали: «Ничего в этом нет удивительного. Когда я прочел стихи, одна строчка меня просто поразила. Ею все строфы кончаются: «Все еще живы…» Помните? «В классах десятых экзамены завтра...» Боже мой! Да это же про меня! Я как раз окончил школу в сорок первом. Это о нас, о нашем поколении. Словом, я загорелся, и музыка к этим стихам была очень скоро написана».[2]

 

ГОЛОСА ВОЙНЫ. Враг Гитлера №1 – Юрий Левитан

Помимо танков, орудий, самолетов было у советских воинов ещё мощное оружие. Враг Гитлера №1 Юрий Левитан. Уникальный тембр его голоса поднимал дух в самые страшные дни и ночи войны. Всем миром, затаив дыхание, слушали его знаменитые слова: «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение».

Самые-самые строки:

«Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

 

«Священная война»

Автор слов - Василий Иванович Лебедев-Кумач

Автор музыки - Александр Александров

Лучшее каноническое исполнение - Краснознамённый ансамбль песни и пляски (далее КрАПП) Советской Армии им. А. В. Александрова

Год создания – июнь1941г.

Самые известные строки:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

История создания.  

«Священная война» - музыкальный гимн Защиты Отечества, символ того сурового, героического времени. Стихи Лебедев-Кумач написал и прочел на радио на третий день войны. В тот же день стихи опубликовали в газетах “Известия” и “Красная звезда”. Сразу после публикации композитор Александр Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени. Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию. Уже 26 июня на Белорусском вокзале одна из групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила «Священную войну». Пять раз подряд.

Однако часто её не исполняли. По причине трагичности. Между строк читалось не о скорой победе, а о кровопролитной смертной битве. А с октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев, Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио. Каждое утро после боя кремлевских курантов. «Священная война» - призыв и присяга воинов.

 

«В землянке»

Автор слов - Александр Сурков

Автор музыки – Константин Листов

Лучшее каноническое исполнение - Леонид Утесов

Год создания – 1942

Самые известные строки:

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

История создания:

Студеный ноябрь 1941года. После изнурительного боя под Истрой, отогревшись в землянке, поэт Алексей Сурков написал жене письмо. Эти 16 «домашних» строк из письма к жене теперь знает наизусть любой в нашей стране. Через пару месяцев, в феврале 42года композитор Листов прочитал эти строки. Буквально через неделю в самом сердце войны в зимнюю стужу родилась песня, близкая и понятная каждому. Бойцы писали письма домой, своим любимым, чтобы хотя бы мысленно прикоснуться к своему дому, к Родине. Все ради которой…

 

«Темная ночь»

Автор слов - Владимир Агатов

Автор музыки – Никита Богословский

Лучшее каноническое исполнение - Марк Бернес

Год создания – 1943

Самые известные строки:

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

История создания: песня из кинофильма «Два бойца». Во время съёмок в 1942году режиссер Лукин пришел ночью к композитору Богословскому и сказал, что сцена в землянке «без песни – никак». И попросил помочь с музыкой. И видимо так хорошо объяснил, что ему требуется, что Богословский «угодил» режиссеру с первой попытки. Вдвоем они разбудили Агатова. И он спросонья неожиданно выдал нужные слова. Троица разбудила Марка Бернеса и гитариста. К утру шедевр был готов. Когда они расходились, то услышали, как кто-то в соседнем окне уже напевает только рожденную песню.    

Популярность песни, созданной за одну ночь, зашкаливала.

Факт: в 40-е годы весь первый тираж пластинки пришлось снять из-за обнаруженного «левого» шороха в фонограмме – слезы растроганной работницы попортили восковую матрицу.

 

  1. «Катюша»

Автор слов - Михаил Исаковский

Автор музыки – Матвей Блантер

Лучшее каноническое исполнение - Георгий Виноградов и КрАПП под управлением А.В. Александрова

Год создания – 1938

Самые известные строки:

Расцветали яблони и груши,
 Поплыли туманы над рекой.
 Выходила на берег Катюша,
 На высокий берег, на крутой.

 

История создания:

Стихотворение "Катюша" было написано Михаилом Исаковским ещё в 1938 году. Михаил Блантер написал легкую и запоминающуюся мелодию. Песня быстро стала популярной и ушла в народ. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века.

Песня стала всенародно любимой, так как сочетала в себе лучшие песенные качества - музыкальность стиха и простоту сюжета. Удивительное единство текста и музыки. Кажется, так было всегда. И они не могли быть рождены врозь. «Катюша» была близка и понятна многим.

Война легла не только на мужские плечи. Женщины воевали наряду с мужчинами. На всех фронтах: снайперы, летчицы, связистки, врачи, медсестры… А еще именем Катюша солдаты прозвали реактивные минометы БМ. Песни таких «катюш» приводили в ужас фашистов.

Песня Катюша» получила всемирное признание. Её поют на всех языках мира. Если бы существовал международный рейтинг всемирного культурного наследия, песня «Катюша» обязательно бы в него попала.

 

Синий платочек

Автор слов - Яков Галицкий в редакции Михаила Максимова

Автор музыки – Ежи Петерсбурский

Лучшее каноническое исполнение - Клавдия Шульженко

Год создания – 1940-1943

Самые известные строки:

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

История создания:

В далеком 39 году в Москву приехал польский джазовый коллектив, на концерт которого в сад «Эрмитаж» отправился Яков Галицкий. Одна из джазовых импровизаций понравилась ему особенно. Он прямо на коленке во время концерта «подтекстовал» понравившуюся ему мелодию. После концерта он познакомился с композитором, показал свои наброски. Через пару дней состоялась премьера песни.

Если музыка этой песни оставалась неизмененной, то вариантов текста – море. Но самый популярным стал фронтовой вариант «Синего платочка» в редакции Максимова.

В апреле 1942 на Волховском фронте состоялся концерт Клавдии Шульженко и джаз-ансамбля. Лейтенант Михаил Максимов литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта освещал это событие в прессе. Шульженко предложила Максимову написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек». Что он и сделал. Через полгода вышел фильм «Концерт — фронту», в котором состоялась премьера максимовского варианта «Синего платочка» в исполнении Шульженко. Была выпущена открытка с этой песней. Ее и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Цитата:

Дмитрий Борисович Кабалевский о песне: «Вопрос популярности «Синего платочка» очень ясный. Этой популярностью, он пользуется по трем причинам: первая причина — та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе; вторая причина — та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки. В тексте этой песни нет ни героев, ни героических подвигов, ничего, кроме чистой лирики. Эта лирика так же элементарна в своем выражении, как элементарна и музыка песни. Но отсутствие противоречия между текстом и музыкой делает эту песню очень органичной; третья причина — та, что при всей примитивности музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса — вальса, на который имеется спрос…» [3]

Цитата:

Вспоминает Михаил Максимов: «Я, конечно же, не мог тогда предположить, что «Синий платочек» с моим текстом «приживется» и что ему будет уготована такая долгая жизнь. В ту пору считалось ведь, что на фронте нужны совсем другого рода стихи и песни — призывные, мобилизующие. Помнится, редактор нашей газеты, в ответ на мое предложение опубликовать эти стихи вместе с отчетом о концерте Шульженко, тоном, не терпящим возражений, категорически заявил: «Вы что, лейтенант? О каких «синих платочках» может идти сейчас речь? Кругом война, смерть, разрушения…» Об этом разговоре узнал наш ответственный секретарь, получивший новое назначение и должность — редактора дивизионной газеты «За Родину!» — Александр Львович Плющ. «Давай, — говорит он мне на прощанье, — твое «творение». Я его в своей газете напечатаю и тем отмечу вступление в новую должность. Авось не снимут…» [4]

 

«Песня батыров»

Автор слов - Назар Наджми

Автор музыки – Закир Исмагилов

Год создания – 1942г.

Инципит - Эйәрле ат беҙ менгәндәр

Самые известные строки:

Һаумы, тыуып үҫкән ерҙәр!
Бар икән дә күрер көндәр.
Шатлыҡтары ҡанат йәйә
Беҙҙең йырҙарҙың.

 
Һағындырған тыуған яҡтар,
Тып-тып баҫып килә аттар,
Дан бөркөлә, саң бөркөлҙ
Беҙҙең юлдарҙан!

 

История создания:

Исмагилов и Наджми написали Песню батыров в 1943 году. Повод был более чем весомый. Сформированная в Республике Башкортостан 112 кавалерийская дивизия билась на фронтах Отечественной войны. Это единственная национальная дивизия, которая дошла до Берлина. История дивизии неотделима от истории её руководителя генерала Минигали Шаймуратова.

Справка

Минигали Шаймуратов рос в небогатой семье, рано остался без матери. Вынужден был с малых лет работать. Не имел возможности доучиться в школе. Но благодаря желанию и упорству выучил несколько иностранных языков. Свободно владел немецким, китайским, казахским, уйгурским, хорошо говорил на английском, французском. Обучился в военной Академии имени Фрунзе. Работал военным атташе в Турции. В Китае старался обходиться без переводчиков. Руководил Охраной Кремля. Прекрасно владел искусством верховой езды.

Когда было принято решение о формировании 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, в Генштабе единодушно решили – возглавит Шаймуратов.

Шаймуратову поставили задачу: в сжатые сроки создать кавалерийскую дивизию. Он приехал в Уфу. Отобрал людей, набрал коней, обучил навыкам ведения в боя. В Деме, где базировалась дивизия, не осталось ни одного кусочка земли, не истоптанного во время учений. Шаймуратов за три месяца превратил колхозников в лихих кавалеристов.

Бойцы боготворили своего командира. Он всегда был на передовой. Личным примером воодушевлял бойцов. Наши конники шли лавиной.

На привалах, обходя расположения дивизии, бойцам, оглядывающим копыта лошадей, Шаймуратов постоянно повторял «Подковы должны выдержать до Берлина». Так и случилось. Дивизия дошла до Берлина.

Боевой клич легендарного генерала «Потомки Салавата отступать не умеют!» стал крылатым, почти таким же как «За Родину, за Сталина!». После гибели любимого генерала боевой клич «Потомки Салавата, вперед!» бойцы изменили на «Шаймуратовцы, вперед!». Дивизия дошла до Берлина под этим лозунгом. И еще пела песню «Шаймуратов - генерал».

14 февраля 1943 года 112-я Башкирская кавалерийская дивизия стала 16-й гвардейской. Почетное звание боевому подразделению присвоили «За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава». Ключевую роль в этом сыграл легендарный комдив Минигали Шаймуратов.

 

Факты:

-          За годы Великой Отечественной войны дивизия прошла от Дона до Эльбы свыше 4000 км.

-          15 раз отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, как отличившаяся в боях.
-          3860 воинов дивизии награждены орденами и медалями, 78 из них стали Героями Советского Союза и пятеро полными кавалерами ордена Славы.
-          По числу Героев Советского Союза 12-я башкирская кавдивизия опередила ВСЕ другие дивизии Советской армии.

Цитата:

Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Уроженцы Башкирии дерутся с врагом, как львы». [6]

«За решительность, быстроту и внезапность фашисты назвали 112-ую Башкавдивизию “дикой”».

 

Музыкальная справка

В составе 112-й Башкирской кавалерийской дивизии были известные музыканты - певцы, танцоры, мастера виртуозной игры на курае и баяне. [7]

Генерал Шаймуратов сам хорошо играл на баяне. Бойцы любили, когда командир затягивал певучие «Урал» и «Таштугай».

В 1942 году в кавалерийской дивизии известный танцор Файзи Гаскаров организовал и стал руководителем красноармейского ансамбля песни и пляски.

 

Наши дни

-          В Кармаскалинском районе на родине Минигали Шаймуратову установлен памятник.

-          30 марта 2020 года Указом Президента России Владимира Путина командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, генерал-майор Минигали Мингазович Шаймуратов награждён звездой Героя России (посмертно).

-          Сегодня власти республики планируют переименовать в его честь Советскую площадь в Уфе и поставить монументальный памятник. Конный памятник. Рядом с моей гимназией.

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ «От героев былых времен»

Автор слов - Евгений Агранович

Автор музыки – Рафаил Хозак

Лучшее каноническое исполнение – Владимир Златоустовский

Год создания – 1971

Самые известные строки:

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой...

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

История создания:

Официальное название песни «Вечный огонь», а прижилось народное «От героев былых времен». Написана специально для кинофильма «Офицеры». Режиссер Владимир Роговой целенаправленно подыскивал в авторы – фронтовиков. У него было твердое мнение, что только человек, сам познавший войну сможет написать песню, которая затронет души. Так и получилось. Автор стихов Евгений Агранович ушел на фронт в первый месяц войны и прошел её всю «от столицы до столицы». Владимир Златоустовский, исполнитель этой пени, не имел к музыке никакого отношения. Он был вторым режиссером этого фильма. Тем не менее спел так, что ему безоговорочно веришь. Весомо, проникновенно, с достоинством. Про офицеров.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

 

А эти строки словно эпиграф к шествию Бессмертного полка.

 

 «Журавли»

Автор слов - Расул Гамзатов

Автор музыки – Ян Френкель

Лучшее каноническое исполнение - Марк Бернес

Год создания –1968

Самые известные строки:

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

История создания:

Это песня – реквием. Песня – молитва. Авторы – сами фронтовики, прошедшие войну. Расул Гамзатов посвятил эти строки семье, потерявшей в войне всех семерых сыновей. Наум Гребнев перевел их с аварского на русский. Стихи очень понравились легендарному Марку Бернесу. Он попросил разрешения у Гамзатова внести правки: заменить «джигитов» на «солдатов», чтобы «расширить адрес песни». Он уговорил Яна Френкеля написать к ним музыку. Когда первый вокализ был готов, Френкель пригласил Бернеса. Бернес прослушал и заплакал. Он был тронут до глубины души, Бернес стал торопить Френкеля.  И сам исполнил рожденную вскоре песню. Это была последняя песня смертельно больного певца. Он записал её с одного дубля. Зная историю этой песни, слушаешь её немного иначе.

После появления песни на местах боев стали возводить памятники, центральным образом которых были летящие журавли. 25 памятников только в нашей стране. Это наша общая память и боль.

 

За того парня

Автор слов - Роберт Рождественский

Автор музыки – Марк Фрадкин

Лучшее каноническое исполнение – Лев Лещенко

Год создания –1971

Самые известные строки:

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю,

Что-то с памятью моей стало,

Все, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым,

Для вселенной двадцать лет — мало.

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: "Я вернусь, мама..."

История создания:

Из кинофильмов «Минута молчания», и «В бой идут одни старики». Это песня – монолог о нашем долге перед воевавшими. Обязательство помнить то опаленное поколение. Это о той самой «эмпатии». Об умении помнить и сопереживать. Фронтовиков, лично переживших войну, знающих о ней правду из своего опыта, все меньше, а желающих переписать историю, в угоду своим интересам, все больше. Новым поколениям важно помнить всё, что «было не со мной».

Роберт Рождественский и Марк Фрадкин написали песню через 25 лет после войны. Международное признание песня приобрела в исполнении Льва Лещенко. В 72 году артист триумфально победил с ней на Международном конкурсе в польском городе Сопот. На финальном концерте артист спел её три (!) раза. В Польше!

«Все, что было не со мной, - помню

Это еще и назидание всем тем, кто хочет навязать нам свою волю, свою силу.

«За того парня» - песня вне времени. Она и сегодня современна и понятна. Она про любого воина любой войны.

 

«На безымянной высоте»

Автор слов - Михаил Матусовский

Автор музыки – Вениамин Баснер

Лучшее каноническое исполнение - Лев Барашков

Год создания –1963

Самые известные строки:

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их – друзей хороших
Лежать осталось в темноте.
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

История создания:

Песня основана на реальных событиях. Восемнадцать сибиряков- добровольцев удерживали высоту против двухсот фашистов. К утру остались в живых лишь двое. Один попал в плен, другого нашли среди трупов наши подошедшие бойцы. Парни высоту удержали.

Цитата: «Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!» [8]

Стихи появились легко, а музыка никак не получалась. Однажды мелодия пришла сама собой в поезде под стук колес. У Вениамина Баснера не было даже салфетки, чтобы её записать. Он всю дорогу напевал её и настукивал ритм, чтобы не забыть.

Я здесь использовала известную фотографию «Комбат» или «В атаку»! Это реальный человек политрук Ерёменко Алексей Гордеевич. Он погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

 

«Десятый наш десантный батальон»

Автор слов - Булат Окуджава

Автор музыки – Булат Окуджава

Лучшее каноническое исполнение - Булат Окуджава

Год создания – 1970

Самые известные строки:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут
И только мы плечом к плечу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа!
Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Лишь только бой угас —
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.

История создания: режиссер фильма «Белорусский вокзал» обратился к Булату Шалвовичу фронтовику с просьбой написать стихи для песни. Не сразу, но родились первые строки:

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут…

Появилась и мелодия.

Цитата: «Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять», - вспоминал Окуджава, - «Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…» И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась. [9]

Аранжировку песни, сделанную Альфредом Шнитке, исследователи называют «шедевром музыкальной драматургии». Песня из фильма, не предназначавшаяся для участия в парадах, превратилась в «элегический марш» и стала гимном десантных войск.

Факт: На просмотре «Белорусского вокзала» глава страны Леонид Ильич Брежнев, не стесняясь, плакал все пять финальных минут, пока звучала лирика Окуджавы «Нам нужна одна победа». После этого любая цензура была невозможна.

Цитата:

«Это ощущение смутности, зыбкости, головокружения после контузии найдено идеально; никто лучше не передавал дрожь земли при орудийном обстреле», - Дмитрий Быков о строчке «Горит и кружится планета». [9]

«Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Война была таким страшным событием, что отзвук ее продолжает распространяться на другие поколения», – говорил Окуджава в документальном фильме «Чем больше людей с гитарами, тем меньше людей с автоматами».

 

«Последний бой»

Автор слов - Михаил Ножкин

Автор музыки – Михаил Ножкин

Лучшее каноническое исполнение - Михаил Ножкин

Год создания – 1968

Самые известные строки:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

Ещё немного, ещё чуть-чуть...

Последний бой - он трудный самый.

А я в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму!

 

История создания: "Последний бой" - песня послевоенной поры. Написана Михаилом Ивановичем Ножкиным для киносаги из пяти фильмов "Освобождение" (1968-72 гг.)

Мать Михаила Ножкина работала во фронтовом госпитале. Маленький Михаил был всегда с ней. Он видел каждый день раненных, переломанных, перебитых бойцов. Но по его воспоминаниям не было озлобленных. Шутили, улыбались, говорили. Маленький Михаил вставал на табуретку и выступал перед бойцами.

Цитата

Вспоминает Михаил Ножкин: «Я помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале… Тема войны была для меня очень близка» [10]

 

ПЕСНИ ПОБЕДЫ

Автор слов - Михаил Ясень

Автор музыки – Игорь Лученок

Лучшее каноническое исполнение – Ярослав Евдокимов

Год создания – 1985

Самые известные строки:

Весна сорок пятого года -

Как ждал тебя синий Дунай.

Народам Европы свободу

Принес яркий, солнечный май.

На улицах Вены спасенной

Собрался народ стар и млад,

На старой израненной в битвах гармони

Вальс русский играл наш солдат.

 

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай,

Тот цветущий и поющий яркий май.

Вихри венцев в русском вальсе сквозь года

Помнит сердце, не забудет никогда.

 

История создания:

Есть несколько версий создания этой песни. Озвучу самую популярную народную. В освобожденной Вене в одном из полуразрушенных домов наш советский солдат увидел пианино. Он подошел и начал играть «Венский вальс» Штрауса. Что еще играть на родине Штрауса в столице вальса! Откуда-то из-под земли послышались звуки скрипки. Это хозяин в заваленном подвале играл ту же мелодию. Музыканта и его семью вызволили. Из соседнего дома вышли с аккордеоном. Появилась гитара – это подоспела пехота. Через некоторое время прямо на улице играл самый настоящий сборный оркестр. Играли все – и австрийцы и наши. Кто на чем мог. Остальные – танцевали. Австрийцы были приятно удивлены, что наши солдаты знают их музыку. Вена праздновала Освобождение!

Поэт Михаил Ясень встретил Победу в Германии. Там и задумал написать общечеловеческую песню, объединяющую людей, стирающую грани различия. 

Цитата: «В таком непростом деле, как создание песни, многое зависит от текста. Талантливый, сердечный стих воспламеняет композитора, вызывает у него горячие ответные чувства, дает толчок творческой мысли», - автор музыки Игорь Лученок. [11]

Так родилась песня-праздник. Ликование всех народов под музыку вальса в музыкальной столицей Европы - Вене.

Впервые она прозвучала на «Песня года — 85».

 

День Победы

Автор слов - Владимир Харитонов

Автор музыки – Давид Тухманов

Лучшее каноническое исполнение - Лев Лещенко

Год создания – 1975

Инципит: День Победы, как он был от нас далёк,

Самые известные строки:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли,
Этот день мы приближали, как могли.

Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.

История создания:

С какой песней ассоциируется праздник 9 мая последние сорок пять лет? Без какого непременного знакового музыкального атрибута не обходится ни одно торжество, посвященное Дню победы в Великой Отечественной войне? Владимир Харитонов и Давид Тухманов создали её в марте 75 года к конкурсу песен об Отечественной войне. Но не успели подать заявку. И предложили комиссии прослушать её вне конкурса. Комиссия сочла её слишком легковесной, усмотрев «синкопы» и элементы «западного легкомысленного» фокстрота. Что тогда было недопустимо. Плюс композитора посчитали слишком «незрелым» (комиссии состояли из пожилых людей, а Тухманову было чуть за тридцать). Песню запретили исполнять в эфире: «НЕЛЬЗЯ петь о ПОБЕДЕ под ТАКУЮ музыку».

В ноябре 75 года на День милиции Лев Лещенко исполнил её в прямом эфире под личную ответственность заместителя министра внутренних дел. С этого момента началась славная история этой замечательной песни. С тех пор ни один праздник Победы не обходился без неё.

Историческая справка:

 9 мая 1945 года в ознаменование победы над фашистской Германией в Москве был дан особый салют: 30 артиллерийских залпов из 1 тыс. орудий, сопровождавшихся перекрестными лучами 160 прожекторов и пуском разноцветных ракет.

Парад Победы СССР над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне состоялся в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал войсками маршал Константин Рокоссовский. Специально для парада из Берлина было доставлено Знамя Победы, установленное над Рейхстагом. На мероприятии проводилась церемония повержения вражеских знамён и штандартов, после парада они были отправлены в Центральный музей Вооружённых Сил. Всего в торжественном шествии приняли участие около 35 тысяч человек. [12]

ВЫВОД

Музыка сопровождает человека всю жизнь. От колыбельной до траурного марша. С утра и до позднего вечера. С утренней маршрутки и до вечерних саундтреков к фильмам. Невозможно представить жизнь в полной тишине. Также важна высказанность. Важно, когда тебя понимают. Правильно подобранные слова, уместно сказанные – порой решают все. Могут в корне изменить действительность. А уж когда всё это вместе – слова и музыка – причем и то, и другое гениальное и подходящее друг к другу – тут начинается волшебство! Это прямое воздействие на душу. Самый короткий путь к сердцу. Самая действенная мотивация. К тому же А в военное время, когда на восстановление сил физических и моральных времени просто нет, песня просто необходима.

Песня призывала на войну, вела в бой, ободряла, утешала, вселяла надежду, согревала. Бойцы уходили на фронт под «Прощание славянки» и праздновали завершение войны под торжественные марши на параде Великой Победы. Мы не можем вернуться в прошлое и разделить боль утрат того опаленного поколения, но можем и обязаны помнить неоценимый Подвиг нашего народа в этой страшной войне.

Я сделала подборку самых, на мой взгляд, лучших песен о войне. Нашла истории их создания. Подобрала интересные факты о самих песнях и о реальных событиях, послуживших для них основой. Узнала много нового об истории моей страны и моего края. Хочу поделиться своими открытиями с моими ровесниками. Выражаю искреннюю благодарность нашим ветеранам за наш сохраненный мир, создателям песен за талантливые иллюстрации событий тех опаленных лет, исполнителям за гениальное исполнение.

ПРАКТИКА

К реферату прилагается видеофильм и музыкальный альбом. В видеофильме использованы песни в каноническом исполнении и документальные фотографии. Музыкальный альбом – те же песни, но в детском современном исполнении. Я их исполнила сама. Создала музыкальный альбом из 16 лучших песен о войне в собственном исполнении. Записала на студии.

Приглашаю ознакомиться с музыкальным альбомом «ГОЛОСА ВОЙНЫ. Музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Детское исполнение». Для этого достаточно сканировать QR-код. Если в Вашем сердце будет отклик, значит цель проекта достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Ф. Лаубе Феликс Лаубе - Персональная страница - Афиша https://in.lit.msu.ru/special/songs-9may2019
  2. Юрий Бирюков, ИСТОРИЯ ПЕСНИ «Довоенный вальс», Газета "Хочу в СССР!"

https://ok.ru/gazetahochu/topic/64855711847706

  1. Скороходов Глеб Анатольевич, И между строчек синий платочек

https://biography.wikireading.ru/249822

  1. История создания песен Великой Отечественной войны, “Синий платочек”

http://geum.ru/next/art-152515.leaf-2.php

  1. Александр Латышев, «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ»

http://protatarstan.ru/specvypusk/pesni-voiny/

  1. БАШҠОРТТАР - БАШҠОРТЛАР [БАШКОРТТАР-БАШКОРТЛАР] https://vk.com/wall-126519614_131
  2. Музей 112-й Башкирской кавалерийской дивизии 

https://vk.com/wall-144198698?own=1

  1. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

История создания песни

https://vk.com/wall-71044380_17127

  1. Нам нужна одна победа (Десятый наш десантный батальон)

https://song-story.ru/nam-nuzhna-odna-pobeda/

  1. Михаил Ножкин: «Последний бой» - это жизненный вопль

http://newokruga.ru/mihail-nozhkin-posledniy-boy-eto-zhiznennyiy-vopl/

  1. Майский вальс
  2. _вальс
  3. Парад Победы https://ru.wikipedia.org/wiki/Парад_Победы

 

Автор: Ефимова Алиса Анатольевна, ученица 8 "Д" класса Гимназии № 3

Научный руководитель: Галлямова Лена Наильевна, учитель музыки, Гимназия № 3

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений