Есть мнение Молодёжная редакция

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

07 мая 2018

Статья публикуется на основе статьи: Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов вуза// Вестник ПГУАС: строительство, наука, образование.2016.-№2 (публикуется с согласия всех авторов).

Коррупция является наиболее острой проблемой современного российского общества, препятствующей прогрессивному развитию государства. Она подрывает экономическую и социальную стабильность.

Коррупция – это превышение должностным лицом вверенных ему служебных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и нормам морали . Коррупция снижает уровень жизни населения и поэтому ее наличие влияет на каждого человека. Отрицательное воздействие коррупции проявляется в том, что личные интересы определенных лиц превалируют над общественными. Платными становятся бесплатные услуги, денежные средства вместо бюджета поступают в личное распоряжение лиц, наделенных властными полномочиями.

Очевидны последствия роста коррупции:

– усугубление социального неравенства и бедности;

– рост недоверия граждан к системе власти и государственного устройства;

– снижение уровня предпринимательских инициатив;

– изменения в законодательстве в пользу влиятельных групп людей;

– рост общественного недовольства и повышение вероятности возникновения массовых общественных волнений.

Причины роста коррупции заключаются в сложности разоблачения преступных явлений и недостаточной четкости законодательных норм. Низкий уровень доходов (особенно в бюджетной сфере) и отсутствие перспектив также способствуют возникновению фактов коррупции.

Искоренению коррупции способствует воспитание подрастающего поколения на принципах честности, высокой сплоченности, гражданской ответственности при улучшении социально-экономической обстановки в обществе, повышении общего благосостояния страны. Повышение правовой грамотности является важной частью воспитательного процесса любого учебного заведения.

Укажем некоторые пути решения указанной проблемы исходя из опыта Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС). Здесь правовым просвещением в значительной степени занимается Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников (далее ЦПСиСТВ или Центр). Центром проводится большая работа по повышению общей правовой грамотности (не только антикоррупционной составляющей). Это связано с уменьшением количества часов по правовым дисциплинам, особенно по сравнению с гуманитарными направлениями подготовки. В связи с этим сотрудники Центра проводят как отдельные мероприятия, так и реализуют долгосрочные образовательные проекты по повышению правовой грамотности.

Укажем некоторые формы работы в этом направлении:

– проведение социологических исследований;

– организация и участие в научных мероприятиях антикоррупционной тематики совместно со студентами;

– взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, общественными организациями, силовыми структурами, бизнесом и т.д.

– организация образовательно-просветительских проектов.

Центр, по вопросам практик студентов и трудоустройства выпускников сотрудничает с различными общественными организациями и объединениями. Так, совместно с Пензенским отделением Общероссийского народного фронта были организованы лекции для студентов старших курсов по освещению возможности участия в общественной экспертизе государственных закупок. К участию в проекте привлекались студенты, обучающиеся по направления «Строительство», как хорошо ориентирующиеся в тонкостях инженерно-строительной сферы (учитывались их советы экспертам - юристам).

Сотрудничество с Управлением по профилактике коррупции Правительства Пензенской области позволило организовать семинары по повышению правовой грамотности, в рамках которых эксперты управления провели презентацию своей деятельности, подробно осветив понятия, формы и виды ответственности.

Большое внимание уделялось просвещению этической стороны работы государственного служащего (выработка антикоррупционного стандарта); учитывалась востребованность выпускников ПГУАС в органах государственной власти и бюджетных организациях.

Рассматриваемая социальная проблема требует постоянного внимания и системного решения. Главное – профилактика возникновения фактов коррупции. В ЦПСиСТВ в сентябре 2016 года стартовал проект «Молодёжная школа антикоррупционной политики», в рамках которой «разрозненные» мероприятия Центра объединены в единый план для конкретного круга студентов (ранее разовые мероприятия проводились для разных групп студентов).

В рамках проекта планируется проведение теоретической и практической работы антикоррупционной направленности: проведение мастер-классов, круглых столов, создание дискуссионных клубов и др. Для участия в проекте были приглашены все желающие студенты всех курсов и направлений подготовки. Занятия в «школе» проводятся не реже 1 раза в 2 недели. На каждом занятии предполагается встречи со специалистами, непосредственно занятыми решением и предотвращением коррупционных явлений (представители силовых структур, бизнеса, общественных организаций и т.д.).

Первый этап проекта рассчитан на квартал, в конце которого участники выполняют контрольное задание. По итогам работы каждого этапа участникам школы предполагается выдать сертификат установленного образца. Планируется информационное освещение проекта с использованием Интернет-ресурсов и партнёров проекта.

Предполагается правовое посвящение школьников и студентов средне-специальных учебных заведений, расширение его географии; в роли лекторов – выпускники антикоррупционной школы. Таким образом, антикоррупционное мировоззрение будет прививаться учащимся всех уровней образования.

Основной фактор борьбы с коррупцией – формирование гражданской позиции и привитие социальных норм и антикоррупционного мировоззрения. Очевидна необходимость создания правовой культуры, которая развивала бы у граждан антикоррупционную идеологию и психологическую ответственность и устойчивость. Необходима новая система кадрового обеспечения на службу в государственные и муниципальные органы с введением открытой системы поощрения по показателям эффективности работы.

Так как коррупция обладает деструктивным влиянием на все сферы общества и государства необходимые масштабные изменения в общественном сознании и поведении. Поэтому социальный институт образования имеет здесь особую роль пресечения и профилактики, воспитания устойчивых норм и развития антикоррупционных установок. 

Комментариев пока нет