Анализ социальной идентичности молодежи в условиях полиэтничного региона

В статье рассматривается феномен социальной иден­тичности, который приобретает особенную актуальность в условиях трансформации общества и процессов глобализации. Развитые обще­ства во главу ставят свободу и права человека, таким образом у людей появилась возможность выбирать и принимать самостоятельные реше­ния, быть ответственным за свою судьбу. В такой ситуации сформиро­ванная социальная идентичность человека имеет влияние на его образ жизни, социальные установки и поведение. С другой стороны, общество в лице различных социальных групп влияет на индивидов в процессе со­циальной идентификации, определяя идентичность как результат этого процесса. Так, среди множества социальных общностей - семья, класс, демографическая группа, группы, сформированные по территориальному признаку, в некоторых регионах - немаловажную роль играют этнос и нация. В полиэтничном регионе предполагается, что этнический фактор носит более ярко выраженный характер. В данной статье приводят­ся некоторые результаты авторского социологического исследования, проведенного в Республике Башкортостан, раскрывающие место этни­ческого фактора в системе социальной идентичности современной мо­лодежи.

 

Проблема социальной идентификации личности давно явля­ется привлекательной с научной точки зрения для многих исследо­вателей. Это обусловлено социальностью человеческой природы, что заключается в стремлении принадлежать к какому-либо со­циуму и одновременно иметь индивидуальность. Понятия иден­тичности и идентификации в современной науке принято разво­дить таким образом: идентификация является совокупностью процессов и механизмов, ведущих к достижению определенной идентичности. В свою очередь, идентичность рассматривается как некоторое состояние самоотождествления, которое занимает центральное место в жизни человека, формируясь с юного возрас­та и определяя функциональность личности в продолжении всей жизни [1, с. 35].

Так, социальная идентичность - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям, например, к семье, профессиональной группе, этносу, нации, социальному классу, стране, человечеству и т.п. Ощущение личностью своей принадлежности к социальной группе выполня­ет важнейшие социальные и социально-психологические функ­ции, основные из которых подчинение индивида группе, чувство групповой защиты у индивида, критерий оценки и самооценки. В практическом плане исследование социальной идентичности и идентификации личности имеет ценность как промежуточный элемент, через который группа влияет на поведение своих членов [2, с. 159-160].

Также проблема социальной идентификации особенно акту­альна в условиях продолжения трансформации российского об­щества. Переход к рыночной экономике, формирование нового го­сударства размыли прежние идентификационные характеристики общества и его индивидов. Продолжающиеся и сегодня процессы распространения новой системы норм и ценностей, культуры гло­бализма среди молодого поколения также имеют влияние на фор­мирование социальной идентичности молодежи.

В условиях полиэтничного региона в процессе социальной идентификации личности акцентуализируется этнический компо­нент. Так, одним из ярких примеров может служить поднявшиеся во многих регионах после развала СССР национальные настрое­ния. Для полиэтничного региона характерно постоянное взаи­модействие представителей разных этнических сообществ, что в свою очередь может проявляться как в более высоком уровне толерантности и коммуникативной культурной компетенции, так и в негативных последствиях этноакцентуации, как сложилось в 90-е гг. в России и на постсоветском пространстве [3, с. 241].

Вместе с этим в полиэтничном регионе одним из главных во­просов является сохранение национальной культуры в условиях взаимодействия с другими культурами, в том числе с доминирую­щей культурой, и трендов на глобализацию и унификацию куль­тур. Так, проводимая национально-культурная политика также может оказывать влияние на формирование этнического компо­нента в структуре социальной идентичности индивида.

Этническая идентичность формируется в ходе этносоциали- зации, в случае успешного усвоения установок, норм, ценностей и образцов поведения этнической группы у ребёнка. Этническая идентичность означает переживание своего тождества с этниче­ской общностью и дифференциацию от других подобных групп. В структуре этнической идентичности в основном выделяют два компонента. Первый - когнитивный, который составляют знания, представления об особенностях своего народа и осознание себя его представителем, второй - аффективный, включающий оценку качеств своей этнической группы, значимость принадлежности к ней и отношение к этому [2, с. 5], также в научной литературе иногда выделяют поведенческий компонент [3, с. 73].

Научный и исследовательский интерес относительно соотно­шения этнического элемента в системе социальной идентичности современной молодежи нашел свое отражение в авторском ис­следовании, проведенном в 2018 году с целью описания процес­са этнической социализации подростков 14-18 лет в Республике Башкортостан.

В ходе социологического опроса респондентам было пред­ложено оценить значимость своей принадлежности к опреде­ленным социальным группам. Так, 62,0% ответивших не могут представить себя вне семьи. Друзья и приятели для 37,8% имеют значение, но они могут представить себя вне этой группы, 45,0% думают аналогично о своих родственниках. Принадлежность к своему поколению респонденты считают простой формаль­ностью (30,3%) или отмечают, что это для них имеет значение, но не самое важное (34,8%). Религию, нацию, город (село), жи­телей Европы школьники воспринимают как простую формаль­ность, 50%, 48,5%, 42,4% и 57,6% ответили таким образом соот­ветственно. Принадлежность к стране респонденты в основном также оценивали, как простую формальность (28,7%), отмечали второстепенное значение (33,3%). Так, можно сделать вывод, что наиболее значимой группой для респондентов является семья, друзья и приятели, родственники и их поколение в целом. Более крупные социальные общности такие, как нация, религиозное со­общество, территориальная общность, в том числе страна, име­ют для респондентов формальное или второстепенное значение. Такой результат может быть обусловлен возрастом респондентов, так как семья, родственники и друзья играют важнейшую роль на данном этапе социализации. Относительно национальности мож­но предположить, что в семье взрослые не акцентируют на этом внимание в процессе воспитания.

Далее респондентам было предложено оценить степень зна­чимости для них различных признаков национальности человека. Так, национальность родителей почти в равной степени для одних играет очень важную, не очень важную и не важную роль (34,8%, 30,3%, 33,3%). Владение национальным языком для опрошенных является не очень важным признаком (44,9%), также обстоит дело с традициями, обычаями и обрядами - 45,5% выбрали «не очень важную роль». Религиозные признаки для большинства не важны - 49,9%. Также среди признаков, не имеющих особого значения - внешность, черты лица, цвет кожи, территория проживания, обще­ние с людьми своей национальности, подчинение интересам на­ции. А вот знание истории происхождения своего народа назвали важным 42,4% респондентов. Гражданство, принадлежность к го­сударству является для молодых людей не очень важным (40,9%), однако остальные ответы поровну распределяются по крайним позициям. Можно сделать вывод из данных ответов, что нацио­нальность и гражданство для подростков не играет большую роль в жизни, хотя они считают нужным знать историю своего народа. Позитивная сторона этого в том, что молодое поколение открыто благоприятному межэтническому взаимодействию.

О своей этничности участники опроса начали задумываться в разном возрасте, варьирующемся от 4 до 17 лет. У 11 ответивших это началось с 4-8 лет, среди названных условий были детский сад, школа, общение с друзьями и родителями. У 9 - в период 9-15 лет, из них кто-то задумался об этом в паспортном столе, кто-то при переписи населения. Также отмечался более поздний возраст - 16-17 лет.

Респонденты отмечают, что важную роль в осознании этнич­ности сыграли один или оба родителя. Другие социальные инсти­туты (школа, СМИ и т.д.), по их мнению, сыграли не значимую роль в этом процессе. Так, подтверждается главнейшая роль семьи как института социализации. Однако, возможно, подростки недо­оценили роль образовательного учреждения. На вопрос «Каким образом Вы знакомитесь с культурой своего народа», предусма­тривающий возможность множественных выборов, респонденты чаще всего выбирали школу (60,6%), на втором месте ответ «мне рассказывали о ней родители» (56,1%).

Знание и соблюдение традиций своего народа является про­явлением когнитивного и поведенческого компонента этнической идентичности. Большинство респондентов отметили, что понима­ют традиции народа, к которому себя относят, однако соблюдают их лишь 40,9%, а понимают, но не соблюдают - 25,8%. Соблю­дение традиций напрямую зависит от родителей, поэтому мож­но предположить, что в некоторых семьях не принято соблюдать такие практики.

На вопрос «Празднуете ли Вы какие-либо национальные, ре­лигиозные праздники с семьей?» многие выделяли Пасху и др. христианские праздники, масленицу, Сабантуй, Курбан и Уразу байрам. При этом 22,7% указали вместе с некоторыми христи­анскими и русскими народными праздниками мусульманские и татарские народные праздники. 13,6% ответили, что не отмечают такие праздники. В целом, можно сказать, что это распространен­ное явление, кроме того, наблюдается культурный обмен и диф­фузия, так как представители разных этносов перенимают тради­ции своих соседей.

Таким образом, в рамках данного исследования можно сде­лать вывод, что сегодня этничность для подрастающего поколе­ния уходит на второй план в системе идентификации. Тоже самое можно сказать о гражданской, территориальной идентичностях. Семейная идентичность для молодых людей остается значимой. Можно предположить, что для современной молодежи более ак­туальны самоидентификационные характеристики, то есть опре­деление своей идентичности как индивидуальность, состоящую из определенных коммуникативных и деятельных компонентов. В какой-то мере этнический фактор проигрывает глобализму и уни­версализму в современных условиях. Сложившаяся ситуация тре­бует совершенствования национальной культурной политики для сохранения и развития этносов. Распространение знаний о своём народе, о народах, живущих по соседству, расширили бы кругозор современных молодых людей, сформировали благоприятный фон для позитивной этнической идентичности, что является необхо­димым условием развития полиэтнического региона.

 

Список использованной литературы

1. Романовская Е.В. Идентичность как социальный феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педаго­гика. 2012. N° 4. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/identichnost-kak-sotsialnyy-fenomen (Дата обращения: 15.03.2020).

2. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические ме­ханизмы формирования социальной идентичности личности //

Мир России. Социология. Этнология. 1995. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-i-sotsialno-psihologicheski...­formirovaniya-sotsialnoy-identichnosti-lichnosti (Дата обращения: 12.03.2020).

3. Файзуллин Ф.С. Этнические интересы и региональная на­циональная политика // Единство. Гражданственность. Патрио­тизм. Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкор­тостан. 2019. С. 240-243.

4. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в со­временных условиях: идеология и практика // Советская этногра­фия. 1991. № 1. С. 3-13.

5. Селеткова ГИ. Социальная идентификация в социогумани­тарном дискурсе // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2013. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-identifikatsiya-v-sotsiogumanitamom-diskurse (Дата об­ращения: 16.03.2020).

 

Автор: Селиванова С.С., младший научный сотрудник ИСЭИ УФИЦ РАН, магистрант БашГУ (Уфа).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 204-210.

Добавить комментарий