Будет ли в стране введена «удаленка» и чем она нам грозит

18 января на совещании координационного совета при правительстве РФ по борьбе с COVID-19 премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал работодателей перевести на удаленную работу персонал там, где это возможно в связи с ростом заболеваемости. «Хочу обратить внимание, что на данный момент рост заболеваемости не привел к резкому числу госпитализированных больных. А именно госпитализация сегодня — это основной показатель опасности вируса. Пока мы не наблюдаем такой доли тяжелых случаев болезни, как в ситуации с дельтой. Тем не менее, нет полной ясности, как быстро будет распространяться новый штамм. Надо быть готовыми к любому развитию событий», - заявил он. При этом решение вопроса было отдано на откуп регионам. «Сегодня главы регионов должны быть на местах и вместе с жителями оперативно решать возникающие вопросы, принимать меры по противодействию распространению вируса», - подчеркнул Мишустин.

И регионы не замедлили воспользоваться предоставленным им правом.

В тот же день вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина заявила: «Сегодня правительство города не планирует переводить систему образования на дистанционный формат. Но вспышки заболевания в отдельных классах будут автоматически отправлять их на удаленку. И если это явление станет массовым, дистанционный формат может «накрыть» школы — безо всякого централизованного решения».

В прошлые выходные в Петербурге был зафиксирован максимум заболевших COVID-19 за сутки за всё время с начала пандемии, в связи с чем из-за карантина по коронавирусу и ОРВИ уже переведены на дистанционное обучение 9 классов в 8 школах. Об этом сообщило пресс-служба комитета по образованию города.

В Ленинградской области также несколько школ приняли решение перейти на «удаленку» в связи со вспышками коронавируса и ОРВИ.

В Алтайском крае в связи с отсутствием более 20% детей по причине заболевания частично закрыто 57 классов в 18-ти школах, 14 групп в 7-ми дошкольных образовательных учреждениях.

В Якутске учащиеся 1-8 и 10 классов школ с 18 по 23 января находятся на онлайн-обучении.

В Иркутской области не исключено введение «дистанта», если ситуация продолжит ухудшаться. Пока закрывают на карантин только отдельные классы.

В Екатеринбурге 13 классов отправили на «дистант» из-за COVID-19 и ОРВИ. Не исключается возможность перевести на дистанционный формат обучения все школы полностью. Власти советуют готовить детей к COVID-вакцинации.

В Волгограде один из классов лицея № 11 перевели на «дистант». В случае решения Роспотребнадзора о необходимости введения карантинных мероприятий в каком-либо классе, перевод на «дистант» осуществляется в тот же день, заявили местные власти.

В Пензенской области глава администрации Сергей Златогорский дал установку всецело подготовиться к волне нового штамма. Перед управлением образования поставлена задача быть готовыми к переводу на дистанционное обучение.

В Тульской области губернатор дал поручение отделам образования провести подготовку к отправке детей на домашнее обучение. Это нужно сделать, чтобы в случае значительного роста заболеваемости система была готова к новому вызову.

Власти Челябинской области ожидают перевод школ на дистанционное обучение, если к этому подтолкнет эпидситуация. «Сегодня рост числа заболевших идет за счет взрослого населения. Среди детей эпидпорог не превышен ни по ОРВИ, ни по гриппу, и поводов для введения дистанционного обучения в школах нет. Однако я не исключаю, что такое решение будет принято по мере развития ситуации», - заявила на брифинге по коронавирусу вице-губернатор Ирина Гехт.

В Курганской области местный глава «прощупывает» возможность введения «дистанта» превентивно.

Вот такая география школьного «дастанта».

Что касается студентов российских ВУЗов, то они, несмотря на рост на резкий рост заболеваемости в стране, продолжают свое обучение в привычной форме. Однако, в Минобрнауки не исключают того, что если в университетах количество заболевших начнет резко увеличиваться, то студенты временно могут перейти на дистанционное обучение.

Ранее глава Минобрнауки Валерий Фальков сделал заявление относительно возможного перехода на дистанционный формат обучения. По словам министра, страна накопила достаточно опыта по дистанционному обучению, поэтому в случае ухудшения статистики заболеваемости можно будет снова вернуть дистант. По крайней мере высшие учебные заведения точно к этому готовы, подчеркнул он.

Что касается высшей школы, то чиновник, может быть, и прав. Но вот школьное удаленное обучение вызывает много вопросов. Как следует из данных мониторинга цифровой компетентности учителей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, более трети российских учителей (37,3 %) почти не используют во время работы со школьниками элементы дистанционного обучения и цифровые технологии.

Еще примерно столько же учителей (39 %) оценивают собственные умения применять онлайн-инструменты на «удовлетворительно» и ниже, 43 % причислили себя к «хорошистам», и только 18 % оценили свои навыки в этой сфере на «отлично». Исследователи пришли к выводу, что, даже обладая теоретическими знаниями, некоторые не умеют применять их в ежедневной работе. «Есть несколько проблем, влияющих на то, что часть преподавателей не используют в своей работе цифровые инструменты. Эти проблемы можно разделить на несколько групп: психолого-педагогические, методические, организационные, технические», - комментирует ситуацию автор исследования, директор Центра персонализации и социализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

В частности, психолого-педагогический фактор связан с тем, что пока нет единого понимания сути цифровизации образования. Один педагог считает, что это переход на полный дистант, а другой — что речь идет просто о показе презентаций на уроках. Есть и те, кто категорически не хотят перемен и мечтают вернуться к традиционным методам преподавания.

Еще одно серьезное препятствие — отсутствие методической базы и научно-методического сопровождения. В системе дополнительного профессионального обучения за последние годы появились и теоретическое осмысление, и практический опыт, однако пандемия COVID-19 вскрыла в ней ряд противоречий. В новых условиях форматы и методы повышения квалификации педагогов оказались архаичными и не соответствующими современной ситуации, а успешно работавшие в классе методики стали неэффективными во время онлайн-обучения.

Виктор Болотов профессор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), академик РАО, бывший глава Рособрнадзора поясняет, что дистанционные технологии (речь идет о смешанном формате, т.е. в очный урок внедряются цифровые инструменты) совершенно отличаются от дистанционного обучения, когда живое общение между преподавателем и учеником полностью отсутствует. Болотов уверен в том, что в будущем именно смешанный формат обучения в школе постепенно станет нормой.

Что касается обучения в условиях ковид-карантина, то здесь в принципе можно говорить о вынужденном переходе школы в цифровую среду. Однако директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что хотя за время пандемии учителя в некоторой степени и освоили онлайн-коммуникации (например, они активно пользуются мессенджерами и электронной почтой), но о полном онлайн обучении речи не идет, слишком стильно сопротивление педагогической среды. Это заметно даже по работе с электронными журналами и дневниками.

По мнению Абанкиной, цифровая грамотность учителей абсолютно зависит от того, насколько активно повседневно они используют собственные гаджеты в личных целях. Она убеждена, что пока этой активности не будет, научиться работать с информационными технологиями не помогут ни отличная методическая база, ни понятные инструкции, ни курсы повышения квалификации. И именно в этом заключается большая проблема, ведь в стране средний возраст больше половины школьных учителей составляет 50 лет и выше. Комментарии излишни…

Будем надеяться на то, что карантинные меры временны и в скором будущем окажутся справедливыми слова президента Владимира Путина о том, что дистанционный формат обучения должен только дополнять современное образование, а не полностью его заменять.

Редколлегия

 

PS В рубрике «Вопросы образования» в материале «Сошли с дистанта»: эксперты рассказали о будущем удаленки в России можно прочитать о том, что после пандемии будет востребована гибридная модель трудоустройства

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений