Есть мнение

ДУХОВНОЕ И ВОИНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РОССИИ В РОМАНЕ Ю. СЕРГЕЕВА «КНЯЖИЙ ОСТРОВ»

29 октября 2016

В данной статье анализируются духовное и  воинское самосознание русского народа на примере романа Ю.В. Сергеева «Княжий остров». Анализ содержания романа показывает, что победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов достигнуто не только через воинское искусство генералов и стойкость солдат, но и через возрождение православного сознания в народе вопреки правящей коммунистической идеологии.

Роман Ю. Сергеева представляет собой  художественное произведение, в котором сложно переплетаются духовный и реальный миры. Этому роману можно предпослать строку из стихотворения: «Знаки небес прорывают любую блокаду». Действие романа происходит во время Великой Отечественной войны. Фабула сюжета в том, что специальный агент Егор Быков должен выкрасть из концлагеря криптографа Илью Окаемова, чтобы затем организовать подготовку в разведшколе отряда для специальных заданий за границей. Однако автор постоянно переносит читателя от самой войны в область древних верований и религий, в православие, в иудаизм и католицизм;  актуализирует материалы Вед и древнерусского язычества, религии Рода, современных мировых религий, древнерусских сказаний и песен, речитативов и частушек. Текст романа, помимо поступков и действий главных героев, полон символов и духовных видений этих героев. С ними в строю сражаются тысячи и тысячи воинов ушедших поколений, собирающихся на битву в белых одеждах в древнем подземном монастыре.

Сам Егор Быков, верующий сын забайкальского казака-белоэмигранта, владеет тайнами старинного боевого искусства – Казачьего Спаса и японской школы единоборств. О реальном существовании такого единоборства у казаков  в старину и его усовершенствовании в наше время указано в книге известного тележурналиста Игоря Прокопенко[2]. Илья Окаемов – верующий православный и знаток не только многих языков и криптографии, но и древних религий и тайных знаний Тибета и Индии. Отрываясь от погони охраны концлагеря, они встречают группу бойцов Красной Армии и берут с собой Николая Селянинова, крепкого и смелого уроженца вологодской деревни.

Группа попадает по приметам и следам увиденного ими старца через непроходимое болото на заповедный Княжий остров, где в келье около древнего громадного дуба живёт тот старец-отшельник Серафим, а на дубе живёт сокол – символ солнца и княжеской власти. Старец совершает на глазах гостей чудо силой своего духа – стоя под пулемётными очередями гитлеровского штурмовика, молитвой разрушает его в воздухе. Самолёт падает на курган, под которым находится могила самого князя Святослава. Егору во сне приходит видение лежащего под курганом князя в полном воинском одеянии и он ощущает  в руке меч князя. Непобедимый меч – духовное завещание пращура бороться с гитлеровским нашествием и символ особой роли самого Егора в этой борьбе.

На Княжьем острове оказываются древние гусли вещего певца Бояна и на время бойцы оказываются в прошлом времени, где русское язычество переплетается с христианской верой, где на капище стоят древнерусские боги и богини: Сварог, Перун, Велес, Рода и другие. Егор вспоминает, как много лет назад в скитаниях по Забайкалью полумёртвым оказался в пещере отшельника на Становом хребте и видел древние тексты раскольников и древней веры ариев. Илья Окаемов говорит Егору, что старец Серафим – сильный волхв, способный окружить Княжий остров непроглядными туманами и потопить в болотных хлябях целую дивизию гитлеровцев. Старец Серафим надевает на Егора древний крест и благословил на святой путь, сказав о том, что ему необходимо идти по этому пути неуклонно, раз он во сне взял меч Святослава.

А перед уходом группы с острова с вершины полуторатысячелетнего дуба слетает и садится на плечо к Егору сокол. Сокол – древний символ великокняжеской власти, а славянский трезубец, присвоенный украинскими националистами – это символ разящего сокола. Окаемов говорит Егору, что хотя грех впадать в язычество, будучи православным, но он видит в древней вере русских предтечу христианства, близкую по смыслу веру, где правда  и духовная чистота – основа жизни. Он также сообщает Быкову, что вернулся в Россию, чтобы отыскать Веды, в разгадке которых видит смысл своей  жизни, поскольку в космосе знаний, изложенном в Ведах, в древности зашифрована вся цивилизация человечества, всё прошлое и будущее, планетарный разум.

По дороге к линии фронта группа Егора Быкова встречает медсестру Ирину, а затем группу фронтовых разведчиков старшины Мошнякова, донского казака по рождению. Старшина имеет задание  командования разведать расположение строящегося гитлеровского полевого аэродрома, но Быков сам даёт ему эти сведения и приказывает данными ему полномочиями выводить их группу через линию фронта. У Егора и Ирины возникает сильная взаимная любовь, которая тоже оказывается полем борьбы тёмных и светлых сил. Обоим влюблённым приходят различные духовные видения.

Например, сначала Егор видит старуху с косой на лугу и не сразу понимает, что это сама смерть, собирающая жатву. Потом Егор оказывается в рядах многотысячного войска в белых одеяниях, уходящих колоннами на битву с гитлеровскими захватчиками из подземного храма. Ирина видит на синем небе белые строки с алой подсветкой, где читает призыв сбросить свою старую жизнь как ветхую и грязную одежду и жить в Законе Божьем: тогда мужу будет дана истина, а жене – милость Божья.

Между Окаемовым и Мошняковым происходит непростой разговор и установление взаимного доверия, так как старшина-разведчик оказался сыном друга Окаемова полковника Мошнякова – начальника контрразведки Добровольческой армии белых, скрывающегося от чекистов. Сын умело и храбро сражается за советскую Россию, с которой воевал его отец, потому что главное в этой войне – не враждебный ему коммунистический режим, а сама Россия и её судьба, свобода и независимость, возможность духовной чистоты. Старшина Мошняков перед встречей с Егором и Окаемовым совершил необычайный подвиг: выдав себя за старшего командира, появляется в рядах панически бегущей с позиций дивизии и принимает командование на себя; расстреливает офицера-паникёра и выводит расстроенную дивизию из окружения, организовав прорыв соединения через линию фронта.

Хотя в истории Великой Отечественной войны подобных случаев не зафиксировано, это не важно: ведь история этой войны знает множество случаев массовых подвигов солдат и офицеров, всенародное самоотвержение и неиссякаемый труд ради победы над врагом, несущим смерть всему русскому миру. А это невозможно без мощного подъёма духа народа, без осознания народом своего служения высшей цели, которая выше отдельных судеб и жизней. Малый человек становится великим, совершая подвиг во имя народа.

По дороге в советском тылу выводящая Окаемова группа разведчиков натыкается на группу переодетых в форму Красной Армии диверсантов и Егор принимает бой без оружия с помощью приемов Казачьего Спаса, чтобы спасти Ирину и остальных. Перед этим он входит в особое состояние сверхчувствительности, при котором боец управляет пространством и временем, владеет гипнозом, предвидит действия врагов и читает их мысли и чувства, становится невидимым и неуязвимым для них, прорубается сквозь строй. Егор наводит на диверсантов ужас, убивая их голыми руками, а его спутники, особенно Ирина, испытывают шок от страшной бойни, устроенной им вооружённым диверсантам. Егор  понимает, что совершил массовое убийство людей, хотя они и враги и сообщает Ирине, что защищал её и отмолит свой тяжкий грех.

По прибытии в древний монастырь, приспособленный руководством разведывательного управления Красной Армии под разведшколу, начинается разностороннее обучение отряда для выполнения специального задания за границей. В том числе обучение языкам, шифрованию, различным приёмам единоборств. Криптограф и знаток древних учений Окаемов учит курсантов языкам, восточным вероучениям и иным знаниям; Егор Быков обучает отобранных бойцов приёмам Казачьего Спаса и японским единоборствам, изученным им самим в японской разведшколе, подполковник Солнышкин – другой русской школе боевых приемов.

Окаемов рассказывает Быкову о многих тайных знаниях, про Тибет и страну Шамбалу, где будто бы находится древний центр мира и до которой мечтают добраться и представители чёрного ордена СС со знаками молний (рунами «Зиг») в петлицах. От того, кто воспользуется могущественными древними знаниями,  зависит судьба земной цивилизации: либо победит Зло, на стороне которого воюет Германия, либо победит Добро, которое защищает Россия.

Наиболее способный из всех курсантов школы, жадный до нового знания Николай Селянинов открывает, что молитвы Казачьего Спаса можно использовать не только для входа в боевое состояние на тренировках, но и для изучения огромных массивов новых знаний, при котором задействуются свободные в обычном состоянии чистые поля мозга. Он делится новым знанием с Егором Быковым и Ильёй Окаемовым.  Николай Селянинов как герой книги – это истинный представитель крестьянской жизни, могучей силы народа, приверженец душевной чистоты, неизбывного труда и весёлой песни на прекрасной земле Вологодчины.

Его имя и фамилия в романе не случайно перекликаются с былинным богатырём и пахарем Микулой Селяниновичем, который олицетворял для русских саму жизнь и вселенскую силу мать – сыра земли, неизмеримо  превосходившую силу и власть князя Вольги. Вологодчина – это тот край, где из глубокой древности сохранились сотни санскритских слов, доказывая, что родина протоариев находилась когда-то на русских землях;  это  край, куда в средние века не дошли монголы и светловолосые русские не смешивались с ними. Николай вырос в многодетной семье, где отец скупо похвалил его первую вспашку и сказал: будет толк, Никола!  В их семье с шестью парнями и шестью девками рядом с тяжёлым трудом всегда была песня и музыкальные инструменты. В их деревне девушки не подпускают парней к себе до свадьбы и он твёрдо верит, что его ждёт невеста и будущая жена крепкая и нарожает ему много детей. Но если сам он не вернётся с войны, то просит сообщить в деревню Барское, что не зря погиб. Значит, он сознательно жертвует собой во имя любимой девушки и будущих детей, утверждая саму жизнь и веру в их  чистоте, не осквернённой врагами.

Начальник разведшколы полковник Лебедев по просьбе  Ильи Окаемова  сначала освобождает храм от склада оружия, а затем доставляет в монастырь из мест заключения старца Илия, известного своей святостью в кругах верующих и лично знакомого с криптографом по заключению. Старец находится на грани смерти от истощения и собрался умирать, поэтому к нему из Рязанской области для излечения привозят целительницу Марию, бабушку Ирины.

Умирающий схиигумен Илий после уговоров и лечения травами Марии, ухода за ним медсестры Ирины понимает, что ещё не настало время предстать перед Богом, он нужен России и выздоравливает, чтобы свершить своё главное служение ради Родины. Илию является Преподобный Сергий, небесный покровитель России и благословляет монаха на служение. Старец уходит из своей кельи на знакомую поляну для молитвы, где когда-то молился и приручил дикого медведя, никому не сказав; при этом зажжённая лампада горела трое суток без пополнения масла – это было знамением разведчикам о предстоящем  духовном чуде.

Старшина Мошняков, желая узнать, жив ли его отец, просит бабушку Ирины погадать ему и для этого ночью идёт в соседнюю деревню, чтобы найти свежего молока для гадания. Он встречает там похотливую торговку молоком, которая предлагает красивому и сильному старшине переспать с ней и тогда он получит молоко; Мошняков отказывается от этого и идёт дальше. Он приходит в многодетную семью, в которой молодая мать украдкой от голодных детей надаивает ему молока и отдаёт даром. При этом она верует в душевной чистоте и говорит старшине, что другая женщина так же напоит её мужа на фронте и что своего мужа она будет ждать, сколько понадобится и будет ему верна. Мошняков для себя решает, что после войны обязательно найдёт себе жену по подобию этой матери.

На встречу со старцем Илием приезжает командующий фронтом генерал Скарабеев и просит обязательно найти того, потому что не  уедет, не встретившись со святым. Скарабей – священный жук в Древнем Египте, который повторяет путь солнца и потому является символом Солнца, как и древняя свастика в текстах Вед. Фамилия генерала – явный намёк на Г.К. Жукова, но в данном контексте фамилия имеет дополнительный духовный смысл. Генерал Скарабеев приехал к старцу Илию за благословением перед решающей битвой за Москву.  Святому старцу во время многодневного моления на камне с неба нисходит в виде столпа света Богоматерь и сообщает монаху Определение Бога для России, в которой разлилась мерзость духовного запустения.

Во имя спасения России старец Илий должен передать правителям СССР, чтобы немедленно открылись все церкви, храмы и монастыри, а также духовные семинарии и академии, чтобы с фронтов и из тюрем вернули священников для служения в храмах. Кроме того, Богоматерь сообщает, что святую чудотворную икону Казанской Богоматери и с крестным ходом необходимо обнести вокруг Ленинграда и Москвы, а затем доставить её в Сталинград, где находится древний духовный центр и  оставить там. Скарабеев на приёме у Сталина докладывает о случившемся в окрестностях монастыря и убеждает того, что надо исполнить Определение Бога, чтобы не погибла Россия – иного пути нет. Сталин соглашается с генералом и отдаёт распоряжение о возвращении православия в жизнь советского народа.

Помимо исполнения долга офицеров и солдат на войне, главные герои, общаясь с духовным и военным лидерами России –  старцем Илием и генералом Скарабеевым – верят и готовятся к многолетнему служению после войны, духовному подвигу борьбы с бесовщиной карательных органов советской России и официальной идеологии. Символом этого будущего является младенец Вася, который приходит с помощью медведя – воспитанника старца – в монастырь и должен со временем принять  на себя от Илия его путь духовного заступника и молитвенника за освобождение России от всех напастей. Эти герои ненавидят карательную машину Советского государства так же, как и его официальную коммунистическую идеологию. Таким образом, автор воплощает в романе «Княжий остров» идею о том, что советский народ внутри себя носил раздвоенность воинского и духовного самосознания, но тем не менее боролся с врагами, не жалея жертв на алтарь победы и будущего процветания России.

Вместе с тем, автор проводит важные для понимания замысла романа идеи. Во-первых, что православие прижилось на Руси как переплав древней ведической прарелигии, исконной для русских религии сильной Мировой Жизни и Любви, которая подготовила почву и переварила греческую веру на свой лад. Во-вторых, главная и не афишируемая  цель созданной в школе монастыря команды Белых воинов – это борьба против коммунистического извращения русской культуры, за единство Веры и за торжество Добра и Правды. Ибо с разделения Веры начинается упадок нации.

В-третьих, основой русской культуры, по убеждению автора, является иное отношение между личностью и народом, нежели в других культурах. Долг вел русских от личности к соборности, к заботе о духовном смысле жизни, а не взысканию материального богатства, к тайне принятия Бога и жизни, а русская идея – это русская дорога к Богу. Эти мысли автора перекликаются с нашей концепцией русского национального идеала –  диалектически противоречивого, саморазвивающегося единства социального идеала Правды, духовного идеала Братства (Соборности), политического идеала Единства государства и народа. [3]

Вместе с тем ряд российских историков, например Георгий Мирский, Борис Соколов и другие, считают, что советский народ победил в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов только вопреки сталинскому режиму, завалил своими неисчислимыми трупами поля сражений. Дескать, можно было обойтись в этой страшной войне в разы меньшими жертвами. Генералы и офицеры якобы смертельно боялись Сталина и НКВД, поэтому плохо воевали. Однако логичнее согласиться с тем же маршалом Г.К. Жуковым, что враг был необычайно силён и намного лучше подготовлен воевать, нежели генералы и офицеры Красной Армии в первые два года войны. И нельзя забывать, что поколение юношей и девушек 1921-1924 годов рождения, героически погибавших в боях, воспитано ленинским комсомолом и поддерживало Советскую власть, воевало с врагом за неё, а вовсе не за историческую Россию.

Анализ самосознания казаков и бывших офицеров-белогвардейцев в романе «Княжий остров» показывает, что даже оно не было однородным. Поэтому обвинять политический режим СССР задним числом во всех потерях вряд ли уместно, оставаясь объективным. Стоит еще отметить: идея автора о великом очищении русских от скверны в православной вере и обретении ведических знаний для свершения великих добрых дел на Земле сама по себе – замечательный продукт веры в такую возможность. Разделение труда многие тысячи лет является причиной появления новых отраслей деятельности, товаров и денег, общественных групп и классов, управления и финансов, государств. Разделения и расколы в религиях и по иным признакам также сопровождают человечество уже не одну тысячу лет. А вера в Родину-мать будет объединять людей всегда…

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сергеев Ю.В. Княжий остров. Роман. – М: Изд-во «Княжий остров», 2004. – 544 с. Подарочное издание. – ISBN 5-902831-0З-2.

2. Прокопенко, Игорь Станиславович. Военные тайны XX века / Игорь Прокопенко. – Москва: Эксмо, 2015. – 544 с. : ил. – (Военная тайна с Игорем Прокопенко. Коллекция).

3.Шишкин В.А. Национальный идеал как общий закон развития культуры: монография / под редакцией А.И. Гурьева. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2014. – 225 с.

Комментарии 4

<p>
Уважаемый Василий Архипович обязательно прочту все ваши работы. Хотелось бы прочитать и ваши ранние труды. Спосибо.
</p>
<p>
Я за ФЗ о Российской Арктике
</p>
<p>
Уважаемый Василий Архипович обязательно прочту все ваши работы. Хотелось бы прочитать и ваши ранние труды. Спосибо.
</p>
<p>
Я за ФЗ о Российской Арктике
</p>