Цифровое общество и пандемия COVID-19

Цифровое общество и пандемия COVID-19

В условиях противодействия распространению COVID-19 предпринимаемые рядом государств шаги во многом нацелены на создание своего рода индивидуальных «цифровых изоляторов», несущим каркасом которых являются современные технологии цифровой коммуникации.

Актуализация феномена «социальной дистанции» лишь способствовала дальнейшему развитию и укреплению цифровых механизмов взаимодействия как между представителями гражданского общества на уровне горизонтальных связей, так и между гражданами и органами власти различных уровней. Сюда же можно отнести и цифровые коммуникации b2c, масштаб которых был мультиплицирован эпидемиологической обстановкой.

Насколько данный режим функционирования государственно-политической, экономической, социальной сфер жизнедеятельности будет способен к развитию в дальнейшем, насколько быстро и качественно общество и институты власти сформируют «цифровые привычки и навыки», отказавшись от традиционной среды социальной коммуникации, покажет лишь постэпидемиологический период, однако уже сегодня мы можем сделать ряд наблюдений и выводов, которые имеют научный потенциал для дальнейших исследований цифровизации нашего общества.

Прежде всего отметим, что, на наш взгляд, потенциал цифровых технологий не был использован на настоящий момент времени с достаточно высокой эффективностью. В первую очередь были мультиплицированы масштабы использования уже существующих цифровых решений в сфере общественнополитического взаимодействия, экономической и социальной сферах за счёт резко увеличившегося массового спроса на услуги по удовлетворению потребностей в данных областях функционирования современного государства.

Однако качественных цифровых прорывов мы не наблюдаем. Скорее, наоборот, в определённый момент масштабы массового применения цифровых технологий стали влиять на функциональные возможности российской цифровой инфраструктуры. Как отмечают эксперты, «уже сейчас многие правительства стран Европы просят видео-провайдеров, таких как Netflix, Hulu, Apple TV, Disney+, YouTube, ограничить стриминг видеоконтента до разрешения 720p (т. е. качества обычного HD, даже не Full-HD, не говоря уже о 2К или 4К)» [1]. В ответ на обращение еврокомиссара по вопросам внутреннего рынка Т. Бретона с просьбой о снижении качества видео в интернет-пространстве YouTube, Netflix, стриминговый сервис Disney+, а также Facebook и Instagram понизили параметры транслируемого видеоконтента из-за высокой нагрузки на сети коммуникаций [2]. При этом уже в самом начале введения режима самоизоляции проблемы с доступом к видеохостингам возникли у жителей крупных городов России [3]. Президент МТС А. Корня также обратился к абонентам с просьбой не перегружать сеть сотового оператора без необходимости, т. к. в связи с переходом многих сотрудников на удалённую работу из-за эпидемии коронавируса значительно выросла нагрузка на сеть [4].

Таким образом, как демонстрирует анализ актуальной практики, потенциал цифровых ресурсов и цифровой инфраструктуры в целом оказался ограниченным в аспекте бесперебойного удовлетворения возросших «цифровых потребностей» граждан.

Получили ли мы при этом новые цифровые механики и решения в условиях самоизоляции? Нам представляется, что ответ на этот вопрос является преимущественно отрицательным. По сути, ведущие игроки не предложили нам качественно новых решений, позволяющих не только активно потреблять контент, но и выстроить действительно эффективную социальную коммуникацию в цифровом пространстве. Повторимся, что, на наш взгляд, сегодня мы можем говорить только об интенсификации информационно-коммуникационных потоков, но не о переходе на качественно новый уровень социальной структуры общества, которым, по идее, и должна сопровождаться цифровизация.

Вряд ли можно понимать цифровизацию лишь в смысле увеличения цифрового потребления. Новые структурные цифровые связи пока что не появились.

По сути, мы оказались в достаточно стандартной ситуации. Общество, вынужденное находиться в режиме самоизоляции, увеличивает потребление цифрового контента; увеличивается информационно-коммуникационная активность граждан; растёт число распространяемых в цифровом пространстве слухов и фейков; государство стремится противодействовать распространению негативной информации, используя для этого профильные силовые структуры; интернет-источники в зависимости от своей политической ангажированности представляют различные версии оценки событий и предпринимаемых властями шагов для устранения эпидемиологической угрозы; в пространстве социальных медиа формируются дискуссии в формате holy wars; активисты и

часть граждан включаются в сетевые флэшмобы, а также применяют стандартный инструмент общественно-политической коммуникации – хэштеги.

Нам представляется, что мы наблюдаем весьма стандартную картину функционирования интернета, но лишь в более интенсивном и хаотичном режиме.

Окно возможностей для распространения новых цифровых практик, по нашему мнению, практически не было использовано. Применение технологий sms-информирования о выходе из дома, QR-кодов для получения пропусков, по сути, ничего не меняет, т. к. это стандартные технологии, имеющие свои уязвимости и узкие места. Данные технологии могут лишь облегчить осуществление контроля над передвижением граждан, однако в социальном аспекте они не привносят ничего нового. Цифровая социализация людей не происходит.

В то же самое время организация именно социальных сервисов, направленных на адаптацию граждан (в первую очередь людей старшего поколения) к цифровому пространству, оставляет желать лучшего. Обращает на себя внимание в данной сфере использование, опять же, стандартных и даже во многом устаревших технологий коммуникации. Так, например, на главной странице сайта Московской службы психологической помощи населению msph.ru был организован онлайн-чат (sic!) психологической поддержки [5]. В условиях функционирования значительного числа видеосервисов для дистантной коммуникации в режиме реального времени гражданам в данном случае предлагается использовать инструмент текстовой коммуникации прошлого века, вряд ли позволяющий организовать полноценную психологическую поддержку тем, кто в ней нуждается.

Нам удалось выявить достаточно большое число примеров подобной «цифровизации». Но каков будет эффект от подобных решений? Ответ на данный вопрос весьма не очевиден.

Мы не наблюдаем сегодня синергии цифровых платформ, технологий и услуг, которые могли бы быть описаны как переход к новому цифровому обществу. Большинство крупных цифровых сервисов выступили с самостоятельными, разрозненными, не связанными в общую систему инициативами (во многом это повторяет ситуацию с межгосударственной разобщённостью, попытками разработки собственных национальных моделей противодействия распространению вируса, отказом от попыток через Генеральную Ассамблею ООН отменить санкции для снижения негативного эффекта от пандемии в сфере экономики). Во многом, как нам представляется, ситуация с пандемией COVID-19 воспринимается субъектами политической, экономической, социальной деятельности большинства государств как сугубо временная, требующая интенсификации работы до окончания режима самоизоляции.

Иными словами, на повестке дня даже не стоит вопрос о необходимости устойчивого перехода к качественно новому цифровому формату жизнедеятельности государства и общества.

Как нам представляется, к подобному переходу не готовы ни институты власти, ни субъекты экономической деятельности, ни само гражданское общество, и идея цифровизации сегодня не обеспечена готовыми функциональными решениями на системном уровне.

Безусловно, мы можем говорить о существовании цифрового пространства общественно-политических коммуникаций, цифровизации экономики, процессов управления, администрирования и контроля. Но о формировании цифрового социального пространства речь в данном случае пока что, на наш взгляд, не идёт. Однако, как нам представляется, без создания такого рода цифрового социального пространства, позволяющего не только удовлетворять свои потребности в дистанционном режиме, но и формировать устойчивые социальные связи, генерировать социальные смыслы, ценности, нормы, невозможно успешное решение задачи перехода к цифровому обществу. По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе говорить об эффективной цифровизации даже в масштабах одного государства было бы весьма утопично.

Конечно же, мы можем спрогнозировать неизбежное появление новых технологических решений, сервисов, продуктов и инструментов в цифровой сфере на основе анализа актуальной ситуации. Однако качественный цифровой переход представляется невозможным без системной работы по формированию на основе синергетического эффекта полноценного цифрового общества, которое можно было бы охарактеризовать наличием устойчивого и полноценного социального взаимодействия как между гражданами, так и между институтами государственно-политической власти и общественными институтами, а также наличием общих цифровых ценностей, смыслов, моделей социально одобряемого поведения, подкреплённых соответствующими практиками.

Ссылки:

1. Коронавирус: влияние на Телеком и ИТ // Shalaginov.com [сайт]. URL: https://shalaginov.com/2020/03/24/7004 (дата обращения: 10.04.2020).

2. Disney+ и Facebook понизят качество видео // Mediasat: [сайт]. URL: http://mediasat.info/2020/03/24/ponizyat-kachestvo (дата обращения: 09.04.2020).

3. YouTube снизил качество видео в Европе и работает со сбоями в России // Vesti.ru [сайт]. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3249644 (дата обращения: 10.04.2020).

4. В МТС попросили абонентов не перегружать сеть мемами // Vesti.ru [сайт]. URL:https://www.vesti.ru/doc.html?id=3251665 (дата обращения: 10.04.2020).

5. Психологическая поддержка онлайн: чат с психологами будет работать круглосуточно // Департамент труда и социальной защиты населения Москвы: [сайт]. URL: https://dszn.ru/presscenter/news/3211 (дата обращения: 05.04.2020).

Володенков С. В., доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственной политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова/

Источник: Пандемия COVID-19: конец привычного мира? / А.В. Абрамов, В.Э. Багдасарян, С.О. Бышок, С.В. Володенков, Д. Г. Евстафьев, В.Г. Егоров, Н.А. Комлева, Н.С. Крамаренко, А.В. Манойло, О.М. Михайлёнок, А.И. Петренко, В. Ф. Прокофьев // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru