Доклад на тему "Атомная энергетика в мире " по предмету "Международное право "

29 октября 2016

Атомная энергетика в мире

     Большинство мировых производителей атомной энергии придерживаются точки зрения, что атомная энергетика в мире будет продолжать развиваться и дальше, несмотря на события, которые произошли в 2011 году на АЭС «Фукусима-1». С их точки зрения, достойных заменителей атомной энергии по производительности и эффективности на данный момент не существует.

     Можно сказать что крупным потребителям атомной электроэнергии, при отсутствии других видов энергии, остановка развития атомной энергетики в целом и в отдельных странах в частности может обернуться крахом экономик отдельных регионов, в особенности тех, которые не имеют иных источников энергии.

     Основные доводы против атомной энергетики в мире –это  сомнения относительно ее безопасности, решение проблемы утилизации ядерных отходов, а также сопутствующая опасность распространения ядерного оружия. Одной из важнейших причин, которая вызывает негативную реакцию у населения по отношению к политике атомной энергетики в мире – это недостаток, а иногда и полное отсутствие информации о работе АЭС и чрезвычайных ситуациях на них.

     Одним из наглядных примеров служит Чернобыльская авария, информация о которой долгое время скрывалась от граждан, равно как и последствия этой страшной трагедии. А руководство государства сообщило об аварии только в результате давления мировой общественности, когда скрывать происходящее стало уже невозможно. Подобная проблема с недостатком информации, хоть и в меньшем масштабе, чем в Чернобыле, имела место и во время аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Конечно, нельзя не отметить, что удивительная организованность японских рабочих помогла справиться с аварией в минимальные сроки, но при этом до сих пор ряд вопросов остается без ответов. Например, куда была направлена загрязненная вода, которая образовалась в больших количествах после использования ее при охлаждении поврежденного блока.

     С учетом вышесказанного, недостаток информации  о ядерных объектах и в целом об атомной энергетике в мире негативно сказывается на имидже ядерных держав. Не говоря о том, что данные трагедии сами по себе поставили под сомнение целесообразность развития атомной энергетики в мире. Уже после аварии на Чернобыльской АЭС некоторые программы развития атомной энергетики в мире были приостановлены, ну а для многих государств последним толчком для пересмотра стратегии развития атомной энергетики послужила авария на «Фукусиме-1». После названных событий одной из первых о своих намерениях приостановить работы на действующих стациях заявила Германия. Такой же точки зрение придерживаются    Швейцария и Венесуэла. Индия, Бразилия, Таиланд и Малайзия объявили о проведении полной ревизии систем безопасности на АЭС.

 Есть ли альтернатива атомной энергетики в мире? На этот вопрос развернуто ответила Германия, предоставив энергетический сценарий, в соответствии с которым до 2050 года всё немецкое энергопотребление будет обеспечено только за счёт восстанавливаемых видов энергии. В то же время США, Россия, Казахстан, Южная Корея, Чили и Турция не намерены уменьшать масштабы применения ядерной энергетики, а наоборот заявили о ее развитии.

Федеральный закон РФ об атомной энергетике.

Федеральный закон   Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 2 июля 2013 года),  содержит 70 статей направленный на урегулирование деятельности связанной с использованием, хранением и утилизацией веществ для производства атомной энергии, а так же уголовной ответственности за их хищение, нарушение в использовании или намеренном нанесении вреда с их использованием.

ГЛАВА XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Статья 65. Международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.  

Статья 66. Оповещение об аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения

Оповещение об аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения, вследствие которой произошел выброс или сброс радиоактивных веществ в окружающую среду и которая привела или может привести к трансграничному распространению радиоактивных веществ, что с точки зрения безопасности может иметь значение для иностранного государства, осуществляется специально уполномоченными на то органами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.  

Статья 67. Помощь в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения

Предоставление помощи в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения в целях сведения к минимуму последствий аварии и в целях защиты здоровья населения, окружающей среды и материальных ценностей от радиационного воздействия осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.  

Статья 68. Обмен информацией с иностранными государствами в области использования атомной энергии

Обмен информацией с иностранными государствами в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Так же данный федеральный закон включает в себя главу «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ», в которой  поясняется важность международного договора над данным федеральным законом, необходимости информирования других стран, если этот вопрос коснется их, а так же взаимопомощи в случае аварии на атомной установке или иных вопросах, касающихся этой области . (1) 

Атомная энергетика в России.

      По заявлению нашего президента  до 2030 года в России планируется построить 28 энергоблоков АЭС. При этом было подчеркнуто, что проекты, реализуемые «Росатомом» на российской территории и за рубежом, соответствуют самым высоким стандартам безопасности. Но к большому сожалению, это область все еще остается не востребованной среди инвесторов и молодых специалистов потому что:

      Во-первых, для этого необходимо привлечении частных инвесторов в российскую атомную энергетику — область весьма специфичную не только потому, что она в силу своего стратегического характера находится под контролем государства, но и с точки зрения безопасности. Отсутствие же подобного рода объемов вложений может привести к стагнации всей отрасли, о чем в 2006 году предупреждал генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко.

      Во-вторых, рассказав о положительных тенденциях и долгосрочных целях, президент тем самым хотел привлечь  будущих молодых специалистов-ядерщиков показав  своеобразное «окно возможностей» в атомной отрасли, для которой проблема качественного человеческого ресурса остается до сих пор наиболее острой. Сейчас же  попытки хоть и предпринимаются ,чтобы восполнить этот пробел  , но очень незначительные: низкие зарплаты, отсутствие эффективной системы передачи знаний, слабо прогнозируемые перспективы отталкивают молодых высококвалифицированных специалистов от работы в сфере атомной энергии.

      Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цели, обозначенные президентом РФ, носят преимущественно декларативный характер. Никто не спорит с тем, что атомная энергия является перспективным направлением в энергетической политике РФ. Тем не менее, нехватка генерирующих мощностей не только сдерживает модернизацию экономики страны, но и очевидно дает карт-бланш на продолжение эксперимента с введением «энергетических пайков» для населения. Как уверяет правительство, их выдача — один из уже распространенных в Европе способов распределения потребления дорожающей электроэнергии. Тем не менее, у председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева другое мнение: «Многие думают, что на каждого члена семьи будет приходиться по 50 киловатт-часов, и успокаиваются. Будь это так в действительности — не стоило бы бить тревогу. Всем вдалбливается цифра в 50 (или 70) киловатт-часов в месяц. И часто замалчивается, что по специальной методике, предложенной регионам Министерством энергетики, данная величина относится только к двум членам семьи. Третьему члену семьи предложено будет уже не 50 или 70, а всего лишь 20 киловатт-часов. К тому же если в семье больше пяти человек, то начиная с шестого вообще ничего не добавляется — ни одного киловатта».

      Пока на отечественном рынке атомной энергетики дела идут не совсем в нужном ключе, «Росатом» продолжает заглядываться на международный рынок. Об этом свидетельствует недавнее знаковое событие: договор о  строительстве двух энергоблоков на венгерской АЭС «Пакш» по 1,2 ГВт каждый. На эти цели Россия предоставит Венгрии госкредит в размере до 10 миллиардов евро, что составляет 80% общей стоимости.

      С точки зрения перспектив хотелось бы заметить, что «Росатом», несмотря на выше обозначенные проблемы, обладает достаточным количеством ресурсов и технологий, чтобы развивать атомную энергетику в России и за рубежом. Руководству «Росатома» и страны в целом осталось только набраться политической воли правильно расставить приоритеты и видоизменить систему функционирования всей госкорпорации, чтобы обеспечить безопасность использования атомной энергетики. (2) 

Атомная энергетика в Турции.

      Производство энергии внутри Турции необходимо сделать независимым от внешних факторов и вывести на максимально высокий уровень. По мнению турецкого премьера, добиться этой цели позволит атомная энергетика. “Атомная энергетика, – разумеется, с учетом соблюдения требований экологической безопасности, – позволит нам наиболее эффективно и в кратчайшие сроки обеспечить рост предложения на внутреннем рынке”, – выразил уверенность глава правительства Турции. По его словам, отставание страны в области применения ядерной энергии фактически послужило причиной сегодняшней уязвимости энергетики Турции. Давутоглу напомнил, что в одной только Франции насчитывается около 60 атомных энергоблоков. “Турции же только для того, чтобы построить две атомных электростанции, пришлось ждать до начала 2000-х годов. На данном этапе вопрос строительства АЭС является объектом нашего пристального внимания, и, в первую очередь, – президента”, – сообщил премьер. Он также выразил надежду, что в 2018-2019 гг., когда будет подготовлена необходимая кадровая база, Турция приступит к сооружению атомной станции собственными силами. В настоящее время в Турции реализуется проект по строительству первой атомной электростанции – АЭС “Аккую”. Станция будет построена российскими специалистами в провинции Мерсин на базе серийного проекта АЭС-2006. Соглашение о строительстве было подписано между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики в Анкаре 12 мая 2010 г. Проект предусматривает строительство 4 энергоблоков мощностью 1200 МВт каждый. Планируется, что после завершения строительства АЭС “Аккую” будет вырабатывать около 35 млрд. кВт-ч электроэнергии в год.

      Проектирование АЭС — это иное направление и оно вполне возможно при содействии, конечно, России или Японии. Если подобное состоится, что в обозримом будущем можно будет говорить о Турции как о стране мирного атома, который создаст новое направление в национальной экономике.. Турция долгое время ориентировалась на производство электроэнергии на тепловых электростанциях на собственном угле, потом стала переходить на газ, который приходится импортировать не только из России и Азербайджана, но из таких нестабильных регионов как север Ирака и Ирана.       Существует и другая сторона этой проблемы. Многие эксперты склонны объяснять не всегда удачную внешнюю политику Турции стремлением обеспечить более легкий доступ к региональным источникам энергоресурсов. Поэтому во внешней политике страны набирал силу арабо-тюрко-исламский вектор с претензиями на роль Турции чуть ли не главного медиатора в ближневосточном и аравийском регионах. По факту же Турция часто превращалась в заложника ситуации, когда разваливалась декларируемая ею так называемая многовекторная внешняя политика, и строить взаимоотношения с государствами исходя только из принципов экономической целесообразности в ситуации нарастающей дестабилизации в регионе становилось все сложнее и сложнее.      Кстати, это имеет прямое отношение и к развитию российско-турецких отношений. После периода «холодной войны» две страны ценой огромных взаимных усилий сумели вывести свои отношения на уровень фактически стратегический. По итогам прошлого года товарооборот между Россией и Турцией составил 32,7 млрд долларов. Турция является вторым по величине рынком сбыта российского газа после Германии и крупным потребителем российской нефти.        Сегодня турецкая экономика находится на 17 месте в мире и на 6 месте в Европе, опережая многих членов ЕС. Поставлена цель — к столетию независимости республики вывести экономику в 10 крупнейших экономик мира, чему во многом должны способствовать проекты в сфере освоения мирного атома. Но доступ к мирному атому должен вывести Турцию на начало серьезной трансформации во внешней политике, ориентированной в первую очередь на сохранение стабильности в регионе и укрепление там безопасности. (3.)

Атомная энергетика  в Иране.

      Создание атомной энергетики в Иране началось еще во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов.

     Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.

      Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20. Все они находятся в ведении Организации атомной энергии Ирана. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ — Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС "Бушер", подземный обогатительный завод "Форду" недалеко от города Кум.

      С 2003 года шесть стран — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия — совместно с МАГАТЭ ведут переговоры с Ираном по "ядерному досье". "Шестерка" добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.

     Переговоры "шестерки" продолжились в 2013 году. Первый в 2013 году раунд переговоров прошел 26-27 февраля в Алма-Ате (Казахстан).

Совет Безопасности ООН в течение последних лет принял несколько резолюций по ядерной программе Ирана. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и принятые в одностороннем порядке рядом стран и организаций резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность.

   США, Израиль и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу 1 июля 2012 года. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Аналогичный пакет мер против Тегерана ранее ввел и Вашингтон.

     Обстановка вокруг переговоров, призванных определить порядок допуска международных экспертов к информации по ядерной программе Ирана, изменилась после состоявшейся 28 сентября 2013 года телефонной беседы президента США Барака Обамы и нового президента Ирана Хасана Роухани, а также переговоров Ирана и "шестерки" в Женеве 15-16 октября, на которых Иран впервые выразил готовность к внезапным инспекциям МАГАТЭ, а международное сообщество заявило, что готово принять ограниченное обогащение урана на территории Ирана.

     24 ноября 2013 года Тегеран и главы МИД "шестерки" (Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия) по итогам переговоров в Женеве достигли договоренности, согласно которой Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ для более тщательных проверок, а экономические санкции в отношении страны будут ослаблены. По соглашению, Иран отказывается устанавливать новые центрифуги, к ядерным объектам будет обеспечен ежедневный доступ МАГАТЭ, должны быть остановлены работы над ядерным реактором в Араке.

     Иран не будет обогащать уран до "опасных" 20%, не станет вводить в действие предприятие по обработке плутония, и вернет свои запасы 20-процентного урана к безопасной отметке в 5%.

     Договоренность вступила в силу 20 января 2014 года сроком на шесть месяцев, в ходе которых предполагается выработать всеобъемлющее соглашение. При этом МАГАТЭ, на котором лежат функции проверки, констатировало, что Иран выполняет достигнутые договоренности.

      Сразу восемь атомных энергоблоков построит Россия в Иране – соответствующее соглашение было подписано во вторник в Москве. Это крупнейшая сделка за мировом атомном рынке за последние годы, которая принесет России не только десятки миллиардов долларов, но и укрепление своих политических позиций в Ближневосточном регионе.

Конкретный контракт подписан на строительство «под ключ» второй очереди АЭС «Бушер», включающей два атомных блока с возможностью расширения до четырех. Также стороны договорились построить еще четыре энергоблока на других площадках, которые пока не определены.

Представители Ирана не раз говорили, что к 2020 году потребность страны в электроэнергии, производимой на атомных электростанциях, достигнет около 20 ГВт. Другие страны Персидского залива также нуждаются в электроэнергии, которую исламская республика в случае наращивания энергетических мощностей сможет экспортировать.

В связи с этими событиями сотрудничество в атомной сфере именно с Россией, а не с азиатскими или европейскими компаниями, вполне естественно для Иране в сложившейся политической ситуации на мировой арене . (4) 

Атомная энергетика в Японии.

     Для послевоенной экономической политики  Японии характерна практика выработки средне- и долгосрочных  программ развития отраслей промышленности и всей экономики в целом. Вырабатываются программы на основе достижения консенсуса заинтересованных сторон, а пересматриваются по необходимости в случае изменений в обстановке, чаще эволюционных, но нередко и революционно-знаковых вех. 

     Такой вехой в энергетике, не только японской, но и мировой, стала катастрофа на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года. Она побудила руководителей многих стран пересмотреть государственные  энергетические программы, естественно, с точки зрения роли и места в них атомной энергетики. 

     В Японии положительный ответ на вопрос «быть или не быть» в стране АЭС был дан лишь в апреле 2014 года, через три года после катастрофы. Задержка обусловлена тем, что атомная энергетика играет   большую и многогранную роль в экономике страны, чтобы отказаться от нее без отрицательных последствий. 

       Казалось бы, японские противники атомной энергетики должны были праздновать победу. Однако замена атомной энергетики тепловой в энергетическом балансе страны сразу вызвала ряд проблем. Достаточно сказать, что рост расходов на топливо для ТЭС привел к дефициту торгового баланса, удорожание энергии снизило конкурентность  японской продукции на внешних рынках, повысило счета за энергию граждан. Возникли сложности  с выполнением Японией международных соглашений по сокращению выбросов парниковых газов, подписанных Японией на конференциях сторон (COP) Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

       Цепочка этих проблем побудила искать новые пути формирования энергетического баланса. Первоочередное внимание уделялось возможности замены мощностей АЭС, не только ТЭС, но и  возобновляемыми  источниками энергии (ВИЭ). Следует отметить, что это направление энергообеспечения предлагалось чаще политиками, специалисты-энергетики такую возможность выдвигали весьма осторожно.        Обращено внимание и на уже проверенное средство, как энергосбережение во всех сферах производства, в быту и бытовой технике.

Перспективы развития ВИЭ

        Как можно видеть, основной акцент в энергетической программе Японии делается на развитие ВИЭ и в первую очередь на строительство СЭС. Весьма активно в проектах строительства СЭС участвуют местные органы власти, предоставляя пустоши и неудобные земли в качестве инвестиционной доли в проекте или сдачи земли в аренду. Это укрепляет финансовое положение муниципалитетов.

         Главное преимущество солнечной энергии перед другими видами ВИЭ в том, что требуется всего несколько месяцев для возведения  крупных СЭС, и даже мегакомплексы монтируются не более года. На подбор места для размещения комплекса турбин ветровых электростанций (ВеЭС) и  оценки участков с точки зрения экономической целесообразности и возможного нанесения вреда окружающей среде требуется четыре-пять лет. Тот же главный недостаток и у геотермальных электростанций (ГтЭС). Только подбор их места по срокам в два-три раза больше, поскольку часто требуется контрольное бурение.

         В десятках мест  уже начались подготовительные работы, хотя и с  акцентом на ГтЭС малой и  средней мощности. Первые, как ожидается, начнут вводиться в строй уже в 2015 году, правда, все мощностью менее 15 тыс. кВт. Они рассчитаны на обеспечение электроэнергией по низким тарифам  отдельных кварталов, поселков,  туристических комплексов у горячих источников.  (5)

1. Федеральный закон   Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» (с изменениями на 2 июля 2013 года)

2.Статьи об «Перспективы развития атомной энергетики в России»

3. http://www.energostrana.ru.

4. http://novostienergetiki.ru/tag/atomnaya-programma-irana/

5. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1411

Комментариев пока нет