Есть мнение Доклады

ГЛУБИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

21 декабря 2017
ветер lavieenmieux: ветер переменклучшему


Лирическое отступление

В XX веке российские власти трижды обманывались в умонастроениях общества. Накануне революции 1905 года царь был уверен, что мужик, пусть и недовольный своим положением, стихийный монархист и на бунт неспособен. Летом 1905-го мужик жег барские имения и вилами гнал помещиков с земли, а потом еще и сочувствовал интеллигентам-террористам. В феврале 1917-го тот же царь, снова убежденный в лояльности народа, готовился побеждать в Первой мировой и водружать крест на константинопольскую Святую Софию, но уже в марте подписывал манифест об отречении, поражаясь «измене, трусости и обману» вокруг. Горбачев, запуская Перестройку, тоже был убежден в народной любви к партии и правительству, а через шесть лет вынужден был принять роспуск СССР. Всех этих катастрофических событий можно было избежать, если бы существовал надежный способ определить реальные умонастроения населения, а не приписывать ему свои собственные. Умонастроения социологией улавливаются не идеально. Далеко не все готовы высказывать свои мысли, не все даже в состоянии их сформулировать. Выбор варианта ответа в опроснике социолога мало говорит нам о том, насколько полно человек себя с ним ассоциирует (а правильно ли он вообще понял вопрос?). Американская социология не сумела предсказать победы Трампа, британская не прогнозировала такой большой процент проголосовавших за Брекзит. И это в культурах, в которых публичное высказывание своего мнения приветствуется, и не считается чем-то новым и небезопасным. Чтобы не повторить ошибок предшественников, российским властям придется научиться иначе выявлять реальные чувства граждан. В противном случае повторения катастроф не избежать.


Описание метода

Метод «глубинной демократии» разработан американским психологом Арнольдом Минделлом. Он представляет собой групповой тренинг, выявляющий самые базовые ценностные установки участников. На I этапе группа из 20-30 человек делает высказывания на заданную тему. Затем озвученные позиции консолидируются (II этап) и на III этапе участники разбиваются на группы (по собственному выбору ассоциируют себя с той или иной позицией) и вступают во взаимодействие: защищают позиции перед представителями других групп. На IV этапе происходит смена ролей, участники пробуют примерить на себя позиции оппонентов. На V этапе каждый участник описывает пережитый в ходе тренинга опыт, вырабатывая общие конвенции.




Перспективы применения

Автор метода резонно предполагал, что маргинальные точки зрения, существующие в обществе, должны учитываться при формулировании стратегий развития и плана реформ. В противном случае небольшая маргинальная группа может дестабилизировать всю систему (особенно в случае смещения их позиций из периферии общественного сознания в центр, что нередко происходит во время серьезных кризисов). Общество представляет собой многоуровневую систему связей, обычно мы выносим суждения об степени его консолидации на основе самого поверхностного анализа, например – выявления политических предпочтений по соцопросам. Но существуют и более глубинные уровни, сформированные опытом жизни в одной общественной среде, обучением в общеобразовательных школах, приобщению к одной культуре. Наличие общего для всех опыта открывает новое пространство для диалога и примирения, формирования позиций, которые с высокой степенью вероятности будут разделяться абсолютным большинством людей, разделяющих этот общий опыт.


Метод «глубинной демократии» позволяет:

1) Провоцировать высказывания по поводу тех или иных актуальных проблем. Их комплексный анализ (форма высказывания, порядок, частота совпадений) позволяет сформировать более точную картину мнений, так как, в отличие от соцопросов, не предлагает ассоциировать себя с уже готовым мнением (невозможно оценить степень реальной ассоциации с предложенным суждением), а высказать своё собственное.

2) Оценить готовность к диалогу с носителями других суждений, готовность примерить его роль на себя. Метод дает больше информации о реальной напряженности в обществе, позволяет оценить действительные, а не мнимые конфликтные линии.

3) Определить точки пересечения, общие для всех ценностные ориентиры, на основе которых возможно выработать объединительную повестку.

Метод успешно применялся в североамериканских штатах с высоким уровнем этнического разнообразия (Калифорния), в работе с террористическими организациями в Ирландия (подразделения ИРА), в крупных компаниях IT-индустрии (Microsoft, IBM, Apple).


Использование в России

В 2006 году по заказу Норильского Никеля метод «глубинной демократии» был применен в городе Норильске. Команда психологов выявила бессознательный конфликт между жителями города и предприятием. Жители города бессознательно воспринимали предприятие как угрозу, а любые, даже сугубо социальные проекты (строительство школ и спорт площадок за счет предприятия) считали опасными, воспринимали негативно и противодействовали им. Конфликт имел много исторических корней и не выявлялся методами соцопросов.

В результате работы Команды,для предприятия и правительства города была разработана стратегия преодоления конфликта. Был дан ряд социально психологических методов разрешения данного конфликта, которые были успешно реализованы в последующие годы.Кроме того, в процессе обработки полученных данных и оценки скрытых конфликтов и разногласий, психологи сделали ряд предсказаний о неизбежных кадровых перестановках и увольнениях,как в администрации города, так и на самом предприятии, которые сбылись в течение последующих двух лет.

Пашка Мерчендайзер. 

Серьезные новости культуры, науки, политики в стиле Кураж-Бомбей. Контент на заказ и прочее 3,14дарство. pashamerch@protonmail.com

ИТОГ

Метод позволяет:

1. Выявлять скрытые социальные процессы неудовлетворённости и объяснять потенциальному заказчику почему так происходит.

Пример: почему низкая явка на выборах; почему люди саботируют тот или иной процесс, откуда берется апатия или наоборот гиперактивность по данному вопросу и т.п.

2. Выявлять истинные причины неудовлетворённости, а также скрытую напряженность.

Пример: люди хотят ощущать себя вовлеченными в процесс и иметь там право решающего голоса, а не иметь материальных подачек.

3. Правдиво выявлять потребности и запросы


4. Выявлять скрытые уязвимости

Пример: готовы ли они принять изменения и готовы ли они принять их и на каких условиях (например точечную застройку, изменение экологических параметров, переезд или временное ограничение свобод).

5. Готовность откликнуться на оппозиционную повестку

Пример: выйти на митинг или пикет, участвовать в уличных несогласованных акциях, подписать за выдвижение, создавать группы в социальных сетях по противодействию актуальной повестке и т.п.

6. Позволяет в отличии от социологии увидеть полную картину проблем и процессов.

7. Дать эффективные рекомендации по выработке оптимальной стратегии преодоления проблем (комплекс социальных и организационных работ, психологические или рекламные мероприятия, перераспределение потоков или ресурсов).


Курс мероприятий рассчитан на 3 недели работы команды из 7-ми человек:

1 неделя - оперативный анализ + подготовка,

2 неделя - проведение 5-6 мероприятий с аудиторией,

3 неделя анализ + выработка рекомендаций.


Стоимость проведения трёхнедельного курса индивидуальна для каждого персонального случая.

по вопросам консультирования , предложениям и т.п. обращаться по почте:

rodin1976собакаmail.ru







Комментариев пока нет