Есть мнение

Аттестация и государственная служба

17 октября 2017

М.В. Прибылов,

магистрант 2 курса,

кафедра правового обеспечения ГМУ,

Владимирский филиал РАНХиГС

vlad.ranepa.ru

M.V. Pribylov,

2nd year student

Vladimir Branch of RANEPA

Аттестация как кадровая технология повышения профессиональной компетенции государственного служащего

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли аттестации как кадровой технологии с точки зрения применения данной процедуры по отношению к государственным служащим. Цель статьи — проанализировать процедуру проведения аттестации гражданских служащих с целью выявления недостатков и формирования рекомендаций для их решения. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Автор делает выводы, что аттестация государственных служащих должна проводиться профессионалами того органа власти, в котором они работают. Фигура эксперта играет большую роль в создании благотворной психологической атмосферы, свободной от безоговорочного административного прессинга, атмосферы сотрудничества аттестуемых и тех, кто их аттестует. Говоря о роли и линии поведения эксперта в ходе аттестационной процедуры, следует подчеркнуть, что он должен обладать независимостью в своих суждениях. Так или иначе, эксперт должен быть достаточно авторитетным, чтобы иметь возможность сохранять свою независимость, не превращаясь в "карманного эксперта".

Ключевые слова: аттестация, аттестационная комиссия, эксперт, аттестуемый, обжалование, орган государственной власти, кадровая технология, профессиональная компетенция, профессиональная ответственность, председатель комиссии.

Certification as a staff technology professional competence of a public servant

Abstract: the relevance of the article due to the importance of the role of certification as a human technology from the point of view of the procedure in relation to civil servants. The article aims to analyze the procedure of attestation of civil servants with the aim of identifying gaps and generating recommendations for their solution. Implementation of the tasks was achieved through General scientific (dialectic, analysis, synthesis) and specially scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author concludes that certification of civil servants should be done by professionals of the authority in which they work. The figure of the expert plays a big role in the creation of favourable psychological atmosphere, free from unconditional administrative pressure, an atmosphere of cooperation appraisee and their certificate. Speaking about the role and conduct of the examiner in the certification procedures, it should be emphasized that it is to have independence in their judgments. Anyway, the expert must be authoritative enough to be able to maintain their independence without turning into the "pocket expert".

Keywords: certification, certifying Commission, expert, attestation, appeal, public authority, personnel, technology, professional competence, professional responsibility, Chairman of the Commission.

К государственному гражданскому служащему законодательством предъявляются определенные квалификационные требования. К ним относятся требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы других видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Оценка соответствия уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям, качества выполнения им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и, как следствие, соответствие замещаемой должности гражданской службы выявляется в результате проведения специальной процедуры - аттестации госслужащих. Помимо этого аттестация позволяет выявлять наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе; направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения, и при определенных условиях избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

В государственных органах РФ аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданского служащего и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации".

Во всех органах государственной власти в соответствии со статьей 7 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 приняты правовые акты, получившие разные названия - положение, порядок, регламент, которые определяют организацию проведения аттестации.

1. Важным механизмом, определяющим и регулирующим справедливый и объективный уровень результатов аттестации, является обжалование. Оно представляет собой действие государственного служащего по подаче жалобы на решение аттестационной комиссии, с которым он не согласен, в соответствии с законодательством с целью проверки этого решения в вышестоящей инстанции. Жалоба приносится на решение, которое еще не вступило в законную силу, а ее подача приостанавливает вступление обжалуемого решения в законную силу.

Учитывая то, что в Указе Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" определено, что в 7-дневный срок после заседания аттестационной комиссии материалы на аттестуемого гражданского служащего должны быть направлены представителю нанимателя для принятия решения о дальнейшей судьбе аттестуемого, представляется важным, чтобы срок подачи жалобы на неправомерное, по мнению служащего, решение аттестационной комиссии укладывался в тот период времени, в течение которого документы на аттестуемого еще не отправлены представителю нанимателя. В этой связи предлагается установить срок подачи жалобы на результаты аттестации в размере 7 дней со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

Орган государственной власти правомочен сам определять форму и порядок подачи жалобы.

Целесообразно вменить в обязанность рассматривать поданные жалобы либо вышестоящей аттестационной комиссии, либо, в ее отсутствие, той комиссии, которая приняла решение по аттестуемому.

Исходя из опыта рассмотрения жалоб и заявлений, который был обобщен и представлен в ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", предлагается установить 10-дневный срок рассмотрения жалобы государственного служащего со дня ее подачи, после чего она выносится на заседание аттестационной комиссии.

Формулировки решений аттестационной комиссии по рассмотрению жалобы сотрудника на результаты аттестации могут быть следующими: а) решение аттестационной комиссии оставить в силе, а жалобу отклонить; б) решение аттестационной комиссии отменить и принять в следующей формулировке; в) решение аттестационной комиссии приостановить для проведения дополнительного расследования.

2. В ходе анализа применения аттестации как кадровой технологии, способствующей повышению профессиональной компетенции государственных служащих, обеспечению условий для их результативной профессиональной служебной деятельности, был выявлен ряд методов, приемов и методик, используемых для выявления уровня соответствия аттестуемого гражданского служащего занимаемой должности. Основными из них являются собеседование, тестирование, анкетирование, деловые игры, система оценки "360 градусов" и т.д. Однако в каждом государственном органе выработан собственный алгоритм их применения, зачастую без учета аналогичного опыта, накопленного в ходе работы аттестационных комиссий других, как государственных, так и негосударственных, структур.

Предлагается организовать обмен опытом разработки и внедрения методов, методик и приемов, применяемых как в органах государственной власти, так и в негосударственных структурах, в ходе выявления уровня компетентности работника и соответствия его занимаемой должности. В этих целях целесообразно использовать возможности тех средств массовой информации, которые специализируются на освещении различных вопросов государственной службы ("Российская газета", журналы "Государственная служба", "Кадровик", "Чиновникъ" и т.д.). Итогом обсуждения опыта может стать выпуск типовых методических рекомендаций, в которых были бы описаны как сами методы, методики и приемы оценки уровня профессиональной компетентности государственного служащего, так и порядок их применения в ходе аттестации.

3. Анализ опыта внедрения аттестации как кадровой технологии, эффективности ее влияния на повышение профессиональной компетенции государственных гражданских служащих показал, что в ряде государственных органов на аттестационные комиссии помимо определения соответствия гражданских служащих занимаемым должностям возлагается задача по осуществлению еще одной кадровой технологии - проведение квалификационного экзамена. Несмотря на то что это не противоречит Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), введенного в действие Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111, дополнительная процедура приводит к увеличению нагрузки на членов аттестационной комиссии.

В тех государственных органах, в которых штатная численность сотрудников является достаточно высокой, предлагается снять с аттестационной комиссии функцию приема квалификационного экзамена и передать ее специально созданной комиссии.

4. Анализ практики работы независимых экспертов, обладающих статусом членов аттестационной комиссии, свидетельствует о том, что до сих пор не выработано единое понимание их оптимального количественного состава, роли и места в ходе аттестации государственных служащих, что зачастую приводит к игнорированию их мнения при принятии тех или иных решений, превращению ряда экспертов в "свадебных генералов". В конечном счете это может превратить институт аттестации в закрытый орган "внутренней инквизиции".

В качестве первого шага на пути повышения объективности хода аттестационной комиссии, справедливости результатов аттестации предлагается расширить представительство независимых экспертов до одной трети от общего числа членов аттестационной комиссии.

5. Исследование практики реализации решений аттестационных комиссий государственных органов показало, что не все из них выполняются в полном объеме и своевременно. В качестве причин фигурируют отсутствие плановости в работе кадровых служб, на которых лежит основная ответственность по подготовке решений и контролю за их выполнением, их большая загруженность, недостаточная юридическая грамотность кадровых работников, слабый контроль со стороны руководителей государственных органов над выполнением принятых решений.

Для того чтобы свести данную проблему к минимуму, предлагается установить персональную ответственность для руководителей государственных органов, кадровых служб за неисполнение или несвоевременное исполнение решений аттестационной комиссии с последующим применением мер дисциплинарного воздействия в соответствии с действующим законодательством.

6. Известно, что большую роль в принятии решения аттестационной комиссии играет фигура руководителя государственного органа, который зачастую является председателем комиссии. Как правило, его голос бывает решающим при определении соответствия государственного служащего занимаемой должности и его дальнейшей судьбы. На принятие руководителем решения могут повлиять многие факторы: характер личных отношений с аттестуемым, состояние здоровья, настроение и т.д., что может помешать достичь объективных и справедливых результатов.

Для того чтобы ограничить субъективное влияние руководителя на процесс принятия решения аттестационной комиссии, свести его влияние до минимума, целесообразно осуществлять трансляции заседания аттестационной комиссии в режиме реального времени, а также рассмотреть вопрос о возможности присутствия на заседании комиссии независимого юриста.

7. В целях усиления влияния аттестации, как кадровой технологии, на повышение профессиональной компетенции государственных служащих, обеспечения условий для их результативной профессиональной деятельности предлагается ввести дополнительную проверку знаний аттестуемыми работниками положений этических кодексов, принятых в государственном органе. Ее практическим воплощением может быть включение этических вопросов в общий круг вопросов для проведения тестирования аттестуемого, собеседования или письменной летучки на знание основных положений этического кодекса. Представляется, что данная рекомендация будет способствовать формированию здоровой нравственной атмосферы, чувства корпоративности и ответственности государственного служащего за работу в том или ином коллективе.

Таким образом, аттестация как кадровая технология и процедура позволяет оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, качества выполнения ими своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и, как следствие, соответствие ими замещаемым должностям гражданской службы, что является реализацией принципа профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, закрепленного в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Список литературы:

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 10 ст. 1152.

2. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2015. С. 141-142.

3. Шкатулла В. Правовые основы подбора кадров // Хозяйство и право. 2014. № 5. С. 132-133.

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс".

6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс".

7. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. — Утв. Минтруда РФ и Минюстом РФ от 23.10.92 № 27. П. 10.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.

9. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс".

10. Розенбаум Ю. А. Проблемы оценки государственного служащего // Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы // Государство и право. 2016. № 8. С. 25.

References

1. Federal law dated 2 March 2007 № 25-FZ "On municipal service in the Russian Federation" // collected legislation of the Russian Federation dated 5 March 2007, No. 10, article 1152.

2. Starilov Yu. N. The course of General administrative law. In 3 t. T. II: Public service. Managerial actions. Legal acts of management. Administrative justice. – M: Publishing house NORM (Publishing group NORM—INFRA • M), 2015. P. 141-142.

3. Shkatulla V. Legal bases of recruitment // Economy and law. 2014. No. 5. P.132-133.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) // ATP "Consultant".

5. Federal law of 27 July 2004 No. 79-FZ "On state civil service of the Russian Federation" // ATP "Consultant".

6. Federal law of 27 may 2003 № 58-FZ "About system of state service of the Russian Federation" // ATP "Consultant".

7. The basic provisions on the procedure for certification of employees of institutions, organizations and enterprises, financed from the state budget. — Approved. Ministry of labor and Ministry of justice of the Russian Federation dated 23.10.92 No. 27. P. 10.

8. The labour code of the Russian Federation of 30 December 2001. No. 197-FZ // collected legislation of the Russian Federation dated January 7, 2002, № 1 (part I), article 3.

9. The presidential decree of 1 February 2005 No. 110 "About carrying out of certification of civil servants of the Russian Federation" // ATP "Consultant".

10. Rozenbaum, Y. A. problems of assessment of civil servant // Administrative law and process: the Old and new problems // State and law. 2016. No. 8. P.25.

Сведения об авторе: (для редакции)

Тел. 89042543304

Электронный адрес журнала: http://lawinrussia.ru/

Комментариев пока нет