Сегодня мы становимся свидетелями того, как политическая этничность все более явно начинает выступать на авансцену современного политического процесса. Этнос становится не только главным персонажем этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом: без учета многочисленных этнических притязаний уже невозможно решать ни экономические, ни политические, ни идеологические проблемы как внутри национальных образований, так и в глобальных масштабах. Разногласия между этносами приводят к этническим конфликтам, и мы на сегодняшний день становимся свидетелями более 100 этнических конфликтов по всему миру (на территории бывшего СССР и Югославии, Африки и др). Однако в течение последнего десятилетия 20 века западные СМИ и общественность демонизировали Сербию и сербский народ именно из-за косовского вопроса, рассматриваемого теперь сквозь призму актуального сербско-албанского конфликта.
Конфликт в Косово нельзя понять или разрешить вне контекста культурно-исторического и политического развития Балкан и современной ситуации в бывшей Югославии. В этом регионе все взаимозависимо. Обострение проблемы Косово не может не отозваться в Хорватии и Боснии-Герцеговине, Албании и Македонии и наоборот. А дальнейшее развитие конфликта угрожает вовлечь в него другие соседние государства. Конечно, проблема Косово возникла не только из-за слабости югославского государства и избранной концепции национальной политики, но и из-за организации межэтнических отношений на Балканах и непосредственно в Югославии. Косовский конфликт представляет собой конгломерат очень сложных процессов и взаимоотношений. С одной стороны, между Косово/Сербией/международным сообществом, с другой стороны, между этническими единицами внутри края.
Хотя косовский кризис в начале 80-х гг. был интерпретирован как внутриполитический и идеологический, он довольно быстро перерос в этнополитический конфликт между косовскими албанцами и сербами/черногорцами. В ретроспективе, с начала 80-х гг. до сегодняшнего дня, видна постоянная эскалация кризиса в Косово. Из местного внутриполитического кризиса он со временем перерос в этнополитический конфликт и, наконец, достиг гуманитарного кризиса. Сейчас косовский кризис представляет собой большой вызов и пробу возможностей международных институтов — ООН, ОБСЕ, Европейского Союза, НАТО и их ведущих государств-членов — в управлении этническими конфликтами.
Спецпредставитель ООН Марти Ахтисаари 2 февраля 2007 года представил план по определению статуса Косово в Белграде и Приштине. Он предлагает наделить Косово всеми элементами независимого государства при сохранении определенного международного присутствия. Хотя в документе нет таких слов, как "суверенитет” и "независимость", в нем говорится, что "Косово получит право заключать международные договоры" и "добиваться членства в международных организациях". План предусматривает принятие конституции Косово и определяет ее ключевые положения. В нем также предлагается наделить Косово собственной национальной символикой, в том числе государственным флагом и гимном, и правом содержать "легковооруженные" воинские формирования.С планом сразу согласились США, а также большинство европейских стран. Российская сторона с предложенной концепцией не согласна и полагает, что подобное развитие событий в Косово может создать прецедент и для других непризнанных территорий, прежде всего на Южном Кавказе. Также подобное развитие событий может «грозить безопасности и стабильности Сербии и приведет к дестабилизации всего региона юго-восточной Европы». Этнические анклавы албанцев существуют также на территории таких государств, как Македония, Греция, Черногория, что может спровоцировать их политическую активизацию.
Россия в результате косовского кризиса оказалась в положении, когда от ее действий может зависеть многое и на региональном, и на общеевропейском уровне. Москва в последнее время постоянно выступает за политическое решение международных проблем, отвергая саму возможность применения силы. В этих условиях важной задачей российской политики и дипломатии является выработка реалистичных и конкретных предложений по урегулированию конфликтных ситуаций. Это относится не только к Югославии и Балканам в целом, но и к ситуациям вокруг Ирака, Северной Кореи и ряду других. Определенные преимущества, которыми Россия обладает как страна, не вовлеченная в косовский кризис, могут быть с успехом использованы ею не только для поднятия собственного престижа, но и для практического формирования благоприятной международной среды на континенте.