Есть мнение Статьи

"Допинговый скандал" как информационная "операция" против России"

26 марта 2017

Стремление государств получить право на организацию международных спортивных соревнований уровня Олимпийских игр или чемпионатов мира по различным видам спорта обуславливалось далеко не всегда внутренними потребностями. Например, повышением туристической привлекательности и улучшением инфраструктуры страны, как традиционно указывалось в подаваемых заявках. Часто это было желанием страны утвердиться на международной арене посредством демонстрации мировому сообществу собственных возможностей и ресурсов, позволяющих раскрыть физический потенциал человека, поразить мир достижениями своих атлетов. Результаты, достигаемые национальной сборной в ходе самих соревнований, способствовали укреплению репутации страны в глазах мировой общественности и собственных граждан. Они же становились предметом национальной гордости и патриотизма.

Статус страны, принимающей международные спортивные соревнования, автоматически смещает вектор внимания участников внешней медиа-сферы в сторону как внешней, так и внутренней политики государства. Данная тенденция стала прослеживаться практически с момента официального становления Олимпийских игр в качестве мероприятия мирового масштаба, когда возможность участия как в самих Играх, так и в их организации стала зависеть от внутри- и внешнеполитических действий отдельных государств. Олимпийские игры в Берлине в 1936 году являются наглядным тому доказательством. Эти игры стали первым случаем, когда внутренняя политика и идеология страны-организатора – Третьего Рейха – являлись поводом для сомнений международных организаций в целесообразности проведения Олимпиады. Позднее спортивные мероприятия стали использоваться для продвижения идеологий политических режимов, организации разных форм протестов. Это вновь подтвердило определенную утопичность принципа, провозглашенного основателем современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена – полного отделения политики от олимпийского движения.

В условиях геополитической борьбы существенную роль в формировании общественного мнения играют глобальная информатизация, Интернет, СМИ и социальные сети. Эти факторы делают информационное противоборство весьма эффективным, быстрым и не столь затратным инструментом. В сложившихся реалиях методы и формы информационных «операций» принимают все более агрессивный и массированный характер. При этом, необходимо иметь ввиду, что экономическая и политическая сферы информационного противоборства, в котором нашли применение уже привычные инструменты воздействия (введение экономических санкций, попытки дипломатической изоляции, правовое и экономическое препятствие работе представителям российских СМИ), дополняются сферой международного спорта, где рождаются свои инструменты и практика информационного противоборства. Участившиеся в последнее время информационные атаки и политические скандалы, напрямую или косвенно связанные с Олимпийскими играми в Сочи и чемпионатом мира по футболу 2018 года, возвращают нас к анализу взаимозависимости и взаимосвязанности политики и спорта, возможностей использования спортивной сферы как отдельной площадки для оказания информационного противоборства.

В этой связи информационную войну можно определить как наиболее жесткую форму информационного противоборства, которое осуществляется конфликтными сторонами в период острых политических кризисов.

Такой подход в анализе процессов информационного противостояния государств в рамках комплексной геополитической конкуренции продиктован случаем разразившегося «допингового скандала» вокруг российского спорта, который можно считать первой открытой и многоуровневой атакой на другое государство, посредством использования существующих особенностей информационного пространства и разнообразия соответствующих ресурсов.

«Инициатором» информационной войны в этом случае стал широко разрекламированный фильм немецкого телеканала ARD «Секретный допинг: как Россия добивается побед» (сценарист и режиссер Х. Зеппельт), вышедший в эфир 3 декабря 2014 года. Он же задал стратегическую идею информационного воздействия на Россию в лице Министерства спорта РФ, его главы В. Мутко, Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) – как на единый объект информационного противоборства. В основу этой идеи, которую декларировал фильм, было положено утверждение о существовании в РФ государственной допинговой программы по подготовке российских спортсменов для достижения ими высших наград на международных первенствах. Эта же установка использовалась как в официальных документах Всемирного антидопингового агентства, так и в заголовках публикаций западных СМИ, «доказывающих» таким образом наличие в РФ данной программы.

Руководствуясь фильмом немецкого телеканала ARD, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) создало специальную Независимую комиссию по расследованию прозвучавших в адрес России обвинений. Выход фильма в эфир, а также последующие за этим 335-страничный доклад Независимой комиссии ВАДА, опубликованный 9 ноября 2015 года, заявления бежавшего в США главного фигуранта дела об уничтожении допинг-проб Г. Родченкова, первая часть доклада независимого эксперта Р. Макларена (выполнявшего роль политтехнолога), представленная 16 июля 2016 года, вызвали сильные всплески в информационном поле, дав возможность хронологически проследить динамику развития информационной кампании, находящейся в активной фазе в период с 3 декабря 2014 года по август 2016 года. В течение всей этой кампании было выпущено еще четыре фильма ARD на эту же тему, которые поднимали новые волны обвинений России, и выступали катализатором информационной кампании.

Одновременно с главными событиями вокруг ВФЛА развивался и «мельдониевый скандал». Получив необходимое освещение в СМИ в течение марта 2016 г., он угас, оставив, однако, осадок на репутации российского спорта в целом и М. Шараповой – центральной фигуре скандала – в частности.

Целевыми группами всей информационной кампании стали мировая спортивная общественность, российские болельщики, спортсмены разных стран, тренеры, спортивные чиновники и функционеры, а также мировая и российская политическая элита. Субъектами информационного противоборства стали международные спортивные и антидопинговые организации (МОК, ВАДА, ИААФ, ВФЛА, РУСАДА, Спортивный арбитражный суд, а также международные федерации по различным видам спорта), спортивные чиновники и функционеры (Т. Бах, С. Коу, Р. Паунд, Р. Макларен, Л. Диак, В. Мутко, В. Балахничев, С. Жуков и др.), политики, общественные деятели и журналисты.

События, начало которым положил фильм ARD, привели к приостановлению аккредитации Московской антидопинговой лаборатории и дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики, что, как следствие, сделало невозможным участие российских легкоатлетов в международных спортивных соревнованиях, главным из которых были летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Срыв участия в летней Олимпиаде и полная дискредитация государственной системы спорта стали конечной целью информационной кампании, направленной на нашу страну.

Действия России в данной ситуации можно расценивать двояко. С одной стороны, несмотря на прозвучавшие заявления Президента РФ, а также спортивных чиновников во главе с В. Мутко, и предпринимаемые действия по реформированию антидопинговой системы, государству не удалось остановить волну негативной риторики Запада в свой адрес. Не изменили ситуацию и внушительные результаты сборной команды РФ на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, которые всячески подвергались сомнению в западной прессе. В результате доверие международной общественности к российскому спорту, российским спортивным чиновникам и, что наиболее существенно, – победам российских спортсменов было подорвано. С другой стороны, многочисленные опросы общественного мнения внутри самой страны демонстрируют твердую уверенность россиян в том, что отстранение российских легкоатлетов политически ангажировано. В частности, такое мнение высказали 55% респондентов в опросе, проведенным ВЦИОМ. Само расследование ВАДА журналисты назвали «самой грандиозной атакой на отечественный спорт в истории» и «сильнейшим имиджевым ударом по России» , При этом была дана оценка ВАДА, которая «своим докладом в лоб заявила о своих возросших и административных, и финансовых амбициях» . Тональность публикаций в российских СМИ за весь период информационного противоборства (19336 сообщений) колебалась от нейтральной и сугубо информационной до предельно эмоциональной, в которых звучала обеспокоенность перспективами российских атлетов и предпринимаемыми мерами государства по защите отечественного спорта. Все это свидетельствует об относительно успешной работе страны на внутреннем информационном поле, в котором не удалось внедрить скептическое отношение к победам российских спортсменов.

«Допинговый скандал» доказал наличие продуманной и системной информационной кампании, включающей в себя организаторов, исполнителей и чиновников международного и отечественного уровней (субъектов кампании), целевые группы (объекты кампании), четко сформулированную стратегическую идею («наличие» в России на государственном уровне допинговой программы по подготовке спортсменов для получения ими наивысших наград на международных соревнованиях), и цель (подрыв доверия к победам российских спортсменов, дискредитация российской спортивной системы, дискредитация спортивной и, в конечном счете, политической власти). В рамках кампании были задействованы наиболее известные манипулятивные приемы (создание интриги, дробление информации, повторение одних и тех же заранее сформулированных установок, преувеличения разного рода для создания определенного эффекта, использование имеющихся стереотипов и образов в отношении России и Советского Союза), организационные рычаги давления (дисквалификация и отстранение спортсменов от соревнований), использование системы бойкотов будущих соревнований (например, отмена этапа Кубка мира по биатлону в Тюмени), демонстрация дискредитирующих документальных фильмов. Благодаря активному участию в кампании западных СМИ, у международной спортивной общественности было сформировано мнение о политике грязной борьбы, которой следовали российские спортсмены. Была запущена волна резких и негативных заявлений со стороны иностранных спортсменов, призывавших к бойкотированию как самих российских спортсменов, так и международных соревнований на территории России. Резкая риторика в адрес россиян продолжилась после Игр в Рио и фиксируется до сих пор.

В феврале 2017 г. ВАДА опубликовало письмо, в котором признало, что в докладах (первая и вторая часть) Р. Макларена нет достаточных оснований, чтобы говорить о виновности России в подмене допинг-проб на Олимпиаде в Сочи и о существовании в России государственной допинговой программы. Тем не менее, урон международному спортивному престижу страны в ходе проведенной информационной «операции» был нанесен в таких масштабах, что, даже несмотря на политику полной открытости, репутация российских спортсменов, пострадавших от «допингового скандала», еще не скоро восстановится.

Комментариев пока нет