Комиссия по борьбе с лженаукой Новости

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТАХ

04 ноября 2017

10-й юбилейная конференция «Межправославной сети центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов» (г.Супрасль (Польша) 14-16 сентября 2017 г.)

ВЫВОДЫ 4-Й РАБОЧЕЙ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В КУЛЬТАХ И НА ПРАВОСЛАВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНОСТЬ

(Перевод с греческого)

Фундаментализмом чаще всего называют крайний консерватизм или модернизм, проявляющийся в неприятиилюбых изменений и хотя бы чем-то отличающегося от своего понимания происходящего, а также в попытках всеми возможными средствами и способами навязать свои взгляды другим в качестве общего образа жизни.

Основные характерные особенности фундаментализма:

а) крайне формализованная (почему фундаментализм часто граничит с психопатологией) приверженность личному пониманию и переживанию сформировавшихся в нашей жизни традиций, правил и положений;

б) беспрекословные требованияк другим к изменению их жизни на основании собственных субъективных навязчивых мыслей, а равно как и убежденность в том, что фундаменталисты – носители истинного знания и могут быть судьями людей;

в) выбор насильственной поведенческой и психологической реакции;

г) распространение фундаментализма на все сферы жизни приверженца, включая аспекты личной жизни: религиозные проявления, политическое кредо, проявление сексуальности, правила семейной жизни и т.д.

Религиозный фундаментализм опирается на абсолютизацию догмы и опыта, стремится к насильственному насаждению «своего» образа жизни и поведения. В действительности мы сталкиваемся с догматически-герменевтическим и опытно-эмпирическим фундаментализмом.

В догматическо-герменевтическом фундаментализме Писание и Предание толкуются буквально, при этом никакие другие формулировки и возражения не принимаются. «Правильное» толкование считается единственным путем спасения и искупления человека.

В опытно-эмпирическом фундаментализме верующий абсолютизирует либо учителя, старца, гуру, либо группу, к которой он принадлежит. В связи с этим любые высказывания руководителя или представителей группы воспринимаются как абсолютная истина, которая ведет человека к спасению. Соответственно все, что противоречит мнению «посвященных» объявляется заблуждением, ведущим к гибели. Образ жизни, предлагаемый в этом коллективе, абсолютизируется, а все, кто живет иначе, неправы, что необходимо исправить.

Феномен фундаментализма можно встретить в псевдохристианстве, в крайне радикальном исламе, в псевдоиндуизме, в псевдобуддизме, в радикальном иудаизме, в организациях, борющихся за права человека, а также в гомосексуальном движении.

Мы можем встретить фундаменталистские тенденции даже среди православных христиан, клириков и мирян. Основой этих тенденций является эгоцентризм, элитизм, гордыня, субъективное присвоение истины и попытка навязать свои взгляды как общее правило и образ жизни.

Классическим примером фундаментализма является фарисей из известной притчи Господа о мытаре и фарисее.

Православная вера и жизнь как церковное, а не индивидуальноеявление, а также здоровая приверженность им никогда не ведут к фундаментализму. Следовательно, преодоление фундаментализма и фанатизма должно осуществляться с помощью богословия Православной Церкви. Онав основе своей веры видит святость человека в Иисусе Христе, понимая, что греховность и болезнь человека связаны с отступлением от него Божией благодати. Лечением же может стать обретениеи сохранение благодати человеком и в сохранении добродетели. Человек в Иисусе Христе становится здоровым и может достичь своего духовного совершенства. Здоровье в этом контексте означает, что человек обрел мир в душе и принимает других «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4,2).

Путь к здоровью души является постепенным и прогрессивным.

Он начинается с причастия к благодати Христовой, воспитания, соблюдения заповедей и участия в Таинствах Церкви, пока человек не дойдет до духовного «совершеннолетия», что является истинностью человеческого существования.

Богословие, главной цель которого является духовное воспитание человека, остается единственной надеждой современного человека, который постоянно находится между разрушительных Симплегад фундаментализма с одной стороны и безудержного модернизма – с другой.

[1]SectsB4-0259, 0264, 0266, 0271 and 0274/96

Resolution on cults in EuropeThe European Parliament, «…. whereas, however, some cults operating through a cross-frontier network within the European Union are engaging in activities of anillicit or criminal nature and in violations of human rights, such as maltreatment, sexual abuse, unlawful detention, slavery, the encouragement of aggressive behaviour or propagation of racist ideologies, tax fraud, illegal transfers of funds, trafficking in arms or drugs, violation of labour laws, the illegal practice of medicine, and so on…»

Комментариев пока нет