Десоветизация Узбекистана

29 октября 2016

Отношения России и Узбекистана насчитывают более двухсот столетий активного политического, экономического и культурного интеграционного взаимодействия.

Российская империя начала проявлять живой интерес к Средней Азии еще в начале XVIII в., когда стали предприниматься первые попытки установления дипломатических связей со среднеазиатскими ханствами. Петр I обсуждал вопрос о принятии Хивы в русское подданство, но лишь в условиях острой борьбы с Великобританией за контроль над Средней Азией Россия приступила к решительным действиям.В результате, к началу 1870-х годов Кокандское ханство было присоединено к России и вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. Бухарское и Хивинское ханства в свою очередь признали вассальную зависимость от России. 

Продвижение Российской Империи в Среднюю Азию было явлением колониальным. Но в отличие от западных метрополий, большей частью не имевших отношений с колониями до их завоевания, между Средней Азией и Россией существовали исторически давние связи. Во-первых, будучи сопредельными с Россией, среднеазиатские феодальные государства (Бухарское, Кокандское и Хивинское ханства) еще в допетровское время имели с ней довольно оживленные торговые связи. Как свидетельствуют исторические материалы, в XVI в. существовал обмен торгово-дипломатическими посольствами между Средней Азией и Московским государством. Во-вторых, не прекращавшиеся междоусобные войны между среднеазиатскими ханствами и неустойчивость внутри самих ханств вынуждали феодальных правителей искать помощь со стороны, а самой близкой и сильной стороной была Россия.
 

Однако это вовсе не означает, что завоевание Средней Азии Россией не встречало сопротивления. Нет, сопротивление было, но оно было организовано феодальными верхами края, усматривавшими в присоединении к России опасность для своего «безраздельного» господства — экономического, социального и духовного. В связи с этим следует отметить, что сопротивление завоевательной политике царизма здесь не имело подлинно народного характера.

Самое главное состоит в том, что Средняя Азия стала Средней Азией только после русского завоевания. То есть в культурном, экономическом, политическом и геостратегическом отношении регион обрел самостоятельность и определенность. 
 
Дальнейшее развитие современный Узбекистан получил находясь в составе СССР, будучи Узбекской Советской Социалистической Республикой. Находясь в составе СССР, Узбекистан из отсталого колониального региона превратился в индустриально-аграрную республику, с развитой легкой и пищевой промышленностью, в десятки раз выросла тяжелая промышленность. Были построены крупнейшие тепловые и гидроэлектростанции, началась разработка газовых  и нефтяных месторождений, появились совершенно новые для республики отрасли машиностроения (электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная и др.) Созданы новые крупные районы хлопководства, Узбекистан стал мощной хлопковой базой СССР. Кроме экономической составляющей, советское руководство подняло на высокий уровень культурную жизнь УзССР. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу, за этим последовала кампания по преодолению неграмотности. Уровень грамотности поднялся с 4 % до 99 %, в советский период открыты большинство ВУЗов страны, основана Академия наук Узбекской СССР, построены театры и иные учреждения культурно-просветительского характера. Советский период, по моему мнению, в общем можно назвать расцветом всех сфер жизнедеятельности Узбекистана.
 
Даже после распада Союза, Россия и Узбекистан остаются тесно связаны между собой - экономически, политически и культурно, и эти связи, складывавшиеся веками, невозможно оборвать по одному лишь велению политиков. Но вопрос в том, как оценивается современными властями Узбекистана данное историческое наследие и как эти оценки влияют и будут влиять на двусторонние отношений между двумя новыми независимыми государствами.
 
Последнее время власти независимого Узбекистана, как, впрочем, и власти некоторых других бывших республик СССР, а ныне независимых государств, активно занимаются разработкой своей национальной идеологии и поиском национальной идентичности, определением места своей страны в современном мире. После распада СССР руководством этой среднеазиатской страны были предприняты серьезные меры по воспитанию нового поколения - поколения людей, уже не помнящих советское прошлое, в духе новой национальной идеологии и в духе преданности правящему в Узбекистане режиму.Но все же главная цель десоветизации – не устранение социальных ценностей советской эпохи, а стремление предать забвению прежнюю державу, поставив на пьедестал «свою империю» с собственной великой историей, преодолеть комплекс младшего брата.
 
Инициированная президентом Каримовым кампания по уничтожению следов т.н. «колониального наследия», начавшаяся сразу после обретения Узбекистаном независимости, в последние годы приняла тотальный характер. За последние 20 лет переименовано 90-95 процентов улиц, названий городов и поселков с русскими, украинскими, казахскими, корейскими и европейскими именами. Снесен ряд памятников русским писателям и общественным деятелям. Та же судьба постигла монумент семье Шамахмудова, который вместе с женой Бахри Акрамовой усыновил в годы Великой Отечественной войны пятнадцать детей различных национальностей. В то же время в Самарканде памятник Гагарину в 2008 году был снесен, а в июле 2009 года варварским образом был уничтожен Памятник Свободе. В 2009 году был вырублен знаменитый ташкентский сквер с полуторастолетними чинарами – центр «русского» Ташкента, а заодно отправлен на слом охраняемый государством памятник архитектуры XIX века – здание православной церкви, созданное по проекту Алексея Бенуа. До этого был уничтожен пантеон, где были захоронены жертвы осиповского мятежа зимой 1918 г., герои войны и революции.
 
Особое внимание уделяется новому видению истории Узбекистана, находящему свое отражение в школьных учебниках. Изложение истории военной экспансии царской России и последующее ее правление в учебниках описывают такими словами как «карательные походы», «военно-полицейский режим». Вопрос о присоединении Средней Азии к России называется не иначе, как завоевание, колонизация, регресс, насильственное привнесение русской культуры в другую страну. К тому же, вся преобразовательная индустриально-экономическая деятельность царской России, а потом и СССР, в регионе представляется как насильственное превращение края в сырьевой придаток, загубившее Узбекистан. Умалчиваются позитивные аспекты истории взаимоотношений, дается исключительно негативная и однобокая оценка событий. Еще в 2002 г. посол России в Узбекистане Д.Рюриков направлял письмо с протестом против издания подобных учебников по истории, однако с того времени ничего не изменилось. Очевидно, что такая литература воспитает в новых поколениях исключительно неприязненное отношение к России.
 
Десоветизация в регионе проходит параллельно с дерусификацией. В законе Узбекистана «О государственном языке», принятом в 1989 г., узбекский язык был объявлен государственным, а русский определялся как язык межнационального общения. В новой редакции этого закона 1995 г. и в поправках к нему 2004 г. о русском языке уже не говорится ничего, и последнее время русский язык является лишь одним из иностранных языков, изучаемых в школах и вузах республики.
 
Несмотря на то, что русская диаспора остается одним из крупнейших этнических меньшинств (около 3%) в Узбекистане, в настоящее время она претерпевает значительные изменения. После массовой эмиграции 1990-х гг., число русских в стране существенно сократилось, как за счет эмиграции в Россию, так по причине того, что из-за более интенсивного естественного прироста узбеков доля русских в населениии Узбекистана сократилась в несколько раз. Тем не менее, наиболее значительная концентрация русского и другого русскоязычного населения продолжает сохраняться в Ташкенте. Но за пределами Ташкента и некоторых других крупных городов существует тенденция к уменьшению востребованности русского языка среди местного населения.
 
По-прежнему сохраняются школы с обучением на русском языке, но их число сокращается. А в национальных школах Узбекистана русский язык изучают лишь 2 часа в неделю. Во всех 63 вузах Узбекистана русский язык является обязательным учебным предметом. Русскоязычные группы есть во всех крупных вузах в Ташкенте, в Ташкентской, Самаркандской, Навоийской, Андижанской, Ферганской и других областях, а факультеты русской филологии – во всех гуманитарных вузах, кроме Института востоковедения. Но количество часов, выделяемых на изучение русского языка, незначительно и за последние годы сокращено с 240 до 72 часов и с двух лет до одного года. Так, студенты нефилологических факультетов с узбекским языком обучения изучают русский язык в качестве иностранного только на первом курсе. Исключение составляют только 2 университета, где курс русского языка длится дольше. Также существует проблема снижения квалификации учителей и преподавателей русского языка.
 
Большой проблемой является инициированный властями процесс перехода на латиницу. Речь идет не столько о новом непривилегированном положении русской письменности,литературы и культуры, сколько о том, что вся узбекская литература и все узбекские научные труды, начиная с сороковых годов, написаны на кириллице, не говоря уже об учебниках и пособиях. Весь накопленный за предыдущие полвека богатый научный и культурный опыт, вся узбекская научно-справочная и образовательная база - все создано на кириллице, и переиздавать на латинице эти труды никто не собирается. Это несомненно повлечет за собой снижение общего образовательного уровня в республике.
 
Несмотря на то, что на данный момент нельзя говорить об открытом притеснении русского населения и вытеснении русского языка в Узбекистане, для этого уже подготавливается почва. Через несколько поколений узбеки станут враждебны к русским, как и наоборот. Единственное средство, с помощью которого можно приостановить и предотвратить этот процесс - использование мягкой силы. Решающую роль будет играть способность России в ближайшие годы стать лидером среди постсоветских стран в таких областях как экономическое развитие, образование, наука и техника, информационное пространство, межконфессиональное сотрудничество.
 
 
 
 
 

 

Комментариев пока нет