«Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров»

Аналитика и техническая оснащенность военной организации России

Оборона и безопасность государства являются ключевыми элементами национальной безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы относятся к важней составной части сил обеспечения национальной безопасности и от уровня их потенциала и мощи зависит суверенность страны.

При этом «потенциал» и «мощь» соотносятся, как категории «возможность» и «действительность».

Необходимо отметить, что стремление к чрезмерному увеличению величины военной мощи государства, ее выход за определенную меру, которая обусловлена величиной совокупной мощи государства и динамикой ее развития, может привести не к усилению, а к ослаблению страны в военном отношении.

Не случайно Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников предупреждал: «Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны с высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения, и военный бюджет не идет нога в ногу с хозяйственным развитием государства»1.

Поэтому перед аналитиками стоит очень серьезная задача выбрать такую оптимальную величину военной мощи (степень реализации военного потенциала), которая позволяла бы, с одной стороны, решать стоящие перед страной задачи обеспечения обороны и безопасности, а с другой — не создавать слишком большие трудности поступательному развитию в целом.

В этой связи представляется уместным обратить внимание на один исходный методологический принцип содержание которого состоит в том, что государство может наращивать свои затраты на увеличение военной мощи, без ущерба другим сферам общественной жизни, только в рамках ежегодного увеличения внутреннего валового продукта (ВВП).

Одними из основных показателей военного потенциала и военной мощи государства являются:

– способность государства снабжать Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы современным оружием и военной техникой;

– качество и количество вооружений и военной техники.

Предлагается на примере решения задачи оснащения вооружением и военной техникой (далее — вооружение) Вооруженных Сил, других войск, воинских формирования и органов (далее Вооруженные Силы) рассмотреть алгоритм проведения анализа для выработки варианта их технического оснащения (программы вооружения).

Сегодня обоснование мероприятий развития системы вооружения осложнено трудностями в согласовании используемого информационного массива единой системы исходных данных для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики и обеспечения государственных заказчиков вооружения достоверными и согласованными данными для:

– определения потребностей в вооружении в целях решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами;

– обоснования системы мероприятий по приведению номенклатуры и количества вооружения в соответствие с потребностью обеспечения обороны и безопасности государства с возможностями государства по ресурсному обеспечению мероприятий;

– формирования комплекса работ по управлению программами в военно-технической сфере деятельности государства.

Следует отметить, что в настоящее время выработка решений по техническому оснащению Вооруженных Сил и развитию оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) и их поддержка базируется в основном на экспертных оценках, аккумулирующих опыт специалистов в различных областях.

На базе методологических основ аналитической работы

На первом этапе, исходя из утвержденных концептуальными документами форм и способов обеспечения обороны и безопасности государства и тенденций развития вооружения и военной техники вероятного противника, определяются необходимая номенклатура и количество вооружения для решения задач обороны и безопасности (Что должны иметь?). На базе данных о необходимом вооружении устанавливается интегральный показатель характеризующий уровень достаточности вооружения для решения задач обороны и безопасности государства согласно утвержденным формам и способам, который в идеале принимается равным 1. При этом необходимо определить критическое значение показателя уровня достаточности вооружения для решения задач обороны и безопасности государства.

На втором этапе оценивается наличие вооружения с характеристиками соответствующими определенным формам и способам обеспечения обороны и безопасности государства с учетом его морального и физического старения (Что имеем?) и определяется показатель уровня достаточности вооружения для решения задач обороны и безопасности государства относительно 1. Для принятия дальнейших решений этот показатель сравнивается с критическим значением.

На третьем этапе по элементарной формуле V план = V необх. – V имеющ (V план отражает плановую потребность в вооружении которое необходимо произвести, V необх. — вооружение необходимое для обеспечения обороны и безопасности,V имеющ имеющееся вооружение), определяется разница между необходимым и имеющимся вооружением с учетом его морального и физического износа в прогнозируемом периоде, которая и будет основой для формирования программы вооружения (рис. 1). 

При формировании программы вооружения необходимо определить контрольные точки позволяющие осуществлять мониторинг хода реализации программы и следить за её результативностью относительно достижения значений показателя уровня достаточности вооружения для решения задач обороны и безопасности государства относительно 1 и критического значения этого показателя.

Определив номенклатуру и количество вооружения и военной техники, которые необходимо поставить в Вооруженные Силы в планируемый (исследуемый) период следует провести анализ реализуемости проекта программы вооружения.

При оценке реализуемости проекта программы вооружения (в упрощенном виде) анализируются следующие факторы (рис. 2):

– возможности бюджета обеспечить разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники предусмотренные проектом программы вооружения;

– возможности промышленности выпускать и ремонтировать вооружение и военную технику, предусмотренную программой вооружения;

– наличие подготовленных специалистов способных эффективно использовать вооружение и военную технику, предусмотренную программой вооружения.

Если в процессе анализа реализуемости программы вооружения выясняется, что бюджет не может обеспечить разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники предусмотренные программой вооружения тогда или принимается политическое решение об увеличении военного бюджета или проводится корректировка номенклатуры и количества вооружения и военной техники исходя из решения приоритетных задач, определенных формами и способами обеспечения обороны и безопасности государства.

Для этого номенклатура и количество вооружения ранжируется по приоритетности решения задач определенных формами и способами обеспечения обороны и безопасности государства и с учетом бюджетных ограничений формируется новый проект программы вооружения (рис. 3). При этом значения показателя характеризующего уровень достаточности вооружения для решения задач обороны и безопасности государства не должен быть ниже критического уровня.

В случае выявления рисков неготовности промышленности выполнить задания программы вооружения необходимо или провести корректировку требований к номенклатуре и количеству вооружения или разработать программу обеспечения развития производства в целях реализации программы вооружения.

Алгоритм разработки программы обеспечения развития производства в целях реализации программы вооружения аналогичен алгоритму разработки программы вооружения: что можем производить — что нужно производить и какие меры необходимо принять для достижения требуемых возможностей.

При этом при формировании программы развития производства оборонно-промышленного комплекса следует учитывать бюджетные ограничения и возможности предприятий по софинансированию развития производства, а также скомплексировать её с программой вооружения таким образом, чтобы средства на развитие производства позволяли создать технологический задел для выпуска образца вооружения, предусмотренного программой вооружения.

При комплексировании программы развития производства и программы вооружения, в целях реализуемости последней, следует на первом этапе реализации программы вооружения предусматривать закупку вооружения, которое промышленность готова производить без дополнительных инвестиций и параллельно инвестировать развитие промышленности для производства более сложного образцов вооружения на втором этапе реализации программы вооружения. Пример комплексирования программы вооружения и программы развития производства показан на рис. 4.

Следующим шагом анализа реализуемости проекта программы вооружения является оценка наличия подготовленных специалистов способных эффективно использовать вооружение и военную технику, предусмотренную программой вооружения.

Если в процессе анализа выясняется что на период принятия проекта программы вооружения потребность в подготовленных специалистах неполная необходимо разработать скомплексированную с программой вооружения и программой развития производства программу подготовки специалистов.

Для осуществления комплексирования указанных программ в каждой из них определяются контрольные точки и контрольные показатели на временном отрезке их реализации, позволяющие осуществлять мониторинг и предупреждать риски не реализации плановых заданий.

В завершении аналитической работы мы получаем портфель программ, реализация которых позволит выполнить задачу обеспечения обороны и безопасности государства в части технического обеспечения Вооруженных Сил (рис. 5).

Сторонин В.В., кандидат экономических наук

Источник: «Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров», Москва, Научный эксперт, 2013, С. 78-86