Этническая самоидентификация детей в многонациональных семьях: обзор исследования Ф.Б. Бурхановой

В Башкирской академией государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан в рамках реализации плана работы «Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан» (проект осуществляется при поддержке «Фонда президентских грантов») состоялся круглый стол «Многонациональная семья как фактор обеспечения этнополитической стабильности и укрепления гражданского единства народов» в рамках конференции «Соотношение конфессиональной, этнической, религиозной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан. Организаторами стали Центр социокультурного моделирования совместно с Башкирской академией государственной службы и управления при Главе РБ и Башкортостанским отделением Российской ассоциации политической науки. Модерировали встречу доцент кафедры политологии, социологии и философии БАГСУ, кандидат исторических наук Лаврентьев Сергей Николаевич и исполнительный директор «Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан», кандидат политических наук Савичев Владимир Леонидович.

В рамках круглого стола состоялась презентация исследования главного научного сотрудника Башкирского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доктора социологических наук, профессором Бурхановой Флюрой Булатовной, проводимого в рамках гранта РФФИ №19-011-00339.

Фокус исследования Флюры Бурхановой сосредоточен на формировании идентичности детей в многонациональных семьях. Согласно профессору, современная статистика предоставляет недостаточно информации о межнациональных семьях, браках в части их количества и динамики изменения численности. Причина этого кроется в нескольких факторах: большое число респондентов предпочитает не указывать свою национальность при проведении переписи (а в остальных документах данная графа не является обязательной для заполнения), публикация данных по всем домохозяйствам, состоящим из 2-х и более человек, а не по домохозяйствам, состоящим из супружеской пары с детьми и без детей.

Диаграмма 1. Домохозяйства РФ, состоящие их двух и более человек по национальности, по ВПН 2002 и 2010, % (источник – Федеральная служба государственной статистики РФ).

Диаграмма 2. Домохозяйства Республики Башкортостан, состоящие их двух и более человек по национальности, по ВПН 2002 и 2010, % (источник – Федеральная служба государственной статистики РФ).

Процесс формирования этнической идентичности детей в межнациональной семье по сравнению с семьей, где родители принадлежат к одной национальности, имеет ряд особенностей. В первую очередь, дети растут в полиэтничной культурной среде. Элементы различных культур могут присутствовать в различной пропорции, в зависимости от типа этнокультурной адаптации супругов (выделяют 4 типа адаптации). Даже в ситуации подавления супругом культуры другого, частично она может присутствовать в семейной жизни. Формирование ребенка в условиях мультикультурности формирует необходимость научения и принятия обеих культур или выбора одной более принимаемой. При этом, процесс формирования собственной идентичности осложняется тем, что нет однозначных ответов на вопрос «Какова моя национальность?».

Следующим важным обстоятельством является то, что в детстве ребёнок является объектом, а не субъектом формирования идентичности, воспринимая транслируемые родителями стереотипы, не имея возможности самостоятельного выбора. Субъектность приобретается по мере взросления, получения и осмысления информации из разных источников, общения и взаимодействия с другими, приобретения жизненного опыта. На разных этапах жизни этническая самоидентификация может характеризоваться разной степенью осознанности/неосознанности, определенности/неопределенности, устойчивости/неустойчивости.

Таблица 1. Дети о причинах выбора своей национальности (объединение 14 ответов закрытого вопроса в группы), %

На формирование этнического выбора влияют и других факторов. Ф.Б. Бурханова условно объединяет их в три группы: факторы микросреды, факторы мезосреды и факторы макросреды. Фокусом исследования является микросреда – семья, родители, бабушки, дедушки. Одна из задач исследования – проверка гипотезы о влиянии на национальную идентичность детей характера отношений детей с родителями: близость к матери (отцу), хорошие отношения с матерью (отцом), большее участие матери (отца) в воспитании ребенка способствуют определению своей национальности по матери (отцу).

Социологическую базу исследования Ф.Б. Бурхановой составили:

  • качественное интервью: 70 человек (35 родителей и 35 «детей»);
  • анкетирование родителей и детей: 726 человек (363 родителя и 363 «детей» из одной и той же семьи);
  • география: Республика Башкортостан, 19 городов и 31 муниципальный район;
  • городские семьи – 62,2%, сельские – 37,8%;
  • отцы – 47,4%; матери – 52,6%.

Приоритет при отборе отдавался полным семьям. Возраст «детей» составлял от 16 до 23 лет – возраст, в котором уже сформировались базовые установки и способность их артикулировать. Молодые люди оканчивают средние и высшие учебные заведения, начинают трудовую деятельность, переходят к трудовой деятельности и самостоятельной жизни. Исследование показывает, что и родители, и дети оценивают в равной мере влияние отца и матери на формирование идентичности, что позволяет им относить себя к обоим национальностям.

Таблица 2. «Как, по Вашему мнению, человек должен определять свою национальность, когда родители разных национальностей?», %

Результаты исследования профессора Бурхановой показывают, что выраженную идентичность с отнесением себя к одной национальности имеют примерно 35,3%. Выраженную двойственную идентичность – 32,2% (ощущают принадлежность к нациям обоих родителей и не могу отнести себя только к одной из них), ситуативную идентичность продемонстрировали от 7,7% до 14,0% (может быть двойственная самоидентификация в зависимости от ситуации). Группа, которая имеет выраженную устойчивую идентичность составляет примерно 49,9%, неустойчивую идентичность – от 3 до 8,5%. Интересно, что в многонациональных семьях дети стремятся иметь двойную идентичность (41%), а не следовать заложенной средой установке на выбор национальности по отцу (22,6%) или по матери (3%).

Таблица 3. «Человеком какой национальности (или каких национальностей) Вы себя осознаете, ощущаете?», %

Респондентам также задавался вопрос о возрасте и обстоятельствах начала этнического самоопределения. Результаты распределились следующим образом:

  • 14,4% опрошенных отметили, что период формирования начался в дошкольном возрасте (до 6 лет);
  • 32,2% - в начальной школе (7-10 лет);
  • 17,8% - в раннем подростковом возрасте (11-13 лет);
  • 30,1% - в «зрелом» подростковом возрасте (14-16 лет);
  • 5,5% - в период окончания школы, получения профессионального образования.

Среди опрошенных, которые назвали точный возраст формирования идентичности, наиболее часто упоминались 10 лет (16,6%) и 14 лет (14,6%). Средний возраст начала этнической самоидентификации – 11,3. Подавляющее большинство исследуемой аудитории (63,6%) четко смогли идентифицировать возраст выбора национальной принадлежности, однако 20,2% опрошенных заявили, что никогда не задумывались о своих истоках. 10,4% с детства ощущали свою принадлежность к той или иной национальной группе, а 1,5% - не идентифицировали точное время и обстоятельства самоопределения (всегда так себя чувствовали/думали).

Таблица 4. «Дети» о влиянии семьи на выбор своей национальности, %

Интересно распределились ответы на вопрос о значимости для человека его национальной принадлежности. Измерение показало, что респонденты делятся на три примерно равные группы: для первой группы она важна (31,4%), для второй  –  не важна (34,1%), третья группа занимает промежуточное положение, для ее представителей национальность примерно одинаково важна и не важна (30%). Исследование выявило также слабую осмысленность собственной этничности либо индифферентность в самой младшей возрастной группе (16-17 лет).

Таким образом, приведённые результаты исследования профессора Бурхановой Флюры Булатовны свидетельствуют о примерно равном распределении принципа этнической самоидентификации. Почти треть опрошенных следуют традиционному самоопределению по отцу, по четверти – по матери и обоим родителям. Для пятой части опрошенных национальная принадлежность не имеет определяющего значения. В дальнейшем Флюра Булатовна планирует рассмотрение связей между переменными, характеризующими этническую идентичность, и такими переменными, как тип семьи, место жительства, отношения детей с родителями, роль родителей и третьего поколения в воспитании детей, тип воспитания, характер супружеских отношений и некоторыми другими.

Более подробно ознакомиться с исследованием можно в статье Ф.Б. Бурхановой «Межнациональные семьи: этническая идентичность детей» в сборнике материалов конференции «Социокультурные, этнические и языковые процессы на евразийском пространстве».

Шаяхметов Арсен, научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан