Есть мнение Статьи Открытая трибуна Молодёжная редакция Доклады

ДОСУГ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

02 августа 2018

Важнейшим ресурсом развития любого общества является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических процессах, как его настоящего, так и его будущего. Именно молодежь, являясь одновременно и объектом и субъектом процесса социализации, выступает отражением того, что происходит в обществе. Молодежь – это тот «продукт», который создало общество, это результата складывающихся в обществе экономических, социальных, политических, духовных процессов. Анализ состояния молодежи, как большой социальной группы, во многом определяет образ будущего данного общества.

И молодежь Хабаровского края на сегодня представляет существенный потенциал его развития. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 14 до 30 лет составляет 319 тыс. человек, или 24% всего населения края и 40% трудоспособного населения. Городская молодежь составляет 82%, сельская – 18%. Более 116 тыс. человек (36,5%) обучаются в образовательных организациях, 202 тыс. молодых людей (63,5%) заняты в социальной сфере и различных отраслях экономики края. Деятельность по реализации государственной молодежной политики в крае осуществляют 3 краевых государственных учреждения, 11 муниципальных молодежных центров. В Хабаровском крае зарегистрировано 688 молодежных и детских общественных объединений, с общим количеством участников более 100 тысяч человек.

Одной из наиболее значимых и важных для молодежи сфер ее жизнедеятельности является сфера досуга и отдыха. Досуг достаточно часто выступает существенным критерием статусной самоидентификации молодежи, характеризует стиль жизни человека и семьи, является сферой проявления неравенства способностей и возможностей, различий в уровне и качестве жизни и т.д.

Особую актуальность данный научный вопрос приобретает в плоскости дискуссии о молодежи, о молодежной политике и молодой семье. Как отмечено в исследовании Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты»: «…молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени. Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения – все это формирует определенный тип социальной жизни различных групп современной молодежи, является значимыми характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой».

Сегодня «…досуг выступает существенным критерием статусной самоидентификации молодежи, характеризует стиль ее жизни, является сферой проявления неравенства возможностей, различий в уровне и качестве жизни, часто выступает в роли лифта социальной мобильности. Анализ досуговой активности позволяет связать разнообразие форм организации жизни с вертикальной и горизонтальной стратификацией, отражая сложную сеть отношений в современных структурах неравенства».

Как показывают результаты мониторингового социологического исследования, существенных изменений в организации и проведении досуга молодежи Хабаровского края, за последние 8 лет, не произошло. В большинстве случаев, общие тенденции, досуговые предпочтения и установки сохраняются. Так, результаты социологического исследования свидетельствуют о преобладании у современной молодежи региона пассивных и индивидуальных форм отдыха («отсыпаюсь», «слушаю музыку», «провожу время за компьютером, в Интернете» и т.д.).

В то же время, на фоне некоторого увеличения доли молодых людей, предпочитающих крайне пассивный вариант досуга – «отсыпаюсь» (с 35,7% в 2013 году, до 45,5% в 2017 году), увеличилась доля молодых людей, включенных в активный досуг: занимающихся спортом, фитнесом (с 19% до 30% опрошенных). Этому, возможно, способствовало активное развитие спортивной инфраструктуры в крае: строительство спортивных комплексов, площадок, открытие фитнес-клубов, а также популяризация здорового образа жизни.

Кроме этого, положительной тенденцией характеризуется увеличение интереса у молодежи к занятиям любимым делом, хобби (фото, музыка, рисование и т.д.). Так, за период с 2013 до 2017 годы доля молодых людей, которые отметили данный вариант досуга увеличилась почто в два раза: с 15,7% до 28,7% от числа опрошенных. Это может свидетельствовать о повышении творческо-познавательной активности молодежи, а также об улучшении общих условий для самореализации молодежи в данном направлении (развитие инфраструктуры, увеличение количества клубов по интересам, творческих центров, магазинов для творчества, проведение фестивалей, выставок и т.д.).

Как некоторую негативную тенденцию можно отметить снижение интереса молодежи (за период с 2009 по 2017 годы с 39% до 30% соответственно) к активному коллективному отдыху на природе (охота, рыбалка, шашлыки и т.д.).

Каждой возрастной группе молодежи соответствует свой набор наиболее популярных форм отдыха, что обусловлено процессами социализации и взросления. Однако вызывает тревогу тот факт, что почти половина опрошенных в возрасте 17 и 24 лет, а также больше трети 29-летней молодежи ответили «отсыпаюсь». Причины преобладания такой формы отдыха могут быть различными, но в любом случае, это свидетельствует о значительных перегрузках как физических, так и психических, ведущих, как следствие, к снижению защитных функций организма у молодых людей, снижению работоспособности и продуктивности деятельности.

Для 17-летней молодежи наиболее популярными являются индивидуальные формы отдыха. Больше трети респондентов (40,8%) предпочитают слушать музыку, а 37,6% опрошенных проводят время за компьютером (в сети Интернет). Такое положение дел говорит об их стремлении к максимальному обособлению от среды, в которой они находятся (родители, родственники).

Следует отметить, что с «взрослением» молодежи наблюдается постепенное преобладание коллективных форм отдыха над индивидуальными. Наглядным примером выступает выбор респондентами такой формы досуга как выезды на природу (охота, рыбалка, шашлыки). Так наиболее популярен данный вид досуга среди 29-летней молодежи (данный вариант выбрали 37,2% опрошенных этой возрастной группы).

Также следует отметить, что порядка 12% молодых людей выбирают «асоциальные формы отдыха», такие как «бездельничество и бесполезное времяпровождение» и «распитие спиртных напитков». Причем такой отдых в большей степени присущ 24-летней молодежи. Возможно здесь проявляется влияние особенностей досуговых предпочтений разных поколений. Так, по результатам предыдущих исследований (2013 год), этот вариант чаще выбирали представители 17-летней молодежи, которые сейчас попали в группу 24-летней. К 29 годам данный показатель снижается.

С взрослением молодежи происходит не только отказ от асоциальных форм времяпровождения, но и формируется тенденция к уменьшению числа опрошенных занимающихся спортом (17 лет – 37,0%; 24 года – 29,6%; 29 лет – 23,6%), что возможно объясняется изменением семейного статуса, увеличением рабочей нагрузки и т.д.

Определенным показателем, свидетельствующим об интересе молодежи к происходящим вокруг событиям, выступает выбор респондентов такой формы досуга как чтение журналов, газет и книг. Так, каждый четвертый респондент (25,2%) выказал желание проводить свободное время за чтением любимой газеты или журнала.

В то же время остаются абсолютно неизменными показатели по всем возрастным группам относительно просмотра телевизора, составляющие треть (29,8%) опрошенной молодежи.

В настоящее время организация свободного времени и досуга молодежи должна базироваться на принципах толерантности, интереса и свободы. Толерантность предполагает понимание и принятие субъектами, осуществляющими регулирование свободного времени молодежи, ее интересов и потребностей; свобода – создание в пространстве досуга условий для самоорганизации молодежи, содействие формированию в сфере досуга ее активной позиции; интерес – учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении досуга. В качестве основных методов должны выступить контроль (с целью обеспечения условий досуговой деятельности, отвечающих потребностям самой молодежи и содействующих формированию более высокого уровня культуры её досуга) и переориентирование (перенос активности молодежи из досуга в другие сферы жизнедеятельности).

Таким образом, по результатам исследования видно, что среди молодежи Хабаровского края наибольшее распространение получили пассивные формы проведения свободного времени, которые не требуют никаких дополнительных затрат: просмотр телепередач, фильмов, чтение книг, занятие на компьютере, просто «отсыпаются», и др. Иными словами, хотя большинство людей предпочитают проводить свое свободное время дома, интенсивность как возможных семейных, так и личных домашних занятий оказывается довольно низкой, а их разнообразие – минимальным. Это свидетельствует о неумении многих организовать свой отдых с пользой для здоровья и самосовершенствования. Налицо довольно узкий круг форм и типов проведения досуга вне дома. Так, походы в кино, театры, музеи, различные образовательные и оздоровительные учреждения, занятия физкультурой и спортом вне дома придают социальной жизни людей наибольшую полноту, однако требуют заметных дополнительных материальных и интеллектуальных затрат. Поэтому такой внедомашний досуг в большей степени привлекателен для более обеспеченных и образованных социальных слоев.

Вследствие чего необходимо поддерживать и развивать формирующиеся позитивные тенденции (увеличение доли спортивного досуга, доли увлеченных собственным делом и т.д.), через развитие необходимой инфраструктуры (клубы, секции, площадки и т.д.), через популяризацию данных видов досуга (соревнования, выставки, фестивали). Кроме этого, представляется целесообразным совершенствование программ духовно-нравственного воспитания молодежи через систему культурно-досуговых мероприятий.


Комментариев пока нет