Этнополитический конфликт как одна из ключевых единиц мирового политического процесса на примере Косово

29 октября 2016

Сегодня мы становимся свидетелями того, как политическая этничность все более явно начинает выступать на авансцену современного политического процесса. Этнос становится не только главным персонажем  этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом: без учета многочисленных этнических притязаний уже невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы как внутри национальных образований, так и в глобальных масштабах. Разногласия между этносами приводят к этническим конфликтам, и мы на сегодняшний день становимся свидетелями более 100 этнических конфликтов по всему миру (на территории бывшего СССР и Югославии, Африки и др). Однако в течение последнего десятилетия 20 века западные СМИ и общественность демонизировали Сербию и сербский народ именно из-за косовского вопроса, рассматриваемого теперь сквозь призму актуального сербско-албанского конфликта.

Конфликт в Косово нельзя понять или разрешить вне контекста культурно-исторического и политического развития Балкан и современной ситуации в бывшей Югославии. В этом регионе все взаимозависимо. Обострение проблемы Косово не может не отозваться в Хорватии и Боснии-Герцеговине, Албании и Македонии и наоборот. А дальнейшее развитие конфликта угрожает вовлечь в него другие соседние государства. Конечно, проблема Косово возникла не только из-за слабости югославского государства и избранной концепции национальной политики, но и из-за организации межэтнических отношений на Балканах и непосредственно в Югославии. Косовский конфликт представляет собой конгломерат очень сложных процессов и взаимоотношений. С одной стороны, между Косово/Сербией/международным сообществом, с другой стороны, между этническими единицами внутри края.

Хотя косовский кризис в начале 80-х гг. был интерпретирован как внутриполитический и идеологический, он довольно быстро перерос в этнополитический конфликт между косовскими албанцами и сербами/черногорцами. В ретроспективе, с начала 80-х гг. до сегодняшнего дня, видна постоянная эскалация кризиса в Косово. Из местного внутриполитического кризиса он со временем перерос в этнополитический конфликт и, наконец, достиг гуманитарного кризиса. Сейчас косовский кризис представляет собой большой вызов и пробу возможностей международных институтов — ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, НАТО и их ведущих государств-членов — в управлении этническими конфликтами.

Спецпредставитель ООН Марти Ахтисаари 2 февраля 2007 года представил план по определению статуса Косово в Белграде и Приштине. Он предлагает наделить Косово всеми элементами независимого государства при сохранении определенного международного присутствия. Хотя в документе нет таких слов, как "суверенитет” и "независимость", в нем говорится, что "Косово получит право заключать международные договоры" и "добиваться членства в международных организациях". План предусматривает принятие конституции Косово и определяет ее ключевые положения. В нем также предлагается наделить Косово собственной национальной символикой, в том числе государственным флагом и гимном, и правом содержать "легковооруженные" воинские формирования.С планом сразу согласились США, а также большинство европейских стран. Российская сторона с предложенной концепцией не согласна и полагает, что подобное развитие событий в Косово может создать прецедент и для других непризнанных территорий, прежде всего на Южном Кавказе. Также подобное развитие событий может «грозить безопасности и стабильности Сербии и приведет к дестабилизации всего региона юго-восточной Европы». Этнические анклавы албанцев существуют также на территории таких государств, как Македония, Греция, Черногория, что может спровоцировать их политическую активизацию.

Россия в результате косовского кризиса оказалась в положении, когда от ее действий может зависеть многое и на региональном, и на общеевропейском уровне. Москва в последнее время постоянно выступает за политическое решение международных проблем, отвергая саму возможность применения силы. В этих условиях важной задачей российской политики и дипломатии является выработка реалистичных и конкретных предложений по урегулированию конфликтных ситуаций. Это относится не только к Югославии и Балканам в целом, но и к ситуациям вокруг Ирака, Северной Кореи и ряду других. Определенные преимущества, которыми Россия обладает как страна, не вовлеченная в косовский кризис, могут быть с успехом использованы ею не только для поднятия собственного престижа, но и для практического формирования благоприятной международной среды на континенте.

Комментариев пока нет