Есть мнение

Булаву запускать?

29 октября 2016

Второй удачный испытательный пуск новой стратегической ракеты "Булава" осуществлен с новой подлодки проекта "Борей". Он определил максимальную дальность полета ракеты – 9,3 тыс. км. Ее проектная дальность была превышена на 1,3 тыс. км. Точность попадания боеголовок – 1-2 метра. Минобороны можно поздравить с тем, что оно сделало еще один шаг к намеченной цели – запуску "Булавы" в серийное производство в конце 2011 г. - начале 2012 г. Однако сделать это будет очень непросто.

Предыдущие 14 испытаний были произведены с переделанной для "Булавы" подлодки проекта "Акула" предыдущего поколения. Половина их была признана неудачными и заканчивалась авариями. После одного из таких пусков в 2009 году ушел в отставку создатель "Булавы" - директор Московского института теплотехники академик Юрий Соломонов.

Должность генерального конструктора он всё же сохранил. В 2010 году Соломонов поделил ее со своим заместителем, отдав ему руководство разработкой морской твердотопливной ракеты. В 2011 году объединили корифеев морского направления - "КБ им. В.П.Макеева" и признанных специалистов в области твердотопливного ракетостроения - Московский институт теплотехники. В состав холдинга производителей и разработчиков ракет морского базирования войдет также машиностроительное предприятие "Красмаш". Создаваемый холдинг будет вертикально интегрированной структурой Роскосмоса. Представляется, что именно подключение макеевцев, а также возобновление работы военприемки, которое было свернуто в целях экономии при придании армии "нового облика", и дало положительный результат в испытаниях "Булавы".

Накануне последнего пуска, 12 августа, в государственной комиссии по проведению испытаний "Булавы" сообщили ИТАР-ТАСС, что до конца текущего года планируется провести максимум два запуска ракеты, включая залповый. В случае успешного залпового пуска "Булавы" должно последовать решение о принятии этого ракетного комплекса на вооружение нашего ВМФ.

В середине лета, после первого запуска "Булавы" с "Юрия Долгорукого" и 15-го по счету, министр обороны удивил журналистов смелым заявлением. "Мы точно понимаем, что в этом варианте можно запускать ракеты в серийное производство", - сказал тогда Анатолий Сердюков. На тот момент из 15 произведенных пусков эксперты признали успешными всего лишь восемь, а семь закончились фиаско. Минобороны тогда несколько успокоило всех, сказав, что такое решение будет принято, если в 2011 году будет произведено еще хотя бы пять успешных испытательных пусков "Булавы".

"До конца года в рамках летно-конструкторских испытаний будут проведены четыре пуска "Булавы",- заявил в свою очередь в это же время главком ВМФ Высоцкий.

Интересно, что в начале июня этого года генконструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов утверждал, что серийное производство "Булавы" идет уже четыре года. Пока ракету испытывают, осуществляется накопление боеприпасов. Его информация подтверждается тем, что еще 1 декабря 2008 года на заседании президиума правительства вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в 2009 году испытания "Булавы" должны завершиться, одновременно промышленность приступает к изготовлению серийных образцов. Подтвердил запуск в серию и начальник Генштаба генерал Макаров, принимавший участие в заседании.

В феврале этого года на международной оборонной выставке "Айдекс-2011" в Абу-Даби бывший тогда первым заместителем министра обороны Владимир Поповкин заявил: "Количество пусков ("Булавы") будет соответствовать тому, чтобы в итоге выйти на показатель надежности 0,99-0,98". К тому времени было осуществлено 14 пусков, половина из них – аварийные. Несложные подсчеты показывают, что 0,98 надежности при 7 аварийных испытаниях – это 34 пуска. 16 уже осуществлены. Остается 18. Да, это много. Залповый пуск может компенсировать некоторое количество одиночных. Но все же, можно ли запускать ракету в серию?

Недавно Генеральный конструктор и генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы" Николай Тестоедов признал, что спутники ГЛОНАСС включались в орбитальную группировку тоже на этапе летно-конструкторских испытаний. В результате проявлялись недоработки, не дававшие системе космического позиционирования нормально функционировать. Приемка вооружений и военной техники в серию на этапе испытаний стала теперь правилом. Однако выявление и устранение недостатков конструкции на боевой службе приводят к трагедиям при эксплуатации систем оружия. Пример тому - подводный ракетоносец К-19, повидавший за свою жизнь столько аварий и катастроф, что хватило бы на целый флот.

Опасения вызывают и высказывания Генерального конструктора МИТА Юрия Соломонова. В конце прошлого года он говорил: "Если подходить формально, то, с точки зрения выполнения тактико-технического задания, нам в 2011 году надо будет провести четыре пуска для того, чтобы выйти на нужные показатели. Выполнять их можно по-разному. Можно в рамках программы государственных летных испытаний, а можно, привлекая к статистике те пуски, которые осуществляются в рамках боевой эксплуатации путем отстрела контрольно-серийных ракет, проведения пусков по планам боевой подготовки".

Опасная тенденция. Ведь из-за спешки, из-за отказа от этапа наземных стендовых испытаний и происходили аварии "Булавы", задержавшие в итоге ее создание на много лет.

Комментарии 2

<p>
Теденция схвачено верно.
</p>
<p>
Планово и стратегически продумано, к сожалению, сейчас в сфере обороны и безопасности не удается сделать почти ничего. Жаль, что аврал преобладает во всем, но это факт.
</p>
<p>
Теденция схвачено верно.
</p>
<p>
Планово и стратегически продумано, к сожалению, сейчас в сфере обороны и безопасности не удается сделать почти ничего. Жаль, что аврал преобладает во всем, но это факт.
</p>