Статьи

Анализ встречи лидеров стран-гарантов Астанинского процесса в Анкаре

23 апреля 2018

фото: Михаил Метцель/ТАСС 

Анализ трехсторонней встречи между Президентом России В. Путиным, Президентом Турции Р. Эрдоганом и Президентом Ирана Х. Рухани, состоявшейся 4 апреля 2018 г.

4 апреля в результате прошедшего в Анкаре второго трехстороннего саммита стран-гарантов Астанинского процесса – Турции, Ирана и России – лидеры стран провели пресс конференцию по итогам трехсторонней встречи.

Проведенный саммит, по заключению каждой из сторон, явился выражением совместных усилий в отношении установления безопасности и спокойствия в Сирии. На нем были проведены совместные консультации между лидерами трех стран, в результате которых были определены будущие действия для улаживания ситуации в Сирии и в ближневосточном регионе.

В ходе коммюнике лидерами было не раз подчеркнуто, что Турция, Иран и Россия являются странами гарантами (перемирия в Сирии), которые совершают (наиболее) значительные последовательные действия для урегулирования кризиса в Сирии и стабилизации ситуации в регионе на современном этапе. Президент Турции Р. Эрдоган лично выразил свою надежду, что мир обратит внимание на коллективный подход к решению кризиса, поскольку сохранение территориальной целостности Сирии – это проблема, касающаяся как устойчивого развития данной страны и региона, так и общемировой безопасности из-за наличия террористической угрозы. Было также выделено, что страны стремятся к минимизации потерь гражданских лиц и видят политический процесс приоритетным путем улаживания кризиса. Поскольку прошедшие переговоры в Анкаре являются очередными в формате трехсторонней встречи, лидеры отметили изменения ситуации и свой вклад в урегулирование кризиса в рамках установленных ранее договоренностей. В ходе коммюнике лидеры также ссылались на переговоры по Сирии в Астане, Сочи и Женеве.

Структура построения речи каждого из лидеров по вопросам, касающимся сирийского урегулирования, указывает на то, что публичная риторика направлена на создание для Ирана, Турции и России имиджа стран гарантов, которые будут действовать для укрепления суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии, комплексно подходя к решению возникающих проблем и совместно встречая развивающиеся угрозы и вызовы. Из риторики следует, что эти три страны будут действовать, исходя из того, что предполагаемый сюжет США в Сирии (в ближневосточном регионе) не был реализован: США претендовали на решение конфликта ранее, но их место заняли Иран, Турция и Россия. Сейчас можно наблюдать ослабление позиций США в регионе и вместе с тем усиление роли трехстороннего альянса, который подчеркивает свой вклад в урегулирование ситуации и потенциальную угрозу стабильности в регионе, заложенную в действиях западных стран.

В ходе пресс-конференции был поставлен акцент на то, что текущий процесс, в котором главными участниками являются Иран, Турция и Россия, не противоречит приоритетам Женевского процесса. Астанинский процесс в данной связи следует назвать изобретением альянса, которое было сформировано параллельно с западным алгоритмом действий по улаживанию кризиса. Формально, это подчеркивает противостояние двух точек зрения, в которой страны трехстороннего альянса стремятся к завоеванию передовой позиции в урегулировании ситуации в Сирии и ближневосточном регионе. В этом отношении заметна демонстрация достигнутых успехов и проделанной работы в целом по направлению улаживания ситуации. Такой вывод можно сделать, рассмотрев саму природу проводимых публичных мероприятий каждой из сторон.

Среди важных моментов по итогам трехсторонней встречи следует выделить также готовность трех стран-участниц процесса продолжать совместное взаимодействие в таком составе. Существует тенденция к усилению сотрудничества между Ираном и Турцией, Россией и Ираном, Турцией и Россией и между всеми тремя странами как в политическом отношении, так и в экономическом. Происходит совместное восстановление социальной и экономической инфраструктуры Сирии. Заложен фундамент электростанции, в развитие которой странами гарантами совместно с некоммерческими организациями было вложено более 30 млрд долларов. Заключен контракт на поставку турецкой армии дивизионов С-400. По итогам встречи решено провести следующие трехсторонние переговоры в Тегеране.

В дополнение к предыдущему тезизу, следует обозначить решение, принятое в ходе трехсторонних переговоров об использовании инклюзивного межсирийского диалога в соответствии с Резолюцией 2254 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Это определяет совместные действия сторон в оказании помощи сирийскому народу в определении основных параметров государственного устройства страны. В качестве контролирующего органа выделяется ООН, что указывает на не противоречие текущего процесса Женевскому, а также на готовность к объективному сотрудничеству с теми сторонами, которые способны оказать содействие коллективно установленным целям (как в рамках трехстороннего процесса, так и глобального взаимодействия). Тот факт, что лидеры трех стран призывают к политическому урегулированию кризиса и к созданию конституционного комитета (деятельность и функционирование которых и должны находиться под наблюдением ООН), указывает на стремление к избежанию обвинений в адрес этих стран по невыполнению принятых на себя обязательств и претензий другого рода. Действия, направленные на создание такого формата взаимодействия, иллюстрируют намерения стран гарантов установить совместно подготовленную основу для будущего политического процесса в ближневосточном регионе, в которую будут включены все стороны, претендующие на разрешение сирийского кризиса. 

Эти факты в очередной раз подчеркивают согласие Ирана и России в вопросах урегулирования ближневосточной ситуации и сирийского кризиса в частности. Они не могут не отражаться на выстраивании будущих отношений между данными странами: для них проведение совместной политики в ближневосточном регионе является важным аспектом деятельности, который не только способен приблизить достижение ключевых целей проведения политики в отношении урегулирования сирийского кризиса, но и развить многогранное сотрудничество.

Комментариев пока нет