Франчайзинг. История возникновения.

29 октября 2016

В современном мире франчайзинг является довольно развитым явлением в Мировом бизнесе. Что же это такое ?

Фанчайзинг – это вид отношений между субъектами рынка, подразумевающий передачу от одной стороны другой стороне прав на ведение определенного бизнеса на определенных условиях, используя при этом бренд, товарный знак, принципы организации деятельности и т.д. передающей стороны.


Сторона, которая продает права на использование своего бренда в ведении бизнеса, называется франчайзером. Сторона, которая получает эти права – франчайзи. Для франчайзера главное преимущество такого сотрудничества в том, что он получает возможность быстрого и широкого распространения популярности своего бренда, а франчайзи (свободные предприниматели) могут таким образом стать владельцами своего бизнеса и действовать от имени уже известной торговой марки.

Как возник франчайзинг


История франчайзинга берет свои корни еще с 1851 года, когда Исаак Зингер (основатель компании по продаже и обслуживанию известных швейных машин Zinger) стал заключать договора с другими компаниями, разрешающие им продавать и обслуживать данные швейные машины на определенной территории Америки. Благодаря тому, что Исаак Зингер решил именно так организовывать свой бизнес, и появилось понятие франчайзинга, которое впоследствии превратилось в то явление франчайзинга, каким мы его знаем сейчас.

Создать франчайзинговую систему Зингера сподвиг тот факт, что его компания не имела возможности обеспечить надлежащее обслуживание производимых швейных машинок по всей территории Америки. Чтобы каждый, кто приобрел швейную машинку, имел возможность получить качественную и своевременную помощь в обслуживании данного товара, Зингер стал передавать сторонним фирмам право на осуществление обслуживания своих швейных машин в разных городах Соединенных Штатов.

Следующий всплеск франчайзинга произошел в 1898 году, главным действующим лицом которого была уже компания “General Motors”, начавшая также применять принципы франчайзинга в своей деятельности. В начале прошлого века франчайзинг начал свое бурное развитие среди компаний, которые занимались оптовыми продажами различных товаров, далее к данной системе организации деятельности подключились нефтеперерабатывающие предприятия. С годами принципы франчайзинга несколько менялись и подстраивались под текущие условия рынка.

Основателем того вида франчайзинга, который используется в современном мире, считается Рэй Крок. Создав компанию McDonald's, он стал продавать другим предпринимателям права на ведение бизнеса с использованием готовой бизнес-модели. Именно благодаря этой системе, рестораны быстрого питания McDonald's являются такими популярными и узнаваемыми во всем мире.

Комментариев пока нет