Статьи Молодёжная редакция

Анализ восприятия понятия «Экстремизм» студентами ВУЗа

27 февраля 2017

Статья была опубликована в научном журнале Успехи современной науки и образования.-2017-№1.Том 4.- С.129-134, авторов Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Клюев А.В. и перепечатывается с разрешения авторов. 

Сегодня проблемы, связанные с межнациональными противоречиями и религиозной нетерпимостью, увеличением числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности являются актуальными и представляют существенную угрозу общественной безопасности.

Причины роста преступлений, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы являются экстремистская пропаганда. На фоне недостаточно контролируемых миграционных процессов в регионах, коррупции, безработицы, в том числе среди молодежи, имущественная дифференциация национальных и социальных групп населения, другие социально-экономические и политические проблемы, которые эксплуатируются заинтересованными лицами для повышения активности экстремистских настроенных граждан и объединений.

Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников ПГУАС помимо своей основной функции, реализует ряд молодёжных проектов имеющих не образовательную, а воспитательную направленность [1,2].

Так, реализуется проект «Молодежная школа противодействия экстремизму». В рамках проекта был проведён социологический опрос студентов ПГУАС с целью изучения общественного мнения о понятии и восприятия экстремизма (с применением простой случайной выборки). Респонденты в большинстве вопросов могли выбрать несколько вариантов ответов.

В опросе приняли участие 100 студентов ПГУАС различных факультетов и институтов: инженерно-строительного институт (ИСИ 57%), институт экономики и менеджмента (ИЭиМ 8%), архитектурный факультет (10%), институт инженерной экологии (ИИЭ 25%) (рис.1). Из них 53% – юноши, 47% – девушки (рис.2). В возрасте от 18 до 21 года: 18 лет – 35%, 19 лет – 20%, 20 лет – 21%, 21 год – 24%.

По результатам опроса, оказалось, что большинство студентов не сталкивались с проявлениями экстремизма (64%) или не смогли ответить (24%), а сталкивались 12% (рис.3).

Несмотря на то, что студенты в основном не сталкивались с явлениями экстремизма, многие из них знают о существовании таких его видах, как: религиозный (59%) [3], социальный (47%), политический (42%), шовинизм (24%), воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти (20%) (рис.4).

Единого мнения у студентов о том, какие проблемы в обществе порождают экстремизм, нет. Мнения распределились следующим образом: социальное неравенство – 41%; морально-нравственное разложение – 34%; амбиции и личные качества политических лидеров – 14%; экономические проблемы – 24%; национальное унижение – 29%; затрудняюсь ответить 23% (рис.5).

По мнению студентов, возраст, в котором люди наиболее подвержены влиянию идеологии экстремизма:

1. 16 – 20 лет (43%)

2. 20 – 25 лет (40%).

3. 25 – 35 лет (15%)

4. 35 – 55 лет (2%) и 55 – 80 лет (1%).

Такое распределение можно объяснить общественным стереотипом, что молодежь более восприимчива и легче подается влиянию, а старшее поколение обладает более сформировавшимися устойчивыми взглядами и ценностями и менее восприимчиво ко всему новому.

Куда обращаться в случаях возникновения фактов экстремизма знают 30% опрошенных, не знает ровно половина студентов (50%), остальные 20% затрудняются ответить (рис.6).

Предложить решение для борьбы с экстремизмом на государственном уровне смогли лишь немногие из студентов, а основная часть 87% не смогли ответить на данный вопрос. Среди таких предложений были: повышение социального благосостояния (1%), повышение уровня образования населения (1%), ужесточить въезд мигрантов и показательно наказывать террористов 2%, просветительская работа 2%, идеология мира 1%, ужесточить наказание за экстремистскую деятельность 4%, усиление работы спецслужб 1%, контроль и мониторинг государства 1%.

Опрос показал, что противодействовать экстремизму хотели бы 42%, не хотели 21%, не смогли определиться 37% (рис.7.). Форма борьбы, в которой готовы принять участие студенты – просветительская работа (20%), народная экспертиза 15% и участие в деятельности общественных организаций 15%.

Таким образом, проведенный опрос студентов показал, что студенты в основном не сталкивались с явлениями экстремизма, но осведомлены о его существовании. Первопричинами экстремизма, по мнению студентов, являются проблемы социального неблагополучия в обществе и морально-нравственного разложение. Самым распространенным из видов явления является религиозный и социальный экстремизм. Чуть менее половины студентов готовы к участию в просветительских мероприятиях, посвященных борьбе с экстремизмом. Высшие учебные заведения выполняют не только образовательную, но воспитательную функцию [4], поэтому первичная профилактика молодежного экстремизма (работа по предотвращению притока новых членов в экстремистские формирования, иммунизация молодежи в отношении экстремизма привитие антифашистских воззрений) является важнейшим направлением деятельности ВУЗов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов ВУЗа // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. – 2016 –№3.– С.101-104

2. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Региональная архитектура и строительство.– 2016. – №3. – С.187–191

3. Гарькин И.Н. Православные религиозные объединения и государство в 1945-2000 гг. (по материалам Пензенской области): дис… канд.ист.наук./И.Н.Гарькин.– Чувашский государственный университет им И.Н.Ульянова. Пенза, 2014.– 223с.

4. Данилов А.М., Гарькина И.А., Гарькин И.Н. Подготовка бакалавров: компетентностный подход, междисциплинарность // Региональная архитектура и строительство.– 2014. – №2. – С.192-199

Комментариев пока нет