Августовская сессия Школы молодого этнополитолога (часть I)

Августовская сессия Школы молодого этнополитолога (часть I)

27 августа сессию открыл исполнительный директор Школы молодого этнополитолога кандидат политических наук Владимир Леонидович Савичев.

Первым выступил доктор технических наук Сергей Григорьевич Селиванов с презентацией коллективной монографии по этногенезу, работу над которой планируется завершить в первой половине 2022 года. Он акцентировал внимание на наукометрических методах и на тех аспектах, которые связаны с математическим моделированием. Не будучи историком по образованию, Селиванов сумел проанализировать достаточно большой объем эмпирической информации: материалы из 20 европейских и российских музеев, более трехсот единиц литературы и источников. Особое внимание уделено генезису культур, оказавших влияние на формирование русов, восточнославянских племенных объединений и в целом русского суперэтноса. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у восточнославянских этносов и, в частности, у русского этноса не один, а много корней, множество различных культурных источников. Поэтому мы видим такие отличительные черты в культуре даже современных групп русских. И вместе с тем эта общеславянская культура перекликается с культурами народов, жившими на территории Восточной Европы, Урала и Сибири. Стоит особо отметить работы А.В. Пыжикова о мифах, народных сказаниях, фольклоре, в которых в том числе были проанализированы работы исследователей народного эпоса славян, проживавших на территориях от Восточной Сибири до западных границ их расселения. Все это позволяет понять причины, позволившие сформировать как русскою этничность, так и русский суперэтнос. Знание этих факторов дает возможность прогнозировать тенденции трансформации российской идентичности. Об этом в качестве комментария говорил Владимир Савичев, один из соавторов монографии.

Со вторым докладом «О некоторых особенностях аналитики в сфере этнополитической безопасности» выступил кандидат философских наук, научный руководитель Школы молодого этнополитолога, главный редактор интернет-журнала «Политическое образование», эксперт ФАДН Вячеслав Константинович Петров.

Он сделал краткий исторический экскурс трансформации понятия «безопасность» в этнополитической сфере, роли этничности: от понимания этничности не как самостоятельной субъект-объектной сферы, а как специфической характеристики основных сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и т.д.), существующей и проявляющей себя в них. При этом даже острейшие формы этнополитических конфликтов сводились к различным комбинациям «привычных» социально-политических, экономических и иных причин. В последние годы эта позиция существенно изменилась. Общепризнано, что этнические процессы реально существуют, содержат богатый набор конфликтосодержащих факторов, порождают этнически окрашенные социальные феномены.

Было подчеркнуто, что развязанные Западом войны и вооруженные конфликты в разных частях планеты породили мощный «людской поток» из беженцев и вынужденных переселенцев, львиная доля которого устремилась в Европу.

Эти миграционные потоки содержат огромный потенциал разрушения традиционных, ранее относительно гомогенных государств, порождают сложнейшие проблемы, к числу которых можно отнести:

- обострение взаимоотношений между «титульными» и «нетитульными» народами, между «Центром» и этническими регионами и анклавами;

- усиление этнического редукционизма, рассматривающего все процессы политического, политико-экономического и культурного развития сквозь призму этнонациональной идентификации;

- углубление этнонационализма и этнорегионализма;

- подмена политико-гражданской идентификации значительной части населения этнической.

«Другими словами, этнизация общественной и политической жизни (даже если она не приобретает форму экстремизма) неприемлема как для перспектив развития наций-этносов, так и для формирования многонациональных государств. С другой стороны, как показывает практика, попытки унификации жизни и исторического уклада народов, их максимальной ассимиляции и растворения в «титульном» этнокультурном пространстве ведут к политизации национального самосознания этносов и отдельных индивидов, воспроизведению межэтнической конфликтности», - пояснил Вячеслав Клнстантинович.

На основе изучения работ ряда ученых (К. Аллехвердиев, И. Рябков, М. Власова и др.) были выделены особенности аналитики в сфере этнополитики: акцент на будущее; привлечение внимания лиц, принимающих решения, к возникающим угрозам и возможностям, порой носящим латентный характер и ориентация на практическое применение результатов анализа; «сопротивление» (противодействие) объекта исследований; быстрое падение ценности информации; закрытость проводимых аналитических исследований.

Эти особенности обусловливают необходимость не просто получения максимально точных данных и их надлежащей обработки, но творческого осмысления информации. Поэтому в такой аналитике роль человеческого фактора очень значима: востребованы личностные особенности, одаренность, эрудированность и профессионализм аналитика.

Далее слово с докладом «О подготовке профессиональных аналитиков в сфере этнополитики» было предоставлено кандидату психологических наук, заместителю главного редактора журнала «Политическое образование» Марине Юрьевне Петровой. Она отметила, что проведенные исследования позволили выделить ряд моментов, которые необходимо учесть при выработке подходов к формированию образовательных площадок, ориентированных на взращивание высококлассных аналитиков, изучающих, в том числе и этнические процессы:

- индивидуальный подход к слушателям с учетом знаний и опыта последних, их личностными и деловыми качествами;

- постоянный контакт слушателей с опытными аналитиками, имеющими богатый опыт аналитической, педагогической (и, по возможности, научной) работы;

- приобщение слушателей к неявным (личностным) знаниям и навыкам наставников с целью создания возможности для проникновения во внутренний мир носителей и творцов знаний, что позволит более полно задействовать в образовательных целях творческий потенциал как наставника, так и слушателя;

- разъяснение слушателям важности работы с заказчиком (в ходе обучения таким заказчиком выступает наставник);

- развитие познаний слушателя в таких областях знания, как теория систем, теория управления, методы анализа, формирование и управление информационными потоками, психологические особенности отбора, накопления, обработки и представления информации и пр. (в качестве обязательных дисциплин отдельного (основного) учебного модуля). Слушатели должны научиться на основе междисциплинарного подхода выявлять факторы среды, обусловливающие необходимость выработки управленческого воздействия, и прогнозировать их влияние на настоящее и будущее состояния системы с выработкой научно обоснованных предложений по их использованию или локализации негативных последствий и т.д.

Кроме того, подготовка аналитиков должна быть нацелена на выработку у них знаний и понимания всего многообразия культур этносов в России, что требует включения в образовательный процесс изучения системных знаний о национальных и религиозных процессах в нашей стране и их отражениях в общественном сознании и устройстве.

В обсуждении докладов активное участие приняли: доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Московского государственного лингвистического университета Василий Клавдиевич Белозеров (выразил заинтересованность в продолжении прохождения научной практики студентами-политологами в редакции журнала «Политическое образование»); директор Приволжского филиала ФНИСЦРАН, декан факультета международных отношений, экономики и управления НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Сергей Васильевич Устинкин (предложил объединить усилия в изучении процессов в среде мигрантов, пригласил к участию в мероприятиях возглавляемого им Центра, рассказал о прошедших летом мероприятиях, в которых приняли участие сотрудники Центра); кандидат политических наук, советник при ректорате Кыргызстанского национального университета им. Ж. Баласагына Калнур Келдибекович Ормушев (дал обзор этноконфессиональной обстановки в Киргизии, отметил активную исламизацию страны, проникновения деструктивных течений в исламе, предложил ряд совместных проектов в рамках работы Школы, в том числе на территории КР); кандидат философских наук, руководитель Центра социокультурного моделирования и Школы молодого этнополитолога, эксперт ФАДН Азат Тагирович Бердин.

В работе сессии также приняли участие ученые из Казани и Нижнего Новгорода, студенты-политологи МГЛУ им. М. Тореза.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений