Что полезного для своего будущего дипломного проекта я получила на производственной практике?

Добротворская Анастасия Александровна – студентка 3-го курса

гуманитарного факультета

Академии гражданской защиты МЧС России

dobrotvorskaya94@mail.ru

 

Аннотация статьи. В данной статье раскрываются основные аспекты прохождения производственной практики по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». На основе проделанной работы выявлено то, что создание «электронного правительства» необходимо для повышения качества государственного управления, осуществления контроля в сфере государственных закупок и государственных услуг.

 

Ключевые слова: Автоматизированная система (АИС), государственные закупки, государственные услуги, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), коррупция, Международная Ассамблея столиц и крупных городов (МАГ), практика, Стратегия развития информационного общества, «электронное правительство».

 

 

Производственную практику я проходила в Международной Ассамблее столиц и крупных городов (МАГ), г. Москва. Главная цель, которую ставила перед собой я и кафедра «Государственного и муниципального управления» Академии гражданской защиты МЧС России: сбор материала для выпускной бакалаврской работы. Тема моего диплома: «Электронное правительство как один из способов борьбы с коррупцией в системе ГМУ» (на примере конкретной организации).

Во время прохождения практики я собрала много материала для моей ВКР. Изучив литературу, полученную в МАГ, я пришла к выводу о том, что коррупцию в системе ГМУ я буду рассматривать на примерах госзакупок и госуслуг. Эти сферы нужно «делать прозрачными», а это, на мой взгляд, возможно только при помощи создания и внедрения «электронного правительства». Некоторые мысли попробую изложить в данной статье.

Согласно определению, принятому Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, под «электронным правительством» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. [1, с. 28]

Важным свойством «электронного правительства» является способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг по каналам Интернета гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются информационные технологии. «Электронное правительство» (ЭП) – это не просто использование ИКТ в осуществлении функций органов власти. Здесь речь идет о существенной реорганизации работы органов власти на базе ИКТ, что приводит к развитию системы электронного взаимодействия, новому качеству государственного управления и появлению новых форм демократии.

Такая система предполагает оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, автоматизацию деятельности органов гос. и муниц. власти, развитие технологической инфраструктуры оказания услуг.

Я уверена в том, что успешная работа такой системы приведет к:

·      Обеспечению оперативного обслуживания населения, обращающегося в органы госвласти и ОМСУ.

Примером может послужить проект МАГ в городе Краснодар «Информационная система «Официальный адресный центр»». Использование системы позволяет создать базовый информационный массив, необходимый для функционирования информационных систем, использующих адреса объектов недвижимости. Адресным реестром может пользоваться население, органы гос. власти, коммунальные службы, бизнес-структуры для получения адресной информации объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования города Краснодар. [1, с. 272]

·      Развитию каналов взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с гражданами.

Проект МАГ «Автоматизированная система (АИС) Многофункционального центра (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг «Одно окно»» в городе Москва. Согласно этому проекту, житель муниципального образования или представитель организации может выбрать комфортную для него форму обращения к власти: лично посетить МФЦ, по своему усмотрению использовать Интернет или единый телефонный узел для получения гос. или муниц. услуги. [1, с. 291]

·      Поддержанию сохранности и конфиденциальности информации.

Например, проект МАГ по модернизации городского управления «Региональная система защищенного электронного документооборота (РС ЗЭД) в городе Магадан».
[1, с. 286]

·      Обеспечению постоянного доступа российского населения к жизненноважным услугам.

Примером может послужить внедрение проекта МАГ «Электронная регистратура». Данная программа предполагает повышение доступности медицинской помощи в городе Перьми. Создана многогранная система, которая не только упрощает процедуру записи населения на прием к врачу, но и открывает  возможности для аналитической отчетности и оперативного управления. [1, с. 342]

·      Повышению эффективности образовательного процесса.

Например, проект МАГ по созданию Автоматизированной системы информационного обеспечения управления (АСИОУ) для сбора сведений, касающихся результативности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях города Ярославля. Проект называется «Информационно-аналитическое обеспечение процесса выработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности образовательного процесса». [1, с. 422]

Уже многие города и гор. округа России практикуют внедрение «электронного правительства» в различные отрасли экономики и хозяйства. Например, программа «Информатизации городского округа Самара» ставит своей целью создание информационной справочной системы, обеспечивающей предоставление гражданам удобного инструмента для получения информации о городском округе на сайте portal.samadm.ru [2, с. 20]; программа «Перевода муниципальных услуг в электронный вид в городе Череповец» предполагает  подготовку нормативно-правовых документов в части анализа федеральной и региональной нормативной базы, разработки постановлений и распоряжений, определяющих организацию работ на уровне города, разработки регламентов оказания услуг, разработки и согласования технологической карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) [3, с. 24].

Можно бесконечно размышлять на тему создания и внедрения «электронного правительства». Но, тем не менее, пользоваться ИКТ могут не все – нужно обучать этому все население. Согласно Стратегии развития информационного общества [5], уровень доступности для российского населения базовых услуг в сфере ИКТ к 2015 году должен достичь 100%. Поэтому сегодня власть, гражданское общество и бизнес в нашей стране объединяются для того, чтобы как можно больше людей освоило компьютер, Интернет, другие новые ИТ. Благодаря проекту Microsoft «IDEA» уже более 60000 россиян в 52 городах смогли пройти обучение работе за компьютером и свыше 500000 – получили бесплатный доступ к современным технологиям. На сегодняшний день действующим является проект компании Microsoft «Твой курс», анонсированный 28 января 2010 года. [4, с. 14]. Полученные знания позволят россиянам без проблем пользоваться электронными госуслугами.

Хочу отметить, что создание «электронного правительства» не только повышает качество государственного управления и снижает затраты населения и предприятий на осуществление взаимодействий с органами власти, но является важным стимулом широкомасштабного использования ИКТ в других сферах деятельности, а также осуществляет прозрачность власти в сфере государственных закупок и государственных услуг.

Данные, полученные мной во время прохождения производственной практики, можно использовать в нашей Академии в образовательном процессе. Например, при изучении таких дисциплин как «Информационная политика государства», «Информационные технологии», «Инновационный менеджмент», «Современные механизмы противодействия коррупции», «Деловые коммуникации», и др. Я уверена в  том, что материал поможет студентам в подготовке к семинарам, разработке и решении кейсов, написании статей!

Таким образом, во время прохождения производственной практики мне удалось проникнуть в суть выбранной мною темы дипломного проекта. Я собрала много важной информации, которая поможет мне в дальнейших размышлениях.

 

Литература

1.         «Электронный город» и горожане М., 2011.

2.         Гаврилов О.А.  «Информатизация городского округа Самара» // Муниципальная академия. 2012. № 10. С. 20-23.

3.         Гордеев С.Е. «Перевод муниципальных услуг в электронный вид в городе Череповец» // Муниципальная академия. 2012. № 10. С. 24-28.

4.         Е. Пащенко, А. Виноградов  «Правильным курсом идете…» // Государство в 21 веке. 2010. № 2. С. 14-15.

5.         Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 [Электронный ресурс] // www.garant.ru [сайт] (дата обращения 12. 03. 2014). 

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

Нормальная статья. Идеи мне понятны.

Аватар пользователя Сергей Мельков

Нормальная статья. Идеи мне понятны.