Есть мнение Статьи Главная тема

«Газо-политическая» конспирология или реальные игры «больших парней»?

23 августа 2017
Очередные санкции против РФ, скандал вокруг «газовых» турбин немецкого концерна «Siemens», общеарабский «наезд» на Катар, ситуация вокруг строительства «Северного потока – 2» и «томатный» конфликт с Турцией, а также ещё множество реальных фактов и «фактиков». Что это? Просто сумма событий, или единая, взаимосвязанная цепочка действий крупнейших внешнеполитических игроков, вступивших в энергетическое противостояние?

Банальная логика подсказывает, что «жу-жу-жу», как говорил известный литературно-мультипликационный персонаж, неспроста. Уж слишком активно действуют игроки газового рынка, слишком откровенны в своих заявлениях отдельные политики и абсолютно очевидна выгода основных участников конфликта.

США действуют исключительно и абсолютно в рамках собственных геоэкономических интересов. Им необходимо, для начала, не позволить обрушиться долговой финансовой пирамиде, формировавшейся в сфере добычи сланцевого газа с начала 2010-х гг. То есть не просто выйти со своей продукцией на рынок сжиженного газа, но и обеспечить высокую общемировую стоимость продукта вне зависимости от способа поставки. Рынки уже обеспечены «голубым топливом», а значит необходимо санкционно-силовое воздействие, как на поставщиков, так и на потребителей.

Благодаря стратегии Трампа, формально легко меняющего внешнеполитических врагов и откровенно «наезжающего» на союзников, предпринимаемые США активные внешнеполитические действия лишь кажутся неупорядоченными. В действительности, цель элементарна – максимально ограничить технологические возможности конкурентов в развитии собственных каналов поставки «голубого топлива» партнерам, а также военно-политически дестабилизировать сами каналы поставки. В результате, 2 – 3% снижение поставок основными конкурентами на каждый из крупнейших рынков, а также рост цен вследствие нестабильности поставок, вполне способно обеспечить США необходимые экспортные возможности и комфортные рыночные цены.

И с этого момента начинается «реал политик» в сольном исполнении администрации Дональда Трампа. Прошло чуть более полугода, а сколь видим даже неискушенному взгляду результат. Катар – основной потенциальный конкурент США в поставках сжиженного газа – в блокаде «родственных» арабских государств. Будущее его совместного нефтегазового проекта с Ираном под большим вопросом. Россия и её основной энергетический партнер – Европейский Союз – под санкциями, ограничивающими технологическое и финансовое взаимодействие в энергетике. Косвенно, через ограничения в финансово-технологической сфере, эти санкции могут повлиять и на развитие сотрудничества РФ в нефтегазовой сфере на Дальнем Востоке: с Китаем, Южной Кореей и Японией. Кроме того, растет военно-политическая нестабильность в регионах, где пролегают основные каналы транспортировки энергоресурсов из стран конкурентов США в сфере их поставки в страны конкуренты США по производству конечной продукции.

Чего добиваются США можно попробовать оценить на двух – трех примерах. Например, сохранение после 2019 года Украины в качестве страны транзитёра российского трубопроводного газа в Европейский Союз. При полной зависимости, как украинских властей, так и оппозиционных сил от США, они (штаты) способны поставить от 5 до 10% европейского рынка «голубого топлива» в зависимость от «доброй воли» руководства США. Плюс создание в непосредственной близости от российских границ портов-терминалов по приему сжиженного газа, способных послужить дорогостоящей альтернативой российских поставок (терминалы в Литве и Хорватии).

Второй пример, это явный компромисс с РФ и Ираном в Сирии. Стабилизация военно-политической ситуации в Сирийской Арабской Республике способна, в конечном итоге, сформировать возможность строительства нефте-газопровода с территории арабских стран в направлении Европейского Союза. Работоспособность данного путепровода, в случае возрождения проекта, во многом окажется в зависимости от «доброй воли» руководства США, явно намеревающегося сохранить собственные сферы военно-политического влияния на значительном отрезке данного энергоканала в ЕС и на Ближний Восток.

Третий пример, Северокорейская проблема. Военно-политическая нестабильность в регионе способна существенно отразиться на стоимости российских проектов по обеспечению энергоресурсами Южной Кореи, Японии и Китая. Даже гипотетическая перспектива возникновения вооруженного конфликта с угрозой применения ядерного оружия в непосредственной близости от предполагаемых маршрутов поставки нефти и газа из РФ в страны региона способна существенно отразиться на стоимости заимствований на реализацию проектов и дальнейшую стоимость поставляемых ресурсов, что либо позволит США «откусить» очередные 3 – 5% рынка, либо существенно снизит темпы реализации альтернативных проектов и повлияет на их стоимость. А возможно, сделает возможным оба варианта….

Что мы имеем? Грубую, жесткую и безапелляционную позицию общемирового «главнюка», пытающегося решить собственные внутриполитические и внутриэкономические проблемы, используя собственное доминирующее положение в мире. Эта игра направлена против Российской Федерации и её интересов? Нет и ещё раз нет! Мы лишь «статист», так как даже при общемировом падении уровня энергопотребления в течение ближайших 10 лет, США не способны существенно потеснить РФ ни на одном из традиционных рынков, особенно в случае значительного, и так необходимого сланцевым компаниям, роста цен, которого власти США добьются «не мытьем, так катанием».

Полное внешнее «удовольствие» во время встречи Путина и Трампа на «Двадцатке» в Германии – лучшее подтверждение достигнутого взаимопонимания. США решили с РФ основной вопрос ближайшей геополитической и геоэкономической перспективы – энергетический. Все остальные разногласия – это «фантики», ибо никто не собирается ни развязывать третью мировую войну на взаимоуничтожение, ни что-то другое, столь же глобально-апокалиптическое.

Что в итоге? Отнюдь не передел газового рынка или иные преференции для отдельных поставщиков хоть сжиженного, хоть трубопроводного «голубого топлива» на мировые рынки. В действительности, в краткосрочной перспективе, должны выиграть ВСЕ поставщики энергоресурсов, за счет значительного роста цен на газ «любой консистенции» и способа транспортировки. А проиграть – все потребители, для которых резко вырастет стоимость энергоресурсов, что не сможет не отразиться на цене конечной продукции.

Даже в условиях некоторого передела мирового рынка «голубого топлива» в пользу нового глобального игрока – США – в выигрыше останутся все энергетические «сверхдержавы»: США, Россия, Иран, Катар и другие. А вот в роли потерпевших окажутся все основные потребители: Европейский Союз, Япония, Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Южная Корея и т.д. Рост стоимости энергоресурсов отразится как минимум на двух важнейших параметрах их социально-экономического баланса. Во-первых, вырастет стоимость производимых ими товаров и услуг, что нанесет удар по конкурентоспособности производства товаров в этих странах. И, во-вторых, будет нанесен удар по внутренним рынкам этих государств, так как рост стоимости энергоресурсов негативно повлияет и на положение населения, вызвав рост стоимости товаров и услуг на внутреннем рынке, что негативно скажется на социально-экономическом положении и покупательной способности населения этих государств.

В результате вышеперечисленного, США получат конкурентные преимущества перед Европейским Союзом и Китаем, что позволит им как минимум снизить дефицит внешнеторгового баланса с этими регионами мира, и параллельно не позволит обрушить финансовую пирамиду, уже не первый год существующую на рынке добычи сланцевого газа. Россия? Как минимум, даже в случае потери в объемах добычи, получит дополнительные бюджетные доходы от роста цен на газ и… соответственно, нефть. Что позволит в ближайшей перспективе сохранить внутреннюю социально-политическую и экономическую стабильность, обеспечить приемлемый уровень доходов населения и курс рубля. Катар – несколько поубавит собственные внешнеполитические аппетиты, однако, при всех потерях, сохранит значительную часть доходов, а значит, вполне достойно проведет Чемпионат мира по футболу 2022 года….

Комментариев пока нет