Главная тема

Борьба с коррупцией: намерения, слова и дела правящей элиты

29 октября 2016

За прошедшие две недели российская правящая элита значительное внимание уделила вопросам борьбы с коррупцией. Так, 13 марта состоялось заседание Совета по противодействию коррупции под председательством действующего Президента России Д. Медведева. А 22 марта Президент страны обсуждал эту тему на заседании рабочей группы по формированию «Открытого правительства». В выступлениях участников этого заседания прозвучал ряд интересных предложений о практических мерах борьбы с коррупцией. Принятие элитой и действующим Президентом России мер по противодействию коррупции (хотя и явно недостаточных, половинчатых) вселяет надежду на то, что правящая элита начинает понимать необходимость борьбы с этим злом и обретать наконец-то политическую волю.

Вместе с тем в выступлениях Дмитрия Медведева 13 и 22 марта содержится немало моментов, которые показывают недостаточное понимание им некоторых аспектов противодействия коррупции. Более того, нежелание по-настоящему бороться с коррупцией из-за определённых обязательств перед членами своей команды и представителями правящей элиты страны. Кроме того, в них имели место ошибочные позиции и неверные трактовки ситуации с коррупцией. Именно на этих моментах я решил остановиться подробнее и прокомментировать их.

1. Что препятствует настоящей борьбе с коррупцией в России?

Выступая 13 марта, действующий Президент России Медведев заявил: «Если проверка выявляет, что расходы чиновника по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием для увольнения такого чиновника с государственной службы».

Странно слышать такое от человека, считающего себя юристом. В самом деле, явное превышение расходов чиновника над его доходами свидетельствует о незаконном обогащении. Следовательно, о нарушении им действующего законодательства. Во всех развитых странах подобное характеризуется как преступление, за которое следует не просто «увольнение с государственной службы», что само собой разумеется, а уголовное наказание. Оно связано с длительным тюремным заключением, вплоть до пожизненного, которое обязательно сопровождается конфискацией имущества не тольо виновного, но и ближайших родственников.

Медведев продолжает: «Сегодня мы можем сказать, что наши стандарты борьбы с коррупцией полностью соответствуют требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение, в том числе той идее, которая закреплена в небезызвестной статье 20 Международной конвенции ООН против коррупции».

Но это заявление далеко от действительности. Согласно статье 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции, именно подозреваемое в коррупции лицо обязано доказывать легальность получения им незадекларированных средств, превышающих официальную зарплату. Оно также обязано сообщать об источниках совершённых им расходов. Однако наши государственные «стандарты борьбы с коррупцией» не только не соответствуют данным требованиям 20 статьи Конвенции, но и прямо противоречат им!

Между тем действующий Президент России подчёркивает, что статья 20 Конвенции «в системе наших правовых координат может употребляться только тогда, когда преступление именно как уголовно наказуемое деяние выявлено и доказано». Фактически этим словами правящая элита ответила гражданам на вопрос: почему до сих пор в России не ратифицирована именно 20 статья Конвенции ООН против коррупции?

Медведев говорит: «Основы нашей правовой системы (естественно, принцип презумпции невиновности) не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путём».

О какой «презумпции невиновности» вора и коррупционера можно говорить? Если «основы нашей правовой системы не позволяют применять к чиновникам (читай – ворам и коррупционерам) меры уголовно-правового характера», то надо срочно менять и эти основы, и всю правовую систему страны в целом!

Медведев продолжает: «Во всех остальных случаях мы можем говорить скорее об обогащении неизвестного происхождения, то есть о сомнительных видах имущества. Но меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур».

Российская правящая элита в лице своих лидеров продолжает стыдливо и лицемерно рассуждать «об обогащении неизвестного происхождения». Потому что преступное обогащение за счёт наглого и беспринципного нарушения всех моральных норм и юридических законов относится, прежде всего, к ней самой, к её высокопоставленным представителям.

Медведев говорит: «Кроме этого, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии базы данных о соответствующем имуществе». Оказывается, сейчас элите и правоохранительным органам для успешной борьбы с самими собой не хватает «базы данных о соответствующем (незаконно нажитом) имуществе» и денежных средствах.

Бедная, несчастная элита! У неё такие никчёмные спецслужбы, которые ну никак не способны это сделать. Как и установить собственников и бенефициаров (из числа высокопоставленных чиновников), которым принадлежат аэропорты и электростанции, промышленные, торговые и туристические компании, банки и суда и многое другое.

Далее Медведев говорит: «Пока такая база не была создана и не было, во всяком случае, инфраструктуры для того, чтобы выявлять соответствующий дисбаланс между доходами и расходами государственных служащих, принимать закон о контроле над расходами было бессмысленно. Очевидно, что закон, который невозможно исполнять, не только не способствует правильному, законопослушному поведению, но и, наоборот, приводит к ещё большему правовому нигилизму».

Но если это так, то закон надо срочно менять. А не прикрывать им, как фиговым листом, свои нежелание и неспособность что-либо делать для решения разъедающих всю страну, как раковая опухоль, проблем коррупции и воровства.

2. История и современная борьба с коррупцией в России: заблуждения и завышенная самооценка

Выступая 22 марта, Президент России заявил: «У нас впервые за всю тысячелетнюю российскую историю появилась определённая нормативная база для противодействия коррупции».

В какой-то мере, Медведев прав. В последние годы российская правящая элита громко и многократно заявляла о своей решимости начать борьбу с коррупцией (правда, толком так и не приступив к этому) и даже обеспечила «нормативную базу» для этого. Вместе с тем, создаётся впечатление, что либо Президент Медведев страдает завышенной самооценкой результатов своего труда, в том числе, и борьбы с коррупцией, либо он и его спичрайтеры недостаточно компетентны в вопросах истории России.

Для подтверждения этого приведу лишь три примера того, как законодательно («нормативно») обеспечивалась борьба с коррупцией за последние 500 лет. Так, принятый при Иване III Судебник 1497 г. требовал, чтобы запрет на взятки был публично объявлен во всех городах и волостях Руси. Норма публичного провозглашения запрета на взятки указывала на важность для государственной власти формирования в обществе образа правителя – неутомимого борца с взяточничеством. Та же норма была закреплена и в Судебнике 1550 г., принятом при Иване IV. Подобно Судебнику 1497 г., Судебник 1550 г. содержал немало статей с осуждением взяточничества судей. Однако, в отличие от предшественника, Судебник 1550 г. предписывал суровые наказания за взяточничество (статьи 3, 4, 5, 32, 53).

В частности, коррумпированные судьи несли материальную и уголовную ответственность. Они обязаны были возместить истцу сумму иска и все судебные пошлины в троекратном размере. Принятие взяток боярами, дворецкими, казначеями или дьяками также строго наказывалось. Виновный чиновник должен был не только вернуть истцу сумму полученной взятки, но и выплатить требуемую сумму судебного платежа в троекратном размере.

Как мера наказания, было введено тюремное заключение. Самое интересное, что взятки, воровство и иные опасные для государства преступления карались кроме уголовного наказания и конфискацией имущества (ст. 59 – 61). Наконец, последний пример – Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., содержавший действенный механизм по борьбе с коррупцией - конфискацию имущества. В современной России этот механизм работает плохо.

Президент страны Медведев недостаточно хорошо знает не только историю борьбы с коррупцией в России, но и путается в событиях последних 12 лет. Так, на заседании 22 марта он заявил: «Я несколько лет назад впервые за последние годы поднял на самый высокий уровень обсуждение этой темы и настоял на принятии соответствующего блока законопроектов».

Однако данное его утверждение не совсем верно. Проблема борьбы с коррупцией неоднократно поднималась в 2000-е гг. Президентом России В. Путиным в Посланиях Федеральному Собранию. 24 ноября 2003 г. был создан Совет при Президенте по борьбе с коррупцией. 9 декабря 2003 г. Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции, а в 2006 г. её ратифицировала Государственная Дума.

В начале-середине 2000-х гг. в Думу были внесены соответствующие законопроекты. И хотя именно при Медведеве эти законопроекты были приняты, это не значит, что именно он их инициатор. В то же время, стоит отметить, что его роль в принятии данных законов достаточно велика. Однако правоприменительная практика их оказалась нерезультативной.

Кроме того, «самый высокий уровень обсуждение этой темы» правящей элитой, т.е. слова, которые все эти годы говорились её представителями и Президентом страны, пока не соответствуют их намерениям, а тем более делам, которые мы все от них ожидаем. И именно поэтому «соответствующий блок законопроектов» получился крайне ущербным и толком не работает.

3. Несовершенство антикоррупционного законодательства

22 марта Президент России Медведев напомнил нам, что в соответствии с действующим законодательством «преступление совершает не только тот, кто берёт взятку, но и тот, кто даёт взятку».

Так давайте сломаем это «равноправие» – отменим ответственность тех, кто даёт взятки! И примем закон, по которому, как в США, дача взятки, в том числе осуществляемая в форме провоцирования должностного лица на совершение противозаконных действий, в частности, на получение взятки, не будет считаться уголовно наказуемым преступлением.

Тогда любой взяткодатель в любое время сможет обратиться в правоохранительные органы с заявлением о случае взяточничества, не боясь уголовной ответственности. А взяткополучатель вынужден будет жить в непрестанном страхе наказания и трижды подумает, прежде чем вымогать и брать взятки.

Как своё достижение Медведев назвал закон «О противодействии коррупции», вступивший в силу с 1 января 2009 г. Однако за три года действия этот закон показал свою полную неэффективность. И главным образом, это связано с отсутствием в законе такого сильного механизма борьбы с коррупцией, как конфискация имущества коррупционеров и их ближайщих родственников. Кроме того, не работают нормы, которые уже есть в законе. Например, фактически, не действует статья 10 о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. А декларации о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих проверяются формально.

По этому поводу 22 марта Медведев заметил, что «каждая десятая проверка завершилась тем, что была установлена неполнота или недостоверность сведений, поданных должностными лицами. Часть людей была уволена, количество не очень большое…. Люди, которые подают декларацию, должны понимать: вовсе необязательно, что они окажутся в тюрьме за то, что что-то не так сделали, но если они наврали в декларации – их хотя бы уволят за это. И всё. И пусть живут по другим законам».

Фактически, Президент России признал, что принятый закон работает плохо или не работает вообще. И что максимум, что может грозить ворам и коррупционерам – увольнение («хотя бы»). Но непонятно, по каким таким «другим законам» он предлагает им «жить»? По понятиям? Или по существующим в среде правящей элиты и крупного чиновничества правилам полной безнаказанности и попустительства безответственности и некомпетентности? И такое Президент России открыто заявляет всем её гражданам!?

Неужели Медведев не понимает, что чиновники, занимающиеся коррупцией и воровством бюджетных средств, накопившие десятки, а нередко и сотни миллионов долларов, не боятся увольнения и даже тюремного заключения? Они уверены, что потом преспокойно будут жить на незаконно полученные средства. Единственное, что может их остановить, – это страх потерять всё и остаться нищими вместе со своими семьями.

Мировой опыт убедительно свидетельствует, что эффективный механизм этого – полная конфискация имущества воров и коррупционеров и членов их семей. И пусть они при этом сами выбирают, как поступать и действовать, тем самым, принимая на себя всю полноту ответственности за это. Если кто-то украл или взял взятку, то отдать придется всё. И это правило надо срочно закрепить законодательно. А пока Россия накрыта волной коррупции и воровства бюджетных средств.

4. Почему граждане не верят власти по борьбе с коррупцией?

На заседании рабочей группы 22 марта Президент России вновь, как и на заседании 13 марта, повторил ошибочный тезис о «презумпции невиновности (чиновников), которую никто не отменял. И до тех пор, пока не доказано, что чиновник совершил какое-то правонарушение или даже уголовное преступление, он предполагается невиновным. Недопустимы оскорбления (обвинения) чиновников, по разным причинам, до тех пор, пока, ещё раз говорю, их вина не доказана».

Что это, как не карт-бланш и индульгенция на совершаемые чиновниками коррупционные преступления и воровство бюджетных средств? И тут же Президент говорит нам об «уровне политической корректности, который нам ещё только-только предстоит достичь» в этом вопросе. Но политкорректности по отношению к кому, к ворам и взяточникам?

Фактически, речь идёт о запрете на обсуждение проблем коррупции и обвинении коррупционеров без наличия на руках доказательств. Но каких, юридических документов, свидетельств очевидцев, аудио- и видеозаписей, или же соответствующих решений суда? Потому что, дескать, утверждает Медведев, «в любом другом мире, в любом другом обществе просто были бы возбуждены уже уголовные дела по факту оскорбления тех или иных лиц».

Однако здесь он, и как юрист, и как глава государства, глубоко заблуждается или просто жульничает (и то, и другое не делает ему честь). Ибо в любом развитом обществе по поводу опубликованных материалов СМИ были бы возбуждены, как минимум, тщательные проверки по фактам коррупции. А по максимуму – уголовные дела против коррупционеров.

Президент с сожалением констатирует: «Люди не верят в то, что мы делаем это (боремся с коррупцией) искренне, а не для того, чтобы продемонстрировать некую псевдоэффективность наших усилий…. Образец нравственности, образец морального, правильного поведения должен даваться с самого верха».

Россияне правильно делают, что не верят власти. Нельзя доверять такой правящей элите, у которой слова всё время расходятся с делами, которая, прикрываясь законом, постоянно совершает незаконные сделки и тщательно скрывает от народа свои делишки. Нельзя верить такой элите, которая даже под угрозой потери всего – власти, денег и собственности – не находит политической воли для принятия ответственных решений.

О какой нравственности этой власти можно говорить, если вся её деятельность, по большому счёту, – аморальна? И эта власть, элита хочет дать нам образец «правильного поведения»? Но пока у неё все происходит в точности наоборот – она постоянно демонстрирует народу, что и как не надо делать!

5. Гражданский контроль – эффективный инструмент борьбы с коррупцией

13 марта Президент России сказал: «Тот законопроект, который был мною подготовлен, не предполагает декларирования расходов (чиновников). Вопрос в том, каким образом закончится обсуждение. Но, понимаете, чиновники тоже люди. Одно дело – декларация доходов, это делается везде, во всём мире, и значительная часть чиновников должна их публиковать. Но декларация расходов – здесь другое должно быть: контроль за расходами».

Но если нет декларирования расходов чиновников, то каким образом правящая элита предполагает осуществлять контроль над ними? Не понятно. Кроме того, если рассматривать чиновников как «простых людей», то им нечего делать на государственной службе. Если же они – лица, облечённые властью и полномочиями, то и требования к ним должны быть соответствующими, и прежде всего, в плане прозрачности всей их деятельности и неукоснительной ответственности за неё.

И здесь не должно быть место неким «публичным обращениям о расходах чиновников, по которым должны быть даны публичные ответы». Ибо требуется совсем иной принцип – полной прозрачности. Суть полной прозрачности - размещение исчерпывающей, достоверной, своевременной, регулярной информации о деятельности, доходах и расходах всех должностных лиц в Интернете.

И пусть каждый гражданин, при необходимости и без всякого «обращения», входит на соответствующие сайты Интернета и получает те данные, которые ему нужны, а затем делает с ними всё, что захочет. Прежде всего, обращаясь в СМИ, прокуратуру, суд, иные органы государственной власти, требуя ответа по фактам незаконного обогащения или безответственных и некомпетентных действий должностных лиц. В этом и состоит гражданский контроль общества над деятельностью власти.

Не должно быть какой-либо «защищённости персональной информации» чиновника. Ибо он, при поступлении на работу, теряет статус частного лица и становится государственным служащим, обременённым только обязанностями перед страной и её народом, но никак не правами. А если ему это не нравится, то пусть увольняется и занимается частным бизнесом или становится наёмным работником. Только в этом случае он, уже как частное лицо, может рассчитывать на законодательное обеспечение своих прав.

Президент задаётся вопросом: «Надо ли контролировать период после государственной службы? В некоторых странах это есть, мне бы не хотелось, чтобы это превратилось в “охоту на ведьм”, но, может быть, по некоторым позициям это возможно. Либо по работе, допустим, в крупных государственных корпорациях потенциально, мне кажется, это было бы возможно».

По этому поводу могу сказать следующее. Если вся деятельность чиновника в процессе исполнения им государственных обязанностей будет полностью прозрачна, то необходимость контролировать его после государственной службы отпадёт. И в том случае, когда чиновник является компетентным специалистом в своей области деятельности (что пока ещё – весьма отдалённая мечта) и не был замечен в порочащих его коррупционных связях, нет никаких препятствий для занятия им любой высокой должности в частном бизнесе после ухода его со службы.

Президент прав, заявляя, что «людей просто нет» – что в стране возник острейший дефицит компетентных кадров. А объяснение этому простое. Коррупция всегда возникает на благодатной почве безответственности. И, в свою очередь, неизменно порождает некомпетентность всех. И тех, кто берёт взятки, и тех, кто их даёт. Поэтому то, что мы имеем сегодня с точки зрения катастрофической нехватки кадров, есть следствие политики, которую правящая элита «успешно» проводила в стране, по крайней мере, в течение последних 12 лет.

6. Последние попытки борьбы с коррупцией: намерения и реальность

На днях Медведев подписал национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. При этом Президент России заявил: «Предыдущий план действовал в течение 2010-2011 гг. и позволил нам сформировать законодательные и организационные основы для того, чтобы бороться с коррупцией на принципиально другом уровне».

Однако, что это за «принципиально новый уровень» – непонятно. По существу, российские граждане каких-либо позитивных изменений в борьбе с коррупцией не увидели. Чиновники продолжают вымогать и брать взятки, воровать бюджетные средства, выводить деньги за рубеж

Только за 2011 год из экономики страны выведено 84 млрд. долларов (2,5 трлн. рублей). С признаками отмывания средств за рубеж выведены 1 трлн. рублей, преимущественно через фирмы-однодневки. Ещё 1 трлн. рублей обналичили с нарушением закона внутри России. Получается, что только за один год из России выведено 2 триллиона рублей – 4% ВВП! Здесь уже давно надо Президенту и правящей элите объявлять чрезвычайное положение, ибо коррупционеры и воры подрывают финансовую безопасность страны.

Стандарты ООН требуют сопоставления доходов с расходами. В этой связи, в Администрации Президента России под давлением гражданского общества разработали законопроект «О контроле за расходами государственных служащих». В настоящее время законопроект проходит общественную экспертизу и сразу же вызывал ряд серьёзных сомнений в результативности борьбы с коррупцией.

Во-первых, законопроект не имеет императивной нормы, то есть напрямую не обязывает госчиновников сообщать про свои расходы. Поэтому это положение не станет серьёзным препятствием их незаконному обогащению.

Во-вторых, сведения о доходах чиновников распространяются только на сделки по приобретению земли, недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг на сумму, превышающую общий доход семьи по основному месту работы за три года. Это же лицемерие! Нетрудно предположить, что если чиновник или кто-то из членов его семьи ежедневно приобретают ценные бумаги на сумму, равную зарплате семьи за два года, то его никто не привлечёт к ответственности.

Наконец, в перечне доходных статей чиновника не включено приобретение драгоценных металлов. Между тем, согласно букве закона, их можно не опасаясь скупать в большом количестве на суммы, многократно превышающие 3-х годовой общий доход семьи по основному месту работы.

В-третьих, предусмотренная в законопроекте ответственность за сокрытие сведений в декларации несоизмерима с самим деянием. За это предусмотрено лишь «увольнение в связи с утратой доверия».

В-четвёртых, законопроект не вводит норму, согласно которой чиновник обязан доказывать законность получения денежных средств и приобретения собственности.

По сути, под видом открытого «декларирования расходов» обществу вновь предложили полумеры – неэффективный механизм проверки для наиболее коррумпированных представителей правящей элиты, государственных и муниципальных служащих. Получается, что правящая элита вновь замахнулась на рубль, а ударила на копейку. Что это – некомпетентность элиты, или очередное предательство ею национальных интересов России?

Правящей элите не стоит бросаться громкими лозунгами типа: «Все идём на борьбу с коррупцией!» Тем более, если за ними не следует эффективных мер по сдаче в руки правосудия наиболее запачканных коррупционеров. Поэтому все призывы элиты к обществу о необходимости формирования у него нетерпимого отношения к коррупции – пока что лишь свидетельства её пустословия и лицемерия.

7. Что необходимо для эффективной борьбы с коррупцией?

22 марта Президент Медведев, обращаясь к участникам обсуждения вопроса о противодействии коррупции, сказал: «Не буду долго рассказывать вам о том, в чём должна заключаться борьба с коррупцией. Очевидно, что это проблема, которая не может быть побеждена только законами, не может быть побеждена в течение какого-то установленного срока».

 Как было сказано выше, к коррупции всегда приводит безответственность людей, а сама коррупция неизменно порождает их некомпетентность. Сегодня чиновник выносит решения в пользу того, кто больше ему заплатил. А бизнесмен, вступивший с чиновником в коррупционную сделку, незаконно получает преимущество перед конкурентами.

Как следствие, в условиях коррупции и чиновник, и бизнесмен руководствуются только личными эгоистичными интересами. При этом нарушается равенство прав и добросовестность конкуренции. Как следствие, возникают монополизм и разнообразные коррупционные отношения связанных между собой общими корыстными интересами групп предпринимателей, чиновников, сотрудников правоохранительных органов и бандитов.

Это неизбежно приводит к неэффективности государства и экономики, страна становится слабой, жизненный уровень её народа падает. При этом правящая элита, из-за участия её представителей в незаконных сделках, оказывается беззащитной под ударами внутренних и внешних политических и экономических конкурентов.

Что может вынудить чиновника и монополиста быть ответственными, компетентными, не давать и брать взятки? Государственные или муниципальные служащие, а также руководители и управляющие монополизированного бизнеса не станут таковыми, пока у них не появятся для этого побудительные мотивы. Становление ответственного, неподкупного, компетентного работника и служащего – это серьёзный внутренний труд, связанный с изменением менталитета и отношений их к своей деятельности, её целям, допустимым средствам и результатам.

К этому чиновника и монополиста могут подтолкнуть лишь соответствующие внешние условия, при которых они вынуждены будут отвечать за всё ими сделанное и стремиться к компетенции, не давать и брать взятки, не воровать. И прежде всего, – неукоснительное действие, верховенство Закона. Но для этого элите необходимо незамедлительно приступить к наведению в стране порядка.

А побудительными мотивами для государственных и муниципальных служащих, а также руководителей и управляющих монополизированного бизнеса оказываются полная прозрачность их деятельности, конкуренция, угрозы увольнения, уголовного наказания и конфискации имущества.

Отсюда следует вывод: для эффективной борьбы с коррупцией и воровством бюджетных средств, создания условий для появления ответственных, компетентных чиновников и предпринимателей правящей элите необходимо существенно корректировать действующее законодательство. Это можно сделать достаточно быстро, не боясь указывать сроки. Но для этого Президент и правящая элита должны проявить политическую волю.

Пока же действующий Президент, а вместе с ним и правящая элита демонстрируют в большей степени отсутствие воли, нежели её наличие. Они постоянно пытаются как-то сгладить проблему борьбы с коррупцией, то ли не понимая её причин и угрожающих последствий для России, то ли не желая создавать эффективные механизмы борьбы с ней. А потому уходят от ответственности и не определяют конкретных сроков искоренения её.

Возникает и ещё один вопрос. А какова позиция по проведению борьбы с коррупцией у избранного Президента России В. Путина? Отличается ли она от позиции действующего Президента страны Д. Медведева? Или же лидеры страны, как и перед началом избирательной компании по президентским выборам, «договорились» между собой по этой, волнующей всю страну проблеме? В последнем случае остаётся посочувствовать и Путину, и правящей элите страны, и российскому народу. Ибо всех их ожидают трудные времена и серьёзные испытания.

 

 

Комментарии 12

<p>Глубокоуважаемый господин Аринин! Я прошу Вас прочитать мою книжку "Системные проблемы борьбы с коррупцией в России". Книжка издана в 2011 году Калужским издательством ГП "Облиздат". При всём уважении к Вашему стремлению вывести чиновников на чистую воду я считаю ещё более важной такую институционализацию принятия расходных обязательств и контроля их исполнения, при которой в бюджетной системе не будет мутной воды. В книжке много примеров, как это делать (320 страниц). И на политобразе в моём блоге есть часть моих публикаций на эту тему. На этом же сайте и моё интервью. Кто читал книжку и действительно желает жить в стране где коррупционные риски на уровне Дании или, хотя бы США, - все одобряли написанное. Я, прочитав эту Вашу заметку убеждён, что и Вы одобрите. Если у Вас будут трудности с приобретением позвоните по телефону +7 985 462 9897 и я найду способ её Вам подарить. С глубоким уважением, Норкин Кемер Борисович. Всех Вам благ.
</p>
<p>Глубокоуважаемый господин Аринин! Я поддерживаю многое из того, что у Вас написано и просто мечтаю, чтобы Вы смогли прочитать мою книжку "Системные проблемы борьбы с коррупцией в России". У неё занятный подзаголовок: " Незадача: варим яйца всмятку час, варим два, а они всё крутые" Книжка выпущена в 2011 году Калужским издательством ГП "Облиздат". Те кто её читали и на нашей стороне баррикады - одобряли. Прочитав эту Вашу публикацию, убеждён, что и Вы одобрите. Если у Вас будут трудности с приобретением, позвоните по телефону +7 985 462 9897 и найдём способ передать Вам эту книжку. Там небольшое смещение акцентов по сравнению с Вашим подходом. При всей важности вывода коррупционеров на чистую воду я считаю гораздо более важной такую инститционализацию процесса принятия и контроля исполнения расходныз обязательств, которая делает всю бюджетную воду полностью прозрачной, а не мутной, как сейчас. С глубоким уважением Норкин Кемер Борисович. </p>
<p>Поепонятной прчине два моих комментария куда-то пропали. Это промто проверка другой технологии</p>
<p>
Уважаемый Кемер Борисович! Все Ваши статьи и интервью на нашем сайте я, разумеется, читал. В них есть интересные примеры и подходы. Относительно Вашей книги я Вам позвоню. Благодаря Вас за содрудничество.
</p>
<p> Уважаемый Господин Аринин! Великолепный анализ политики наших первых руководителей в "коррупционном вопросе" ! Но хотел бы знать Ваше мнение о некотором добавлении к проблеме. Правовой и юридический аспект Вашей статьи не вызывает ни малейшего сомнения. Несколько мыслей об экономическом аспекте. Самая "капиталоёмкая" Коррупция расцветает на перекосах экономических отношений
Примеры: Система Тендеров и Аукционов Строительными подрядами-закон правоцирует коррупцию в строительстве. выделение средств из Бюджета Госмонополиям(РЖД,ГАЗпром ит.д) на строительство объектов с правом самим определять и утверждать их стоимость, система ценообразования в строительстве и тд . </p>
<p>
Яков, в своём ответе я пойду от общего к частному. До тех пор пока деятельность государственных служащих и монополизированного бизнеса будет непрозрачной и, как следствие, закрытой для контроля граждан, она будет оставаться безответственной, некомпетентной и коррумпированной. В этой связи, надо внедрять в систему государственно-властных отношений и деятельность монополизированного бизнеса механизмы <strong>прозрачности </strong>(свободный доступ граждан к полной, достоверной, регулярной и своевременной информации о деятельности органов власти и их должностных лиц, а также монополизированного бизнеса) и <strong>ответственности</strong> (конфискацию имущества коррупционера, членов его семьи и ближайших родственников).
</p>
<p>
Внедрение этих механизмов сделает опасной и невыгодной непрофессионализм, коррупцию и воровство бюджетных средств. Ибо всем участникам государственно-властных и политико-экономических отношений придётся постоянно объяснять причины принятия тех или иных решений. А если они не смогут это сделать, то попадут под обвинения  в коррупции или некомпетентности. В первом случае им будет грозить уголовное преследование и конфискация имущества, во втором – увольнение за профессиональную непригодность. 
</p>
<p>
Применительно к Вашим вопросам законодательное внедрение механизма прозрачности в систему тендеров и аукционов строительными подрядами вскроет махинации, коррупционные операции и мошеннические схемы. Кроме того, процессы определения и утверждения стоимости строительных объектов, системы ценообразования в строительстве также следует сделать прозрачными, а, следовательно, подконтрольными обществу. Разумеется, всё это относится и к таким монополиям, как Газпром и РЖД, а также к системе ЖКХ, авиаперевозчикам и т.д.
</p>
<p>Поепонятной прчине два моих комментария куда-то пропали. Это промто проверка другой технологии</p>
<p>Глубокоуважаемый господин Аринин! Я поддерживаю многое из того, что у Вас написано и просто мечтаю, чтобы Вы смогли прочитать мою книжку "Системные проблемы борьбы с коррупцией в России". У неё занятный подзаголовок: " Незадача: варим яйца всмятку час, варим два, а они всё крутые" Книжка выпущена в 2011 году Калужским издательством ГП "Облиздат". Те кто её читали и на нашей стороне баррикады - одобряли. Прочитав эту Вашу публикацию, убеждён, что и Вы одобрите. Если у Вас будут трудности с приобретением, позвоните по телефону +7 985 462 9897 и найдём способ передать Вам эту книжку. Там небольшое смещение акцентов по сравнению с Вашим подходом. При всей важности вывода коррупционеров на чистую воду я считаю гораздо более важной такую инститционализацию процесса принятия и контроля исполнения расходныз обязательств, которая делает всю бюджетную воду полностью прозрачной, а не мутной, как сейчас. С глубоким уважением Норкин Кемер Борисович. </p>
<p>Глубокоуважаемый господин Аринин! Я прошу Вас прочитать мою книжку "Системные проблемы борьбы с коррупцией в России". Книжка издана в 2011 году Калужским издательством ГП "Облиздат". При всём уважении к Вашему стремлению вывести чиновников на чистую воду я считаю ещё более важной такую институционализацию принятия расходных обязательств и контроля их исполнения, при которой в бюджетной системе не будет мутной воды. В книжке много примеров, как это делать (320 страниц). И на политобразе в моём блоге есть часть моих публикаций на эту тему. На этом же сайте и моё интервью. Кто читал книжку и действительно желает жить в стране где коррупционные риски на уровне Дании или, хотя бы США, - все одобряли написанное. Я, прочитав эту Вашу заметку убеждён, что и Вы одобрите. Если у Вас будут трудности с приобретением позвоните по телефону +7 985 462 9897 и я найду способ её Вам подарить. С глубоким уважением, Норкин Кемер Борисович. Всех Вам благ.
</p>
<p>
Яков, в своём ответе я пойду от общего к частному. До тех пор пока деятельность государственных служащих и монополизированного бизнеса будет непрозрачной и, как следствие, закрытой для контроля граждан, она будет оставаться безответственной, некомпетентной и коррумпированной. В этой связи, надо внедрять в систему государственно-властных отношений и деятельность монополизированного бизнеса механизмы <strong>прозрачности </strong>(свободный доступ граждан к полной, достоверной, регулярной и своевременной информации о деятельности органов власти и их должностных лиц, а также монополизированного бизнеса) и <strong>ответственности</strong> (конфискацию имущества коррупционера, членов его семьи и ближайших родственников).
</p>
<p>
Внедрение этих механизмов сделает опасной и невыгодной непрофессионализм, коррупцию и воровство бюджетных средств. Ибо всем участникам государственно-властных и политико-экономических отношений придётся постоянно объяснять причины принятия тех или иных решений. А если они не смогут это сделать, то попадут под обвинения  в коррупции или некомпетентности. В первом случае им будет грозить уголовное преследование и конфискация имущества, во втором – увольнение за профессиональную непригодность. 
</p>
<p>
Применительно к Вашим вопросам законодательное внедрение механизма прозрачности в систему тендеров и аукционов строительными подрядами вскроет махинации, коррупционные операции и мошеннические схемы. Кроме того, процессы определения и утверждения стоимости строительных объектов, системы ценообразования в строительстве также следует сделать прозрачными, а, следовательно, подконтрольными обществу. Разумеется, всё это относится и к таким монополиям, как Газпром и РЖД, а также к системе ЖКХ, авиаперевозчикам и т.д.
</p>
<p> Уважаемый Господин Аринин! Великолепный анализ политики наших первых руководителей в "коррупционном вопросе" ! Но хотел бы знать Ваше мнение о некотором добавлении к проблеме. Правовой и юридический аспект Вашей статьи не вызывает ни малейшего сомнения. Несколько мыслей об экономическом аспекте. Самая "капиталоёмкая" Коррупция расцветает на перекосах экономических отношений
Примеры: Система Тендеров и Аукционов Строительными подрядами-закон правоцирует коррупцию в строительстве. выделение средств из Бюджета Госмонополиям(РЖД,ГАЗпром ит.д) на строительство объектов с правом самим определять и утверждать их стоимость, система ценообразования в строительстве и тд . </p>
<p>
Уважаемый Кемер Борисович! Все Ваши статьи и интервью на нашем сайте я, разумеется, читал. В них есть интересные примеры и подходы. Относительно Вашей книги я Вам позвоню. Благодаря Вас за содрудничество.
</p>