Статьи

Был ли историк Ключевский патриотом?

29 октября 2016

В Институте научной информации по общественным наукам РАН открыта выставка, посвященная 100-летию со дня смерти выдающегося российского историка Василия Осиповича Ключевского. Вообще-то, сто лет со дня смерти В.О. Ключевского – 12 мая 2011 г., и это печальное, и вместе с тем заслуживающее внимания, событие могло бы быть отмечено пораньше. Скажем, в весеннюю пору.

Но на этот год пришлись другие, не менее значительные даты. 19 февраля 1861 г. была провозглашена совокупность реформ, начиная с отмены крепостного права в России. В ИНИОН этой дате была посвящена обширная выставка соответствующей научной литературы.

В культурной и духовной жизни России происходили события, которые по своей значимости являются заметной составной частью европейской цивилизации. Это прежде всего русская литература. Но это также русская историческая наука.

На разных этапах существования российского общества, при самых разных обстоятельствах появлялись люди, которые своим долгом считали объективно рассказать о том, «откуда и есть пошла Земля Русская». Ломоносов, Татищев, Карамзин, Соловьев, Костомаров, Платонов – эти и другие ученые составляли, каждый по-своему, фундамент исторической науки. И среди них выделялся Ключевский.

Лекции, прочитанные Ключевским, становились общественным событием. На них присутствовали не только студенты, но и представители разных слоев населения, прежде всего тогдашней интеллигенции. Самого историка называли «гениальным профессором». И это не было преувеличением. Дело было не только в знании темы, которую рассматривал Ключевский, но и том, как он доносил эти знания до аудитории.

Так что, советуя молодым людям, желающим погрузиться в мир русской поэзии, начинать с Пушкина, тем из них, кто хотел бы при этом основательно познакомиться и с историей своей страны, без всяких раздумий сказал бы: «Начинайте с Ключевского».

Давая мысленно такой совет, я спрашиваю самого себя: А что, собственно говоря, знают молодые люди об этом самом Ключевском? И почему в год круглой годовщины его смерти не было каких-то заметных мероприятий, из которых было бы видно, что Василий Осипович – не просто талантливый историк, он вообще знаковое явление национальной русской культуры.

Могу лишь предполагать, почему так получилось. Когда с самого верха раздается пожелание ученым (а некоторые воспринимают это как прямое указание) больше внимания уделять положительным сюжетам в русской истории, и именно на их примере воспитывать молодое поколение, то это не совпадает с методологией Ключевского, который рассматривал события в их сложной совокупности, полагая при этом, что лишь на основе знаний всех обстоятельств формируется мировоззрение молодого слушателя как мыслящего гражданина, несущего долю своей ответственности за происходящее сегодня, но также и за то, что было вчера. Только на такой основе рождается подлинная любовь к родине или, иными словами, патриотизм.

По телевидению был показан сюжет встречи президента с учеными, один из которых пожаловался, что, мол, находятся такие ученые, которые принижают значение победы нашего народа над фашизмом. Президент сурово оценил такие действия и даже охарактеризовал их как моральное преступление.

Подумал, как бы вел себя в такой ситуации Ключевский? Он бы, в первую очередь, видимо, спросил, что означает «принижение значения победы»? Какие факты? Учитывал ли современный историк, рассматривающий эту тему, что страна была фактически не подготовлена к войне. Что в короткий срок противник дошел до стен столицы, а затем оккупировал самую населенную часть страны до берегов Волги и предгорий Кавказа? Почему почти перед самой войной было репрессировано командование Красной Армии (70 тысяч) на разных уровнях, вплоть до полков и даже рот? И сопоставляя цифру людских потерь – 27 млн. человек – с потерями других стран, он наверняка выразил бы сожалению по этому поводу. Ведь любить Родину, это прежде всего, любить живущих в ней людей, причем каждого в отдельности.

Разумеется, все это только предположения. Но они основываются на том подходе, которым руководствовался Ключевский в своих знаменитых лекциях «История России», прочитанных в начале ХХ века: судьбу страны осмысливать в тесной взаимосвязи с судьбами людей. Примечательно, что при этом он чаще прибегал к таким понятиям как «русское общество», рассматривая исторический процесс как совместные действия различных слоев общества, направленных прежде всего на улучшение жизни людей, на создания благоприятной, нравственной атмосферы в стране.

Прежде всего, это касается мыслящей части общества, которую он образно характеризует как «русский ум». Именно на нем, на мыслящей части общества, лежит ответственность за происходящее в стране, за её будущее, подчеркивал историк.

Мы можем только предполагать, как оценил бы Ключевский вовлечение российского общества в масштабный «социалистический эксперимент», его промахи, просчеты, преступления, нереализуемость благих намерений. Точно также как возвращение через восемь десятков лет к представительной демократии и рыночной экономике в режиме «ползучей трансформации».

Но для него было бы совершенно очевидным, что из всего содеянного мыслящая часть общества, включая и правящую элиту, просто обязана делать реалистические выводы и осуществлять не бег на месте с геополитической игрой в войнушку, «натовскими страшилками» и неоправданными тратами на вооружение, а находить достойное место России в новых глобальных реалиях.

При этом правящей элите следует играть не роль мифического «богоносца», о чем говорил Достоевский, а разумной страны, берущей свою долю ответственности в этом все более усложняющемся мире, являя другим странам и народам, пример гуманного устроения жизни, где обеспечено достоинство человека и созданы возможности для свободной самореализации.

В первой лекции «Истории России» Ключевский высказал такое напутствие: «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, и жалко то поколение, у которого нет никаких. Для осуществления идеалов необходимы энергия действия, энтузиазм убеждения; при их осуществлении неизбежны борьба, жертвы. Но это не все, что необходимо для их торжества: нужны не только крепкие нервы и самоотверженные характеры, нужны еще и сообразительные умы. Как легко испортить всякое хорошее дело, и сколько высоких идеалов успели люди уронить и захватить неумелыми или неопрятными руками» (О.В. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. – Ростов н/Д, 1998, Т. 1, с. 36).

Прочтите высказывание Василия Осиповича еще раз! И прикиньте к нынешним дням. Почти один к одному. А ведь это было сказано в самом начале ХХ-го века!

Юбилейный год Ключевского, прошедший так незаметно, скоро завершается. Как и другая дата – 170 лет со дня рождения (родился 16 января 1841 г.). Но в той сложной обстановке, в которой ныне оказалось российское общество, когда с разных сторон и прежде всего со стороны деятелей культуры, по роду профессии сталкивающихся с осмыслением нравственного состояния общества, слышатся предостережения о «надвигающейся катастрофе в России», о «конце русской цивилизации», о «прыжке в пропасть» и т.д. полезно обратиться к одному из выдающихся мыслителей недавнего прошлого.

Следует еще раз ознакомиться с лекциями Ключевского и осознать историческую предназначенность «русского ума»: находить выход из положения, так, как это было и во время Ордынского ига, и во время Опричнины Ивана IV, и во времена Смуты. Руководствуясь при этом главной установкой: патриот – это не тот, кто угождает начальству, а тот, кто видит всю совокупность обстоятельств и пытается находить приемлемое решение.

 

Комментариев пока нет