Есть мнение Статьи

Диалог культур народов: исторические и культурные аспекты

29 октября 2016

Культура каждого народа имеет свое неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества. Национальное и общечеловеческое в культуре – это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора. Ю.М. Лотман справедливо отмечает, что культура – понятие коллективное: отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее культура по своей природе – явление общественное. Говоря о «вековом здании культуры», Ю.М. Лотман подчеркивает, что культура не есть феномен, принадлежащий строго определенной исторической эпохе, какому-либо поколению. «Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта… Потому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того же подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла»[1; с. 8].

Таким образом, культура аккумулирует весь исторический путь, пройденный человечеством, является своеобразным паролем для входа в другие измерения. При этом национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, выявляя также пласты, на которые в родной культуре внимание не обращалось. Диалогичность как важнейшее феноменологическое свойство культуры проявляется и в том, что культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, т.е. в обмене знаниями, информацией, духовными ценностями, в повышении общенациональной культуры каждого народа.

Следует отметить то, что на рубеже XX-XXI вв. социально-культурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна нация не может жить и развиваться усилиями только своей культуры. Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются, сопровождаются возрастанием интенсивности контактов в межкультурном сотрудничестве.

Башкортостан – это своеобразная модель многонациональной России. Здесь живут и трудятся представители более ста народов. Многие из них крупные диаспоры: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты. За многовековое совместное проживание в регионе у них сформировалось уникальное культурное сообщество, которое выдвинуло из своих рядов целую плеяду выдающихся деятелей культуры, литературы и искусства, ставших национальной гордостью этих народов.

Во время пребывания в г. Уфе в июне 2001 г. В.В. Путин отметил: «В Башкирии как в капле воды, отражается вся наша Россия с её многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов». На торжествах, посвященных 450-летию вхождения Башкирии в состав России, В.В. Путин подчеркнул, что «в республике нашли столь необходимую «золотую середину» в подходах к развитию национальных культур и языков многих народов».

Не случайно этот край дал целый ряд известных в российской культуре и науке людей разных национальностей – башкир, татар, русских, чувашей и др.

В связи с этим изучение культурного пространства Башкортостана как значимого историко-культурного феномена, выявление его особенностей с точки зрения анализа межкультурных взаимодействий приобретает особую актуальность. Однако при всей сложности и многовариантности путей взаимодействия культур народов Башкортостана ученые до сих пор не ставили перед собой задачу осветить всю историю взаимовлияния этих культур. При исследовании они делали акцент на отдельные сферы духовной и материальной культуры народов Башкортостана.

Как подтверждал известный ученый этнограф Р.Г. Кузеев [2], сфера народного искусства, духовной культуры, семейного быта народов данного региона еще более самобытна. Обобщающих сравнительно-историко-этнографических исследований по этим проблемам пока мало.

Взаимодействие культур особенно выпукло выражается во внутреннем устройстве жилища и в оформлении интерьера. Так, например, Р.Г. Мухамедова усматривает «переплетение культур башкирских, татарских и мордовских племен». Влияние русской культуры на развитие жилища мишарей она отмечает в устройстве полатей, в хлебопекарнях, печах с трубами и т.д.[3; с. 42]. Авторы коллективной монографии «Чуваши» обращают внимание на татарские заимствования в устройствах жилища чувашей и марийцев [4; с. 310-318]. Исследователи истории культуры народов данного региона также подчеркивают большую сопоставимость; по существу всех сфер прикладного искусства и духовной культуры народов. В народном искусстве удмуртов, пишет например, Н.С. Королев, имея в виду вышивки, узорное ткачество, женский костюм, интерьер жилища и искусства резьбы по дереву, – больше общих черт с искусством башкир и татар, нежели родственных им финно-угорских народов»[5; с. 126].

Исследования ученых показывают, что в 1980-е гг. стали появляться научные работы, посвященные взаимосвязи и взаимодействию фольклора народов Башкортостана. И.Н. Надиров, изучивший огромный материал по фольклору народов региона, приходит к выводу о том, что и виды, и жанры песенной поэзии башкир, татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов в своих основных формах совпадают»[6; с. 49-51].

В исследованиях Т.А. Масленниковой проблема взаимовлияния культур народов рассматривается на материалах башкирского народного искусства [7]. Автором убедительно показана обусловленность становления и развития народного искусства башкир природно-климатическими и историческими условиями, способствовавшими влиянию культур народов региона, что получило отражение в предметах обихода и объектах народного зодчества – автором выявлены художественные особенности и характер взаимодействия культур в сложившейся историко-культурной среде. При этом научно обосновано, что важную роль в становлении характерных особенностей башкирского народного искусства сыграли его взаимосвязь и взаимодействие с традиционной культурой народов, населяющих нашу республику.

В тесном переплетении культурных связей, общности историко-генетических корней культурогенеза заключается многообразие и самобытность культур нашего региона. Вышеперечисленные свойства ярко проявляются во всех сферах культуры, в том числе в традициях и обычаях, связанных с жизненным циклом человека. Многочисленные факты в исследованиях проблемы диалога культур свидетельствуют о том, что сущность различных межкультурных контактов во многом зависит от главных общечеловеческих ценностей. В устном народном творчестве народов Башкортостана, особенно в пословицах, например, можно обнаружить то единое и непреходящее, образующее общечеловеческие ценности, в основе которых лежит приверженность к Добру, Красоте и Истине.

«Добро всегда в цене», – говорят башкиры. «Добрый конь не устаёт, добрый человек не отказывает в помощи», – поучают татары. «Добро добром возвращается», высказываются удмурты. «Доброе дело воодушевляет, плохое – настроение портит», – отмечает мордва. «Доброта рождает доброту» – говорят марийцы. «Доброе имя дороже золота», – заключают чувашские мудрецы.

В пословицах народов Башкортостана высоко ценятся и прославляются такие моральные ценности, как дружба, единство и сплоченность людей, что является весьма важным фактором внутри- и межэтнической консолидации и менталитета народа.

Действительно, социальная среда человека обусловливает то, что он не может жить один, неизбежно вступит во взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому открытые, искренние отношения между людьми многонационального Башкортостана, основанные на поддержке и взаимопомощи, которые мы и называем дружбой, имеют основополагающее значение. Иначе говоря, нравственная ценность дружбы поднимается до уровня философского обобщения. Выражая общее мнение народов, населяющих Республику Башкортостан, афоризм провозглашает: «Дружба народов – их богатство». Именно признание её значимости как важного канала социального взаимодействия представляется актуальным и сегодня, в эпоху фатального индивидуализма и разобщенности, в эпоху господства техники и технократического духа. При этом устойчивая положительная динамика развития региона, продуктивное взаимодействие населяющих его народов возможно на основе следования принципам толерантности. Формируясь в одной историко-культурной среде, народы Башкортостана обрели уникальный опыт совместного сосуществования на принципах миролюбия и толерантности.

В Башкортостане в результате многовековых процессов взаимопроникновения выкристаллизовалась толерантность как способность к мирному сосуществованию народов. Ключевым, раскрывающим жизненные потенциальные возможности нравственной идеи толерантности составляющим является межкультурный диалог, ибо именно через осмысление и интерпретацию других культур возникает нравственное сознание личности и общества в целом.

Любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими культурами. Человек ведет диалог не только с другими, но и самим собою, со своей историей, меняясь в ходе этого диалога. В Башкортостане веками складывалась толерантная культура взаимодействия русских, башкир, татар, удмуртов, марийцев, чувашей и других народов. Здесь созданы оптимальные условия для удовлетворения духовных и культурных потребностей всех народов, что позитивно сказывается на сохранении социальной стабильности в поликультурном регионе. В республике действует взвешенная национальная политика, имеется серьезная законодательная база, позволяющая проводить полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур. Среди них можно отметить законы: «Об образовании», «О культуре», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан» и т.д.

Развитию национальных культур народов способствуют также государственные программы «Народы Башкортостана», «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Башкиры Российской Федерации на 2008-2017 гг.» и т.д.

Сегодняшний облик Республики Башкортостан сложился благодаря многовековому диалогу между народами с глубоко специфичными национальными культурами, языками, связанными общностью пройденного исторического пути.

Подводя итоги следует отметить, что в Республике Башкортостан межкультурному диалогу уделяется большое внимание и в теоретическом и практическом плане.

Изданы, например, очерки «Народы Башкортостана», в которых показаны история, материальная и духовная культура каждой из наиболее крупных диаспор. В связи с преподаванием в учебных заведениях истории и культуры края изданы учебники и учебные пособия. Имеются общетеоретические (С.А. Арутюнова), историко-этнографические (Р.Г. Кузеева, Н.А. Мажитова, Н.В. Бикбулатова, С.Н. Шитовой, М.В. Мурзабулатова, Р.З. Янгузина, И. Габдрафикова), историко-описательные (И.Г. Георги, В.М. Черемшанского) работы, отдельные очерки по истории, этнографии народов, населяющих республику.

Однако большинство из этих работ посвящено отдельной конкретно взятой проблеме и не ставит целью комплексно анализировать культурное строительство во всем его многообразии – с взаимодействием различных культурно-бытовых, нравственно-этических, литературно-фольклорных, обрядовых и иных традиций, формирующих особую ментальность народов Башкортостана.

В целом следует отметить, что изучение диалога культур народов Башкортостана, их взаимодействие, взаимовлияние и роль в формировании современной культуры республики оставляет желать лучшего. Это особенно важно сейчас, когда со всей актуальностью стоит вопрос о воспитании современного гражданина, глубоко впитавшего в себя духовное богатство своего народа, свободно ориентирующегося в общечеловеческих культурных ценностях. С учетом актуальности и степени изученности этой важной проблемы нами ставится задача – воссоздать объективную картину историко-культурного развития народов Башкортостана на основе анализа общего и особенного в их материальной и духовной культуре, взаимовлияния и взаимопроникновения культурных традиций, сыгравших огромную роль в формировании современной многонациональной культуры Башкортостана.

1.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. (XVIII-нач. XIX в.). – СПб; 1998.

2.  Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья: историко-этнографические очерки. – М.: 1985; Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. – М., 1992.

3.  Рашин А.Г. Население России за 100 лет. – М., 1991. – С. 42.

4.  Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в XIX-XX вв. – Уфа, 1968. Т. 3.

5.  Королев Н.С. Общие черты в народном искусстве. – М., 1990.

6.  Надиров И.Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. – Казань, 1983.

7.  Масленникова Т.А. Художественная организация среды в Башкирском народном искусстве. – Уфа, 2005. – 548 с.

Комментариев пока нет