Есть мнение Статьи Открытая трибуна Главная тема Новости

Сквозь сизую пелену пламенеющие цветы Девида Бёрда

27 апреля 2018

Сквозь сизую пелену обыденности, сквозь серую брусчатку беспросветных будней, сквозь стены и крыши зданий покосившегося обывательского мирка и цивилизации, балансирующей на краю пропасти, яростными язычками пламени тянутся к свету алые цветы.

Нет, и не может быть, иной ассоциации у любого, кто вглядывается в эти картины – художник рисует РЕВОЛЮЦИЮ. Предчувствием, предвкушением очистительного пламени революции пропитано все творчество английского художника, коммуниста, интернационалиста, краткое интервью которого мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Только самое важное, что он счел нужным сказать о себе.

Об остальном говорят его картины!

-----

— Почему вы стали коммунистом?

— Мой дедушка был шахтером в Дербишире — районе с преобладанием добычи угля. Союз шахтеров (NUM) возглавлял тогда Артур Скаргилл, по традиции вдохновлявший лидеров левого крыла. Моя семья поддерживала забастовку шахтеров с 1984 по 1985 год. Консервативное правительство во главе с госпожой Тэтчер проводило серию наступлений на профсоюзы. В Лондоне тогда лейбористская партия и её сторонники, а также коммунисты и другие активисты, организовали сеть групп поддержки. Я начал присоединяться к их встречам лет в 15.

Главным рупором сети поддержки была коммунистическая газета The Morning Star. Я стал постоянным читателем газеты, а потом решил присоединиться к лейбористской партии. Меня вдохновляет память об СССР — прогрессивной надежде всего человечества. Мое искусство нацелено на то, чтобы побудить людей поставить под вопрос власть предержащих и существующие системы контроля. Капитализм может обеспечить лишь краткосрочные выгоды для человечества. В более долгосрочной перспективе капитализм разрушает человеческую солидарность, окружающую среду и создает бесконечные войны.

Теперь я более уверен, чем когда-либо, что социальный проект, созданный большевиками, был главной надеждой человечества. Что Свобода выражения — в социалистическом обществе, а наихудшая форма цензуры — та, что при капитализме. Бедность — это цензура, бессмысленная работа — цензура, религия — цензура. Социализм — это самая глубокая и прочная свобода для художников.

— Что вы видите в качестве задачи художника?

— Я стремился к тому, чтобы мое искусство отражало эмоции политической борьбы, не становясь слишком догматичным. Социалистические художники вынуждены реагировать на реальность капитализма. СССР обеспечивает тот контекст, в котором художники должны развивать свои политические и культурные устремления. Выставки в профсоюзных, общественных и социальных центрах могут создавать значимую связь между жизненным опытом рабочих и жизненным опытом художников.

Капитализм — это форма культурного варварства в том смысле, что он отрицает действительность искусства. У искусства нет цены. Рисование, трафаретная печать, скульптура, живопись, ремесленная работа, написание и исполнение не имеют явной и формальной ценности. Сущность самовыражения — это тяга к свободе. На Кубе и в СССР искусство стало частью коллективного усилия, элементом общих социальных устремлений масс. Искусство не может и не должно стоять в стороне от повседневного человечества. Да здравствует Ленин, да здравствует Палестина!

— Каковы ваши будущие творческие планы?

— Я сделаю все, чтобы поддерживать прогрессивные кампании — в особенности, развёртываемые профсоюзами и группами по месту жительства.

Комментариев пока нет