Эссе по прохождению производственной практики

29 октября 2016

Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги.

Франсуа Фенелон

            Я полностью согласна с Франсуа Фенелоном, так как непосредственно изучила действие данного высказывания в действительности.

            В марте этого года я проходила практику в Главном управлении МЧС России по Московской области, который расположен в г. Химки. По распределению была направлена в Управление организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, отдела организации пожаротушения.

            Свою практическую деятельность я начала с первого дня работы, где изучила структуру отдела и штатную численность, задачи отдела, в котором проходила моя практика.

Структура Отдела и штатная численность:

1) Заместитель начальника управления - начальник отдела – полковник внутренней службы – 1 шт. ед.;

2) заместитель начальника отдела – подполковник внутренней службы –  2 шт. ед.;

3) главный специалист отдела – подполковник внутренней службы –  3 шт. ед.;

4) старший инженер отдела – 1 шт. ед.;

4) главный специалист – эксперт – 3 шт. ед.;

5) ведущий специалист – эксперт – 1 шт. ед.

Задачи  отдела организации пожаротушения:

1)                 организация тушения пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны находящихся на территории Московской области;

2)                 организация гарнизонной и караульной службы в подразделениях ГПС Московской области;

3)                 изучение и внедрение положительного опыта работы по вопросам организации пожаротушения;

4)                 разработка, корректировка регламентных и других руководящих документов, определяющих организацию пожаротушения на территории Московской области; 

5)                 оперативное руководство деятельностью подразделений в режиме повседневной деятельности и при тушении пожаров;

6)                 взаимодействие с управлениями и отделами Главного управления по вопросам организации службы, подготовки, тушения пожаров – в повседневной деятельности, а также при тушении пожаров;

7)                 организация и методическое обеспечение газодымозащитной службы, оказание помощи в организации работы газодымозащитной службы
в подразделениях ГПС области;

8)                 обеспечение постоянной готовности подчиненных сил и средств гражданской обороны.

Также изучила соответствующие нормативно-правовые акты и их применение в ГУ МЧС России по Московской области. Вашему вниманию представлены основные:

1.      Организационная структура ГУ МЧС по МО (Структура управления пожаротушения и проведения АСР ГУ МЧС по МО от 16.01.2014);

2.      Ознакомление с Положением управления, отдела и персональными должностными обязанностями (Положение об управлении организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Московской области);

3.      Изучение территориальных границ и специфики местных гарнизонов пожарной охраны (Изучение строевой записки по гарнизонам на территории МО; Приказ №156 от 31 марта 2011г. «Об утверждении порядка тушения подразделениями пожарной охраны».);

4.      Изучение документов служебной деятельности управления, отдела и их ведение (Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008г. №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; Приказ ГУ МЧС России по МО №602 от 07.12.2005г. «Об организации тушения пожаров и связанных с ними АСР на территории МО»; Приказ МЧС России № 735 от 01.12.2008г. «Об утверждении временной инструкции по делопроизводству в организациях системы МЧС России»; ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г.; Приказ МЧС России №540 от 27.09.2011г. «Об утверждении Административного регламента МЧС по обращению граждан».);

5.      Изучение количества ОФПС, подразделений, численности личного состава, типов техники, дислоцированных в местных гарнизонах пожарной охраны (Приказ ГУ МЧС по МО №602 от 07.12.2005г. «Об организации тушения пожаров и связанных с ними АСР на территории МО»);

6.      Изучение видов ПО и взаимодействие между ними, находящихся на территории Московской области (Приказ ГУ МЧС по МО №602 от 07.12.2005г. «Об организации тушения пожаров и связанных с ними АСР на территории МО»);

7.      Изучение организационной структуры и оперативного взаимодействия ГКУ МО «Мособлпожспас» (ФЗ №68 от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ФЗ № 69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности»; ФЗ от 22.08.1995г. №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»; Постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»; Закон МО №269/205-03 от 27.12.2005г. «О пожарной безопасности в МО»; Закон МО №110/2005-03 от 04.05.2005г. «О защите населения и территории МО от ЧС природного и техногенного характера»; Постановления Правительства МО - №25/1 от 04.02.2014г. «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации ЧС», - №269/15 от 25.04.2005г. «О мерах предупреждения и ликвидации лесных пожаров на территории МО», -№832/53 от 31.12.2004г. «Об организации тушения пожаров на территории МО», -№787/37 от 17.10.2007г. «О создании ГКУ»);

8.      Изучение нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности по направлению пожаротушения (Приказ №156 от 31.03.2011г. «Об утверждении порядка тушения подразделениями пожарной охраны»; Приказ №167 от 05.05.2011г. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»; Приказ №3 09.01.2013г. «Об утверждении Правил поведения личным составом федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде»; Приказ МЧС России №700 «Об утверждении Положения об организации оперативной дежурной службы в системе МЧС России» от 09.12.2009г.);

9.      Изучение основных направлений деятельности управления отдела (Приказ № 156 от 1.03.2011г. «Об утверждении порядка тушения подразделениями пожарной охраны»; ФЗ от 22.08.1995г. №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»; Приказ № 167 от 05.05.2011г. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»; ФЗ РФ от 06.05.2011г.№100 «О добровольной пожарной охране»; Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России от 29.12. 2003г.; Постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»);

10.   Анализ и исследование крупных пожаров, пожаров с групповой гибелью людей, а также по разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации пожаров (Приказ №156 от 21.03.2011г. «Об утверждении порядка тушения подразделениями пожарной охраны»; Подгрушный А.В., Холошня Н.С. «Методические рекомендации АГПС МЧС России по определению времени прибытия пожарного подразделения к месту пожара» 2005г.)

11.  Изучение организации готовности подразделений пожарной охраны к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время (программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России от 29.12.2003г.);

12.  Изучение проверки деятельности территориальных подразделений ФПС ГПС по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков (Приказ №167 от 05.05 2011г. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»);

13.  Изучение перечня оперативных должностных лиц ФПС ГПС, квалификационных требований, предъявляемых к ним, положения об их аттестации и проведение аттестации на допуск к руководству по тушению пожаров руководящего состава ФПС ГПС (Приказ №280 от 23.05.2012г. «Об утверждении Правил аттестации руководящего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»);

14.  Организация тушения пожаров в гарнизонах ПО (Приказ №156 от 31.03.2011г. «Об утверждении порядка тушения подразделениями пожарной охраны»; Приказ №3 от 09.01.2013г. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодных для дыхания среде»);

15.  Изучение организации порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров (Приказ МЧС РФ от 05.05.2008г. № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». С изменениями от 11.07.2011г., 4.04.2013г.).

В период прохождения производственной практики мною были также приобретены навыки составление различных документов, печатного и электронного документооборота в ГУ МЧС России о Московской области.

Анализируя специфику управления в ГУ МЧС России по МО, воспользовалась методом анализа работы управленцев, изобретенным американскими исследователями Блейк и Мутон. В результате проведенного исследования организации было выявлено командное руководство, где успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Каждый из вариантов поведения при управлении компанией может быть сравнен с любым другим из данной матрицы. Безусловно, нельзя четко определить, к какому именно квадранту матрицы относится данный конкретный вид руководства. В действительности делать это и не обязательно, поскольку нельзя извлечь конкретный смысл из номера квадранта. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

1.1 — страх перед бедностью (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1.9 — дом отдыха (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

 5.5 — организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Матрица стилей руководства несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

Более значимое представление о функционировании ГУ МЧС России по Московской области также смогут дать механизмы управления.

   Распорядительная деятельность в ГУ МЧС России по Московской области реализуется в издании приказов по основной деятельности личного состава и исполнении приказов и распоряжений высших органов управления.

Проект приказов подготавливается специалистами ГУ МЧС России по Московской области. Подписанный приказ регистрируется работником, ответственным за ведение делопроизводства. Приказ вступает в силу с момента его подписания, если в его тексте не указано другого срока.

По текущим оперативным вопросам повседневной производственно-хозяйственной и административной деятельности руководители могут издавать распоряжения и указания. Эти разновидности распорядительных документов составляются аналогично приказам.

 Материальные способы мотивации основываются на том, что сотрудники в результате своей муниципальной деятельности получают заработную плату, повышающие их благосостояние.  Основной формой прямой экономической мотивации является заработная плата за выполнение должностных обязанностей.  Заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, которая состоит из оклада и надбавок. 

К не материальным способам мотивации относится благодарность, которая может быть в виде устной благодарности и благодарности, с занесением в личное дело. Суть личного признания, которое в нашей стране распространения не получило, состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству или лично представляются ему, получают право подписи ответственных документов, в разработке которых они принимали участие, персонально поздравляются дирекцией по случаю праздников или семейных дат.

Публичное признание предполагает информацию о достижениях работников в многотиражках, на специальных стендах, награждение особо отличившихся людей почетными грамотами.

Затрагивая вопрос о деловых коммуникациях в ГУ МЧС России по Московской области, могу смело сказать, что они находятся на очень высоком уровне и способствуют большему достижению взаимовыгодных результатов.

Люди, принимающие участие в деловом общении придерживаются официального стиля общения и ориентированы на достижение поставленных задач. Культура делового общения всегда уместна. Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов, следует считать определяющим фактором в процессе ведения деловых встреч.

Этика делового общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни - позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими.

Особенности делового общения заключаются в том, что собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность; заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах; первостепенная задача делового общения – продуктивное и эффективное сотрудничество.

В результате проведенных мной исследований  и анализа организации с использованием метода Блейка и Мутона, у меня появился ряд предложений по развитию ГУ МЧС России по Московской области:

1)      Международное сотрудничество (в рамках ИНСАРАГ специалисты МЧС России будут принимать непосредственное участие в выработке международных стандартов подготовки и оснащения спасателей, совершенствовании процедур предоставления и приема международной помощи);

2)      Социальный пакет, предоставление постоянного и служебного жилья (Реализация данных мероприятий позволит всем сотрудникам нашего министерства уверенно чувствовать себя на работе, на службе и в быту, видеть реальную перспективу профессионального роста, сохранить привлекательность службы, работы в системе МЧС России).

 

Комментарии 2

<p>
В целом неплохо, хотя теоретического материала для отчета избыточно. Спасибо.
</p>
<p>
В целом неплохо, хотя теоретического материала для отчета избыточно. Спасибо.
</p>