Есть мнение

Разоблачение мифа: "Большевики уничтожили русскую культуру"

20 января 2019
в марте 1919 года ВКП(б) четко обозначила свое отношение к культуре в резолюции VIII съезда: "Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бескон

Аргументами у поклонников этого рассуждения обычно служат размышления о разрушении памятников, о высылке интеллигентов из страны.

Надо сразу обозначить, что еще в марте 1919 года ВКП(б) четко обозначила свое отношение к культуре в резолюции VIII съезда: "Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства".

Начать стоит с массовой борьбы за грамотность. Уровень образованности населения во время Российской империи был достаточно низким по сравнению с другими индустриальными странами, издания книг непозволительно маленькими и не превышали 10 тысяч экземпляров. Ленинский декрет от 26 декабря 1919 года провозгласил борьбу с неграмотностью всенародным делом, появился лозунг: "Каждый грамотный обучи неграмотного". За борьбу взялось государство, профсоюзы, общественные активисты ("культармейцы"). Повсеместно открывались библиотеки, "избы-читальни"; миллионы безграмотных вовлекались в школы, обучались в пунктах ликбеза; активно издавались произведения русских классиков (к вопросу об уничтожении всего "императорского"). СССР одержал великую победу, достигнув поголовной грамотности населения от мала до велика. За двадцать довоенных лет (1920—1940 гг.) в СССР было обучено до 60 млн. неграмотных, не считая малограмотных взрослых, которые продолжали обучение после усвоения грамоты.

Очень любят приводить в аргументы массовое разрушение памятников. Но 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совнаркома о монументальной пропаганде — было решено украшать города памятниками революционеров, гуманистов, писателей и художников. Был составлен список из 69 деятелей, попадали туда не за выслугу перед партией, но за талант и вклад в российскую культуру. Именно благодаря этой программе был поставлен первый памятник Достоевскому. Массово открывались музеи, которые должны были стать местом "общенародного пользования и источником воспитания", как предписывалось в поставлении третьего съезда Советов от 1918 года, особенно много открыто было музеев-квартир, например музей Тютчева, музей Пушкина, музей-усадьба Аксакова и Толстого.

Те же первые послереволюционные годы, ознаменовались и открытием других культурных учреждений. В 1921 году в Петрограде была открыта филармония, которая свою первую программу посвятила Чайковскому. В честь русских деятелей культуры назывались заводы, улицы, мосты, дома. Те, далекие от обычного русского человека великие творцы, стали народу гораздо ближе.

Интересно отметить оценку заслуг большевиков в развитии культуры великим князем Александром Михайловичем: "Россия больше никогда не опустится до положения мирового отстойника. Ни один царь никогда не смог бы претворить в жизнь столь грандиозную программу, потому что его действия сковывали слишком многие принципы, дипломатические и прочие. Нынешние правители России — реалисты. Они беспринципны — в том смысле, в каком был беспринципен Петр Великий. Они так же беспринципны, как ваши железнодорожные короли полвека назад или ваши банкиры сегодня, с той единственной разницей, что в их случае мы имеем дело с большей человеческой честностью и бескорыстием".

Большевики были заинтересованы в том, чтобы сохранить культуру страны, а не уничтожить ее. Более того, они приложили все усилия для того, чтобы эта культура перестала быть элитарной, а стала общедоступной и народной.

Комментариев пока нет