Есть мнение Новости

Эксперты бьют тревогу: реальность ядерного кризиса в современном мире очень высока!

29 октября 2016

26 февраля 2013 года в Московском Центре Карнеги в рамках программы «Проблемы нераспространения» прошел семинар на тему «Ядерное противостояние в Южной Азии». В нем приняли участие отечественные и зарубежные эксперты в области международной и национальной безопасности, в том числе и представитель журнала «Политическое образование», эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.

С основным докладом выступил кандидат исторических наук Петр Топычканов. Он, в частности, отметил различие в ракетно-ядерных программах Индии и Пакистана. Официальный Исламабад стремится к наращиванию количества ракет малой и средней дальности, а Дели стремится увеличить дальность стрельбы своих ракет. Связано это с тем, что Индия ведет политику ядерного сдерживания, в первую очередь, в отношении Китая, и только затем в отношении своего ближайшего и непримиримого соседа – Пакистана. Но для официального Исламабада Китай – неофициальный союзник и дружественный партнер, а Индия – враг на долгие времена.

Фактически Индия и Пакистан ориентируются на разных противников и развивают систему ядерного оружия по разным направлениям. Поэтому, такой процесс, пожалуй, нельзя назвать гонкой вооружений, так как противники не повторяют друг друга в разработке видов ядерных вооружений. И, безусловно, в таких условиях весьма трудно говорить о ядерном балансе между этими государствами. Данное обстоятельство будет мешать возможным переговорам по ядерному разоружению. Во-первых, Индия не признает себя равной Пакистану. Во-вторых, трудно найти предмет переговоров.

Пакистан развивает свою ядерную оружейную программу по двум направлениям: на основе Урана и на основе Плутония. Возможно, по мнению П. Топычканова, официальный Исламабад сделает выбор в пользу плутониевых технологий. Индия имеет развитую ракетную промышленность, включая и предприятия, которые занимаются производством качественной электроники. О своей деятельности все эти предприятия представляют открытые отчеты, что делает Индию предсказуемым государством в вопросах развития ракетно-ядерного оружия.

Однако, подобного нельзя сказать о Пакистане. Официальный Исламабад ведет разработку ядерного оружия и ракетных технологий, но все эти планы и действия не транспарентны. Пакистан зависит также от сотрудничества с Китаем в этой сфере, который поставляет этой мусульманской стране станки и сырьё. Однако, возможно, что в будущем Китай может перестать сотрудничать с Пакистаном и делиться с Исламабадом новыми технологиями.

Индия, сотрудничая с Россией, США, а также Израилем добивается определенных успехов. Проводятся работы:

– по созданию крылатой ракеты,

– по созданию ракет подземного, воздушного и морского базирования,

– испытания системы ПРО,

– развития спутниковой группировки.

Индия и Пакистан не хотят ядерной гонки и руководствуются принципом минимального ядерного сдерживания. Однако, пока, все-таки, еще никто точно не знает, что означает этот термин. В настоящее время в сфере каких-либо возможных договоренностей между Дели и Исламабадом можно говорить о следующем:

1) О частичной транспарентности ядерных сил;

2) О возможном достижении соглашения по ограничению развития ядерных сил;

3) О введении принципа неприменения первыми ядерного оружия. Индия сделала подобное заявление, Пакистан – нет.

4) О помощи третьих стран в ведении переговоров.

Руководитель программы «Проблемы нераспространения» Алексей Арбатов обратил внимание участников научного форума на высокую актуальность и значение рассмотрения вопросов ядерного противостояния между Индией и Пакистаном для международной безопасности, так как эти государства находятся в состоянии перманентного конфликта. Вооруженное противоборство с применением ядерного оружия между Дели и Исламабадом может произойти в любой момент. Несмотря на то, что такая ядерная война будет иметь региональный характер, ее последствия, все равно будут глобальными и нанесут ущерб всему населению Земли.

В то же время США и Россия не могут все время разоружаться в ядерной сфере, когда другие государства – Индия, Пакистан и Китай, – постоянно наращивают свои ядерные потенциалы. Но уникальность пары Индия-Пакистан в «ядерной девятке» состоит именно в том, что она подобно паре США-Россия, которые имеют отношения ядерного сдерживания.

А. Арбатов, с одной стороны обратил внимание на препятствия по началу переговоров между Дели и Исламабадом по ядерному разоружению: не признают друг друга равными, наличие в острой форме территориального конфликта, терроризм, наличие третьей стороны – Китая, фактор ПРО, дисбаланс по силам общего назначения. С другой стороны, руководитель программы «Проблемы нераспространения» обратил внимание присутствующих на опыт переговоров между СССР и США, которые также начинались и проходили в непростых историко-политических условиях, где подобные препятствия также присутствовали в той или иной форме.

По мнению А. Арбатова, в настоящее время уже наличествуют условия для начала ведения субстативных переговоров между Дели и Исламабадом, появилась еще бόльшая объективность для подобных переговоров. Все разговоры о том, что Индия и Пакистан не могут из-за определенных трудностей начать переговоры по ядерному разоружению необходимо прекратить. В настоящее время угроза глобального ядерного кризиса наиболее высока, поэтому необходимо наличие политической воли для ее предотвращения!

Известный эксперт в сфере ядерной безопасности Владимир Дворкин оспорил отдельные позиции ранее выступавших, отметив, что в развертывании ПРО Дели стоит еще далеко. Фактор Китая играет весьма сложную роль в этом политическом процессе. Если бы не КНР, то переговоры между Пакистаном и Индией уже могли бы начаться. Но можно ли вовлечь, все-таки, Китай в процесс переговоров? К сожалению, даже внутри официальной «ядерной пятерки» таких консультаций не проводится, несмотря на то, что у Пекина, по официальным данным, уже 240 боезарядов. А по неофициальным еще больше.

Кроме этого, не существует никаких уведомительных процедур по линии Россия – Франция-Великобритания, до сих пор не создан Центр обмена данных между США и Россией. А ведь появление таких процедур и Центра могло бы способствовать присоединения к ним Китая – члена официальной «ядерной пятерки».

В ходе развернувшейся дискуссии, особое внимание собравшимися было обращено на угрозу захвата ядерного оружия террористами в Пакистане. Так, эксперт Виктор Есин, пояснил, что террористы хорошо осведомлены о местах наличия и размещения ядерного оружия. В свою очередь, Петр Топычканов отметил, что руководство Пакистана также серьезно осознает эту угрозу и принимает все необходимые меры. Созданы специальные силы по обороне ядерных объектов, постоянно проводятся учения, созданы несколько линий и параметров защиты.

Но, – подчеркнул П. Топычканов, – основная угроза по захвату ядерных боеприпасов может исходить не от террористов, а от лиц в системе безопасности, которые могут им симпатизировать, давать необходимую информацию, оказывать помощь. Пакистанские власти заявляют о том, что они могут своевременно выявлять неблагонадежных. Но случаи убийства высших чинов в этой мусульманской стране собственными охранниками, говорят о том, что, все-таки, система безопасности дает сбой.

В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу о том, что в решении современных проблем ядерной безопасности решающую роль должны сыграть совместные усилия государств – членов официальной пятерки: США, России, Великобритании, Франции и Китая.

 

Комментариев пока нет