Функции идеологии

29 октября 2016

Как известно, функция любого феномена есть не что иное, как устойчивое проявление в среде интегрированных его содержания, сущности и качества. Очевидно, что такое понимание функций в полной мере можно экстраполировать на идеологию.

Если исходить из содержания идеологии как системы идей, выражающих коренные интересы социальных групп, ориентирующей людей на социальные действия, то нетрудно определить ее основные функции.

Прежде всего, следует обратить внимание на гносеологическую функцию идеологии.  Любая идеология выполняет эту функцию, являясь системой взглядов, идей. Последние, как понятно, обязательно несут в своем содержании определенную информацию, знания о явлениях действительности.

Поскольку идеология – это система знаний, идей, а всякая система их обязательно упорядочивает, то очевидно, что идеология выполняет логическую функцию. Идеология предлагает людям знания, информацию, «выстроенную» в определенном логическом ключе.

Ориентированность идеологической информации на решение практических задач детерминирует возникновение у нее методологической функции. Практическая реализация идеологических установок требует определения средств, с помощью которых идеи могут быть воплощены в жизнь людей. А это и есть методологическая работа идеологии.

Там, где есть методология, с необходимостью возникает методика. Последняя логично дополняет методологию, поскольку ее задача – определить адекватную ситуации последовательность использования методологических средств. Словом, у идеологии есть и эта – методическая функция.

Нам представляется, что с достаточным основанием можно выделять у идеологии информационную функцию. Ее суть – соединение идей с сознанием людей. Другими словами, благодаря гносеологическим, логическим, методологическим и методическим возможностям идеологии, у нее появляется возможность соединять свои содержательно-сущностные идеи с сознанием людей. По сути – распространять их в общественном сознании, а это есть не что иное, как реализация идеологией своей информационной функции.

На наш взгляд, идеология выполняет, наряду с информационной, и пропагандистскую функцию. Она очень близка по своему содержанию к ее информационной функции. Но, как нам представляется, не исчерпывается его. Существует принципиальный нюанс, отличающий пропагандистскую функцию идеологии от ее информационной функции. Последняя – это наполнение сознания людей определенными знаниями, создание в нем своеобразной «библиотеки»  знаний о явлениях действительности. В то время как пропагандистская функция идеологии – это процесс распространения знаний, хранившихся в названной «библиотеке» в массах людей, в их общественном сознании. Другими словами, в этом случае происходит не просто соединение идеологии с общественным сознанием людей, а идет их интенсивное распространение в нем.

Наряду с пропагандистской функцией идеология выполняет функцию агитационную. Одно дело накопить информацию о явлениях действительности, другое – соединить ее с сознанием людей, превратив в побудительные мотивы их практических действий. Эту роль идеология выполняет посредством агитационной функции.

Логичным и необходимым продолжением названных функций идеологии является ее мобилизационная функция. По сути, агитация – первый шаг к организованным действиям людей в соответствии с содержанием той или иной идеологии. Вместе с тем, она не исчерпывает всего содержания мобилизационной функции. Последняя интегрирует в себя возможности всех вышеназванных функций: гносеологической, логической, методологической, методической, информационной, пропагандистской, агитационной. Практика показывает, что наиболее отмобилизованными на практические действия люди являются тогда, когда «отработали» все вышеперечисленные функции идеологии.

Информация, которую несет в себе каждая идеология, ее нацеленность на решение практических задач, влияет на состояние, развитие, содержание мировоззрения людей. Идеология формирует взгляды человека на мир, развивает и изменяет их. Отсюда, с полным основанием можно вести речь о мировоззренческой функции идеологии. Еще раз заметим – она присуща всем без исключения идеологиям, существующим в современном обществе.

Идеология, как показывает жизнь, выполняет телеологическую функцию, функцию определения целей действий людей. Она органично присуща всем без исключения идеологиям. Ведь реализовать на практике задачи любой идеологии возможно только тогда, когда строго отфиксированы ее цели.

Наконец, нельзя, по нашему мнению, оставить без внимания оценочную, аксиологическую функцию идеологии. Ведь очевидно, что с позиций тех идей, которые формируют содержание конкретных идеологий, люди, социальные группы оценивают процессы, происходящие в мире. Делают они это в интересах реализации целей, которые отражены в сущностях тех или иных идеологических систем.

Таким образом, у каждой идеологии есть довольно широкий «набор» функций. Последние, с одной стороны, являются инструментами выражения в среде их содержаний. С другой – решают задачу практической работы идеологий. Обеспечивают соединение их содержаний с практической деятельностью людей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Комментариев пока нет