Статьи Молодёжная редакция

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

29 апреля 2018

Стать опубликована на основе статьи АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА (авторы Гарькин И.Н.,Медведева Л.М. в опубликованной в журнале Вестник Сургутского педагогического университета).

Помимо образовательных функций ВУЗа, немаловажную роль в становлении, как профессионала, так и личности студента играет и воспитательный процесс. Для реализации данного процесса в учебных заведениях существуют различные структурные подразделения. Так в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС), эту работу частично выполняет Центр практики студентов и трудоустройства выпускников (ЦПСиСТВ) . В рамках неё проводятся мероприятия по адаптации студентов и выпускников на рынке труда , просветительская работа по вопросам противодействия коррупции, проводятся социологические исследования.

Последнее исследование посвящено качеству информационной среды и уровня её воздействия на студентов. В рамках его специалистами ЦПСиСТВ ПГУАС было проведено анкетирование студентов Инженерно-строительного факультета в количестве 100 человек.

Цель опроса – выяснить какое место занимает Интернет в жизни студентов.

Задачами анкетирования являются:

– выявление степени активности студентов в сети;

– выявить какая информация наиболее всего интересна молодежи;

– выявить какие интернет - ресурсы являются наиболее популярными.

Состав респондентов оказался практически равномерным: 55% юношей и 45% девушек. Распределение по курсу: 17% - 1 курс, 27% - 2 курс, 28% - 3 курс, 28% - 4 курс.

Результаты опроса показали, что все опрошенные студенты имеют возможность выходить в Интернет. Постоянно в сети находятся 41% опрошенных, не более 6 часов в день – 9%, не более 5 часов – 10%, не более 3 часов – 13%, не более 3 часов – 9%, по возможности – 7%, лишь по необходимости – 11% (Рис. 1).

Чаще всего для выхода в Интернет обучающиеся используют телефон - 93%, а также планшет используют в данных целях - 15%, ноутбук - 32%, персональный компьютер - 26%.

Самым популярным браузером, используемыми для поиска информации в сети, оказались Яндекс (48%) и Google (59%), но часть респондентов указали и другие, среди которых Safari (3%), Firefox(2%), Opera (5%), Edge (1%).

Студенты активно пользуются различными социальными сетями. Так страницы ВКонтакте есть у 91% опрошенных, в Instagram у 34%, в Facebook у 9%, в Twitter у 3%, в Одноклассниках у 2%.

Подписанными на различные паблики и группы являются 56%. Наиболее интересными из которых были названы: Подслушано ПГУАС, Пикабу, комитет Навального, различные лайфхаки, темы фото, дизайна, спорта, музыки. Темами для обсуждения в сетях студенты отметили в равной мере: учебную деятельность, консультации по вопросам покупки чего-либо, развлечения, взаимоотношения людей, книги и фильмы, спорт, машины, моду и сплетни, политику, еду. Не участвуют в публичных обсуждениях – 23% опрошенных.

Чтение привлекает многих студентов, 76% указали, что в данный момент что-нибудь читают. Чаще всего были названы следующие произведения: «Алхимик», «Три товарища», «Зеленая миля», «Божественная комедия». Кроме того упоминались: «Преступление и наказание», «Гарри Поттер». Кроме конкретных произведений были указаны жанры: история, роман, фэнтези, учебники, психология. Большая часть студентов находят интересующие книги в интернет - ресурсах (54%) и всего 22% отметили, что предпочитают читать только в бумажном варианте. Интересующие книги студенты чаще всего находят на следующих по степени популярности ресурсах: ВКонтакте, Zona, Litmir, Play Market.

Самыми обсуждаемыми в социальных сетях темами респондентами были названы: просто общение (72%), учеба (61%), взаимоотношения и дружба (53%), развлечения (58%), музыка (49%), спорт (35%), мода и сплетни (31%), машины (27%), политика (21%).

Около 60% респондентов отметили, что наиболее запомнившиеся фильмы смотрели в Интернете. Среди названных, лишь 3% указали отечественные фильмы.

Онлайн играми, как показало анкетирование, увлекаются лишь 15% студентов. В основном среди наиболее захватывающих игр указывались Word of tanks и Sims. Интернет-ресурсами, которые позволяют найти интересующие игры студентам, являются Google, Steam, Торрент, ВКонтакте.

Большая часть опрошенных отнесла себя к меломанам, указав, что слушает различную музыку. Каждый второй из опрошенных указал группы «Каспийский груз» и «Арктика». Иностранную музыку предпочитают 29%, отечественный рок 27%, отечественную поп-музыку 13%, рэп 12%, джаз 10%, инструментальный фанк-рок 3%,металл 6%. Основным ресурсом для поиска интересующей музыки является приложение социальной сети ВКонтакте (82%).

Для общения студенты чаще всего используют несколько из следующих по популярности приложений:

1.Skype (62%),

2. Whats App (27%),

3. Viber (42%),

4. Telegram (6%),

5. Periscope (4%).

Не используют мессенджеры лишь 6% опрошенных 

Среди научных и образовательных ресурсов были отмечены следующие направления: Википедия (19%), история (16%), психология (12%), техническая библиотека (11%), проектирование (9%), BBC (8%), философия (7%), иностранные языки (6%), дизайн (3%), космос (2%). Затруднились ответить на данный вопрос 7% опрошенных.

Основная часть опрошенных указала, что опасной информацией в Интернете для детей является та, в которой содержится:

- жестокость, преступления (79%),

- насилие (63%),

- информация 18+ (57%),

- призывающая к суициду, различные группы смерти (54%),

- политические новости (38%),

- элементы терроризма (23%),

- реклама (16%).

Социальную ответственность в вопросах информационной безопасности готовы проявить, как оказалось, не все. Так в случае обнаружения опасной информации, готовы сообщить об этом лишь 42% опрошенных (Рис. 2). Из них в спец. службы – 15%, друзьям – 25 %, родителям – 5%.

При возникновении каких-либо проблем в Интернете помощь студенты будут искать также чаще всего у друзей (50%), в спец. службах (10%), у преподавателей (4%), у родителей (12%), у знакомых (2%), не знают к кому обратиться - 22%.

Для студентов информационная среда напрямую определяет качество получаемого ими образования [4], помогая как получать, так и выполнять самоконтроль своих знаний [5].

Обобщая результаты опроса, можно сделать следующие выводы:

1.Интернет в жизни современных студентов играет довольно значительную роль, которому посвящается ежедневно достаточно значительное время;

2.Основными устройствами выхода в сеть является телефон;

3.Каждый студент имеет страницу в какой-либо социальной сети, самой популярной из которых является ВКонтакте;

4.Немногие студенты готовы активно участвовать в поддержании качества информационной среды лично.

Комментариев пока нет