Статьи

Элементы авторитаризма в политической жизни в государствах Центральной Азии

08 апреля 2018
Общей характеристикой для политических режимов государств Центрально-Азиатского региона является их нестабильность. Причиной неустойчивости политических режимов в XXI веке является незавершившийся после обретения республиками Центральной Азии независимости переход к демократии . После обретения государствами Центрально-Азиатского региона независимости ожидания от перехода к демократическому режиму среди населения данных государств были завышены, однако правящие политические элиты ввиду объективных причин (укоренившаяся клановая структура власти, клиентелистские отношения во власти, восточный менталитет населения, способствующий развитию патронажной системы во власти) были неспособны претвори

Революция тюльпанов в Киргизии в 2005 году и массовые демонстрации в Узбекистане в 2005 году против существующей власти привлекли внимание общественности к политическим реалиям данных государств . События 2005 года в этих двух Центрально-Азиатских республиках можно объяснить тем, что после обретения независимости в 1991 году главам Центрально-Азиатских республик было необходимо найти фундаментальные решения для существующих в то время экономических, социальных и политических проблем (например, борьба за лидерство в Центрально-Азиатском регионе между Казахстаном и Узбекистаном, начавшаяся сразу после обретения государствами Центральной Азии независимости; этносоциальные проблемы, препятствующие созданию национальных государств (Киргизия, Туркменистан)) .

Целью лидеров Центрально-Азиатских государств было адаптировать политическую и экономическую системы своих государств к западным моделям демократии, однако, даже несмотря на наличие у нескольких государств Центрально-Азиатского региона большого количества ресурсов (Туркменистан богат природным газом , Казахстан – нефтью ), у Казахстана и Туркменистана отсутствовали эффективная экономическая система и, отвечающая особенностям демократического режима, система государственных институтов, которые позволили бы этим государствам исполнять права и обязанности своих государств в соответствии с нормами международного права . Таким образом, неспособность лидеров в полной мере претворить в жизнь демократические реформы (построение рыночной экономики, уважение прав и свобод отдельной личности) привела к последовательному формированию авторитарного режима во всех пяти Центрально-Азиатских республиках.

Кроме очевидных особенностей авторитарного режима, присущих государствам Центрально-Азиатского региона (патримониализм во властных отношениях, клановый фактор при формировании политических элит, систематическое превышение главами государств Центральной Азии своих полномочий) в данной статье будут рассмотрены более специфические особенности авторитарных режимов государств Центральной Азии.

Отличительной особенностью авторитаризма Центральной Азии является склонность к сохранению власти одного лидера . Одно из возможных объяснений данного феномена кроется в политической культуре народов Центральной Азии: «Центрально-Азиатские патриархальные традиции, покорность, почтительное уважение к власти и старшим, слабые демократические институты подталкивают Центрально-Азиатские сообщества к авторитарному будущему» . Еще одним объяснением сложившейся политической культуры такого типа является тот факт, что семья всегда являлась высшей ценностью для народов Центрально-Азиатских государств, а суровый климат Центрально-Азиатских степей способствовал сплочению семьи, ее проживанию на одной территории, что обеспечивало взаимопомощь и тесные связи внутри семьи . Тенденцию сохранения власти в одних руках в государствах Центрально-Азиатского региона на сегодняшний день мы наблюдаем, например, в Казахстане (действующий президент занимает свой пост с 1991 года) и в Узбекистане, где первый президент Ислам Каримов правил с 1990 до своей смерти в 2016. Удержание власти в одних руках в течение длительного времени в государствах Центрально-Азиатского региона приводит к формированию политической элиты, почти неизменяемой даже в результате электоральных событий, что, в свою очередь, укрепляет авторитарные режимы в республиках Центральной Азии.

Первой и основной особенностью авторитарных режимов в государствах Центрально-Азиатского региона является приверженность к традиционному укладу жизни в политике: это доказывает существование клановой системы в политических элитах государств Центральной Азии. Клановая система образовалась следующим образом: на территории Центрально-Азиатского государства исторически образовывались несколько больших групп людей, имеющих иерархическую структуру и отстаивающих свои интересы, между ними начиналась борьба за властные полномочия. В качестве таких групп выступали кланы (Узбекистан), жузы (Казахстан) или другие объединения людей, соединенных вместе по родственному, идеологическому признаку или по принципу землячества. Борьба за власть между кланами в каждом государстве Центральной Азии в условиях формального перехода к демократическому режиму после обретения Центрально-Азиатскими республиками независимости привела к существованию на сегодняшний день в этих государствах смешения элементов демократии и авторитаризма. В качестве примера можно рассмотреть имитацию оппозиционных сил: на парламентских и президентских выборах представлены несколько кандидатов и политических партий. Однако невероятно высокая явка и процент поддержки существующей власти в лице кандидата или политической партии заставляют усомниться в честности электоральных событий и реальности оппозиционных сил.

Следующей особенностью авторитарного режима в республиках Центральной Азии является передача власти. Государства Центральной Азии не отличаются частым транзитом власти, что является угрозой их стабильного существования. Напомним, что после обретения Центрально-Азиатскими республиками независимости в 1991 году до сегодняшнего дня, на весь Центрально-Азиатский регион пришлось 6 смен политической власти . Это связано с политической культурой, присущей государствам Центральной Азии, для которых характерен патернализм и приверженность к традициям, сохранившимся со времён СССР, когда советская номенклатура формировала политические элиты в государствах Центральной Азии. Для поддержания стабильности режима после смены власти необходимо наличие у главы государства преемника, которым может быть как родственник, так и коллега главы государства . Например, после смерти Ислама Каримова главой Республики Узбекистан стал Шавкат Мирзияев, который был безусловным фаворитом во время электорального процесса и получил, по результатам выборов, 88,61% поддержки населения . Напомним, что он является выходцем из одного клана, Самаркандского, с первым президентом Узбекистана и занимал пост премьер-министра во время правления Ислама Каримова.

В качестве подытога следует отметить, что Шавкат Мирзияев пришёл к власти совершенно законно, Ислам Каримов не превышал своих полномочий для выдвижения своего преемника на пост президента Республики Узбекистан. Однако превышение полномочий, отведённых главе государства законом страны, нередкий случай для государств Центральной Азии. Во время проведения исследования была рассмотрена подготовка передачи власти в Таджикистане, в ходе которой было зафиксировано превышение президентом своих полномочий: Э. Рахмон издал указ о снижении возрастного ценза для кандидатов на президентский пост с 35 до 30 лет , таким образом, на президентских выборах 2020 года смогут участвовать, как сам Э. Рахмон, так и его сын, который, по всей вероятности, станет преемником Э. Рахмона.

Следующим элементом проявления авторитаризма в политической жизни государств Центрально-Азиатского региона является влияние советского прошлого на общественные процесса в государствах Центральной Азии . Влияние советского наследия на общественные процессы в странах Центральной Азии проявляется в уверенности политических элит государств Центральной Азии, что наиболее эффективное функционирование политической и экономической систем государства возможно лишь при управлении ими «сверху» . Данное утверждение имеет место быть, поскольку после обретения республиками Центральной Азии независимости главы государств Центрально-Азиатского региона заняли свои посты ввиду вхождения в советскую номенклатуру, они формировали политическую элиту из чиновников, прошедших советскую школу административной деятельности . С обретения независимости и до сегодняшнего дня смена политических элит носит патерналистский характер: глава государства назначает преемника, формирует правительство, через назначения на высокие посты формирует, другими словами, вертикаль власти. Также советское прошлое проявляется в отношении к собственности. Напомним, что обладание собственностью является одной из главных характеристик могущества кланов, поэтому главы Центрально-Азиатских республик на сегодняшний день обладают рычагами воздействия на крупных предпринимателей или имеют «своих» людей в руководстве крупными финансовыми компаниями. В качестве примера может послужить тот факт, что президент Казахстана назначил председателем Ассоциации KazEnergy , председателем президиума Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» .

В качестве примера применения рычагов воздействия на крупных предпринимателей рассмотрим ситуацию в Казахстане в 2002 году, когда ряд крупных предпринимателей вступили в оппозиционную партию «Демократическое движение Казахстана». В результате поддержки данной партии предпринимателей не только сместили с занимаемых ими должностей, но и подвергли уголовному преследованию . Исходя из этих примеров, можно проследить проявление авторитарного режима в Центрально-Азиатских республиках.

Не менее важным элементом, проявляющимся в авторитарных режимах государств Центрально-Азиатского региона, является религия. Современное экспертное сообщество выделяет мусульманский фактор как имеющий большое значение в политической жизни государств Центральной Азии . Прежде всего, стоит отметить, что ислам укрепился в Центрально-Азиатском регионе только после распада Советского Союза, что неудивительно, учитывая советскую пропаганду атеизма. Государственные лидеры каждой республики Центрально-Азиатского региона искали пути отхода от атеизма, навязанного со стороны СССР, но никакая религия не подходила Центрально-Азиатским государствам лучше ислама, который за много веков максимально адаптировался к национальным обычаям и традициям народов Центральной Азии .

Проявление традиций религии ислам в авторитарных режимах Центрально-Азиатского региона можно проследить на примере использования лидерами государств Центральной Азии ценностей ислама для персональной выгоды . Рассмотрим ситуацию в Узбекистане в качестве примера. Политические элиты Узбекской Республики объясняют традициями ислама монополию государства на землю , однако, как рассматривалось выше, фактически, политические элиты используют государственные земли как источник дополнительного дохода при распределении земли или высших должностей на крупных предприятиях .

Стоит отметить, что главы Центрально-Азиатских государств обеспокоены усилением роли ислама в своих государствах. В связи с этим в каждой республике предпринимается ряд действий по контролю религиозной деятельности. Например, в Узбекистане был создан Комитет по делам религий, который контролирует деятельность муфтия , в Казахстане и Кыргызстане были созданы административные органы, которые контролируют Духовные управления мусульман, которые назначают высших духовных лиц . Интересен тот факт, что на сегодняшний день ни в одном государстве Центральной Азии в парламенте не представлена исламистская политическая партия. До 2015 года в Таджикистане существовала и входила в парламент Партия Исламского Возрождения (ПИВТ), лидеры которой были одними из организаторов Гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. В 2015 году решением верховного суда ПИВТ была признана террористической и ее деятельность на территории Таджикистана была запрещена .

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что рассмотренные элементы авторитаризма, присущие Центрально-Азиатским республикам, не позволяют осуществить объявленный после распада СССР переход к демократии, поскольку тенденция к сохранению власти в одних руках, передача власти по принципу преемственности, незавершившийся отход от советского уклада жизни во всех сфер жизнедеятельности общества не позволяют демократическим ценностям укрепиться в сообществах с восточным менталитетом. Усиление роли ислама в государствах Центральной Азии волнует лидеров республик Центральной Азии, поскольку укрепление ислама приведет к исламизации региона, что означает использование религии в исключительно политических или террористических целях, поэтому лидеры Центрально-Азиатских государств стремятся ограничить и контролировать действия религиозных организаций. Несмотря на тревогу из-за укрепления позиций ислама, политические элиты государств Центральной Азии находят в традициях и ценностях ислама оправдание своей, фактически, коррумпированной деятельности.

Комментариев пока нет