Есть мнение

Доктрина «Африканского Ренессанса»

29 октября 2016

Африка вступила в новый век с тяжелым грузом острейших гражданских конфликтов и нерешенных проблем. Особо тяжелое положение сложилось в Субсахарском регионе, где расположено самое большое число беднейших стран мира. По всем экономическим параметрам этот регион плетется в хвосте всех других регионов «третьего мира». У него самые низкие показатели в мире по продолжительности жизни, охвату населения образованием, здравоохранением и социальным обеспечением. Угрожающих масштабов достигла безработица. Около половины жителей Субсахарской Африки отброшено на самое дно жизни, не имея на пропитание и одного доллара в день.

Либеральные эксперименты, проводимые в регионе под эгидой международных финансовых организаций, зачастую оказываются на практике экономически несостоятельными, чреватыми нарастанием общественной напряженности. Они не смогли повысить и возможности адаптации отстающих африканских стран к структурным сдвигам в международном разделении труда. В ходе развертывания процесса глобализации, растет угроза превращения их в изгоев современного мира, целиком зависимых от подачек извне. 

Становится все очевиднее неадекватность социально-экономического развития Африки. Своеобразие африканской экономической жизни, укоренившиеся в регионе социокультурные и традиционные институты, общинный образ жизни африканцев - все это сопротивляется попыткам шаблонной подгонки национальных стратегий к моделям западного толка. 

На фоне отсутствия прогресса, с одной стороны, создается подходящая атмосфера для «афропессимизма», а с другой - зачастую под лозунгом «Африканского ренессанса» - подаются идеи возврата к истокам африканской самобытности, ценностям коллективистского мировоззрения. Одновременно доказывается целесообразность утверждения сильного государства, способного не только справится с регулированием рыночных отношений и общественных потребностей, но и навести надлежащий порядок в собственном доме. 

Понятие и сущность доктрины

Официально понятие «Африканского ренессанса» было выдвинуто Табо Мбеки, экс-президентом ЮАР, в 1997 в США, в г.Вирджиния, на конференции по привлечению капитала в Африку.

Эта доктрина определяла роль и место современного ЮАР на Африканском континенте, а также рассматривалась в качестве новой «национальной идеи».

Было поставлено множество задач перед «Африканским ренессансом». Такие как: создание демократических политических систем, обеспечивающих участие народа в управлении государством, причем формы этих демократий должны учитывать африканскую специфику; достижение устойчивого экономического развития (результатом которого является постоянное улучшение жизненных стандартов и качества жизни народных масс); успешная борьба против пандемии ВИЧ/СПИДа, восстановление культур Африки и поощрение художественного творчества, доступ к передовой науке и технологии.

В 2000 парламент ЮАР принял закон об учреждении Фонда африканского ренессанса (средства для него выделяются парламентом страны), цель которого – расширение международного сотрудничества с африканскими государствами. Т.Мбеки совместно с президентом Алжира А.Бутефликой и президентом Нигерии О.Обасанджо разработали  Программу Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления (The Millenium Partnership for the African Recovery Programme – МAP), ставшей основой для документа Новое партнерство для развития Африки (НЕПАД). Программа предлагает меры, которые должны быть приняты как самими африканскими странами, так и международным сообществом для преодоления трудностей, с которыми сталкивается Африканский континент, и в целом совпадает с основными положениями концепции «Африканского ренессанса». Это разрабатывается практически одновременно с возрождением идеи африканского единства, которая реализовалась в форме создания Африканского союза (АС).

В конце 90-х в ЮАР активно велась дискуссия по международному и культурному аспектам концепции «Африканского ренессанса», терминологии, движущим силам африканского возрождения, а также роли ЮАР в этом процессе. Ученые из ЮАР и других стран (Э.Малока, В. фан Фирен, Н.Ределинхейс и др.) считают, что положительные черты (сохранившийся коллективизм и т.д.) все же превалируют в африканской действительности. Западные политологи (Дж.Стремлау, К.Лиджем) часто называют «Африканский ренессанс» «романтическим реализмом».

Концепция стала популярной в ЮАР, по ней проводятся конференции (Порт-Элизабет, октябрь 2003), дают ее название инвестиционным проектам и т.п. Результаты деятельности Фонда африканского ренессанса и международного сотрудничества ощутимы в сфере культурной жизни ЮАР и некоторых других стран Африки: проводятся т. н. декады Африканского ренессанса, включающие разнообразные фестивали (фестиваль новой африканской музыки «Восточноафриканский ренессанс», август 2003). Но несмотря на значительные информационно-пропагандистские усилия, «Африканский ренессанс» пока не стал в ЮАР всеохватывающей «национальной идеей».

Реальное положение вещей

Если  идеи «Африканский Ренессанс» вызовут те перемены, которые в настоящий момент ожидаются на этом континенте, то это несомненно будет одним из главных событий ХХI века. «Африканский Ренессанс» интерпретируется по-разному, но в своей сути он предполагает существование «новой» Африки, где будет господствовать дух самоопределения, который отбросит негативный образ прошлого и позволит стать ей политически стабильным, экономически устойчивым и морально здоровым континентом, гордо красующимся среди других. Честно говоря, эта доктрина подразумевает воистину колоссальные затраты средств и энергии.

Сам термин «Африканский Ренессанс» уже дает повод для дискуссий. Самое интересное, что стоит вопрос, кого называть африканцами и африканской диаспорой. Казалось бы, что понятие «африканский» подразумевает все относящееся к этому континенту и его народам. Однако, на континенте расположено 57 государств, а народов и этнических групп со своими языками и традициями еще больше. Причем порой разница между ними настолько велика, что говорить об общеафриканском Ренессансе представляется просто нереалистично.

Одним из результатов Ренессанса должно быть достижение политической стабильности на континенте. Но в то же время для реализации этих идей должна присутствовать хоть какая-то стабильность, что совершенно невозможно на современном этапе. С тех самых пор, как африканские страны в большинстве своем получили независимость и до настоящего момента, смена правительств на континенте происходит насильственным путем.

Еще хуже дело обстоит с экономикой региона. Голод, устрашающая нищета, упадок, явное неумение создать здоровую экономику, неспособность успешно вести дела, получая одновременно огромные суммы иностранной помощи, коррупция среди официальных лиц — все это является реальностью во многих странах. Отсюда же вытекает и низкое финансирование социальной сферы. Таким образом, при условиях полной нищеты и явной невозможности большинства населению получить хоть какое-то образование политическая стабильность просто невозможна.

Из 600 миллионов человек, живущих к югу от Сахары, 100 миллионов страдают разного вида умственными расстройствами. Причины этого бедствия: геноцид, гражданские беспорядки, войны, уничтожение семейных и общественных традиций, урбанизация и, конечно, нищета.

На фоне картины политической нестабильности, экономических лишений и страдающих от духовных и умственных недугов людей  предлагается идея африканского Ренессанса или, в лучшем случае, его идеалы. Принимая во внимание этот мрачный аспект африканской действительности, можно с полной уверенностью ожидать, что у циников будут все основания для скептического отношения к этим идеалам.

Использование термина «Ренессанс» вызвало такие же споры, как и «африканская» часть этой фразы. Многие граждане Южно-Африканской Республики и других стран считают, что призыв к возрождению континента должен был прозвучать гораздо раньше, в то время как другая, не менее многочисленная часть населения относится к нему с большим скептицизмом и цинизмом. Для подобных скептиков само сочетание является терминологическим противоречием. Поскольку не было рождения, то не может быть и возрождения. Их довод: народы, которые были неспособны письменно зафиксировать свою историю, неспособны изобрести колесо или, по крайней мере, проложить трубы в своих жилищах, не имеют права использовать термин «Ренессанс».

Было бы очень важным выбор типично африканской фразы с тем же самым значением, но которая все же подчеркивала бы отличие от европейского Ренессанса и содержала бы нечто новое, присущее только Африке. Можно дать следующее логическое объяснение использованию фразы, взятой из латинского языка: нигде в Африке, при всем вышеупомянутом многообразии ее языков и культур, просто не существует африканского лингвистического эквивалента для понятия «Ренессанс». Причем отсутствует не только слово, но и само понятие.

Для африканской интеллигенции, которая находится в первых рядах этого движения, понимание данного термина не представляет собой никаких проблем, поскольку большинство ее представителей получило образование на Западе. Но для неграмотных и неоднородных по составу масс сельского населения во многих странах африканского континента потребуется очень долгое время, для того чтобы они смогли постичь суть этого понятия, и, что более важно, осознать, что оно подразумевает и их сопричастность.

Современные дебаты об «Африканском Ренессансе» - это реакция Африки на глобализацию. Предполагается двойной ответ на глобализацию. С одной стороны, продолжаются усилия по поиску собственного решения африканских проблем. С другой - возрастает давление на индустриальные страны и международные организации с требованием разработать достойный план экономического развития. 

Пока разговоры о Ренессансе происходят только в академических кругах и интеллигенции и имеют довольно общий вид. Идеалы африканского Ренессанса невозможно претворить в жизнь, следуя чьему-то приказу или желанию, или законодательным путем .

Реалии жизни и отсутствие коллективного стремления к общей идеологии африканского Ренессанса — все это факты, с которыми нужно непременно считаться. Но идеалы Ренессанса слишком хороши, чтобы ими можно было просто пренебречь: даже, несмотря на возникающие проблемы они достойны того, чтобы стать реальностью.

 

P.S. В столице Сенегала г. Дакаре в апреле 2010 года состоялось открытие памятника «Африканский ренессанс», посвященного 15-й годовщине независимости страны. Он представляет собой группу из трех скульптур – семью, состоящую из отца, матери и ребенка.

Монумент выше нью-йоркской статуи Свободы и стоил бюджету страны 28 млн. долл. Он был построен по заказу президента Сенегала Абдулайе Ваде. Власти страны запретили запланированную впоследствии демонстрацию протеста, направленную против открытия гигантского монумента, который считают излишне расточительным и «неисламским».

«Африканский Ренессанс» есть в действительности.

Комментариев пока нет