В статье рассматривается феномен социальной идентичности, который приобретает особенную актуальность в условиях трансформации общества и процессов глобализации. Развитые общества во главу ставят свободу и права человека, таким образом у людей появилась возможность выбирать и принимать самостоятельные решения, быть ответственным за свою судьбу. В такой ситуации сформированная социальная идентичность человека имеет влияние на его образ жизни, социальные установки и поведение. С другой стороны, общество в лице различных социальных групп влияет на индивидов в процессе социальной идентификации, определяя идентичность как результат этого процесса. Так, среди множества социальных общностей - семья, класс, демографическая группа, группы, сформированные по территориальному признаку, в некоторых регионах - немаловажную роль играют этнос и нация. В полиэтничном регионе предполагается, что этнический фактор носит более ярко выраженный характер. В данной статье приводятся некоторые результаты авторского социологического исследования, проведенного в Республике Башкортостан, раскрывающие место этнического фактора в системе социальной идентичности современной молодежи.
Проблема социальной идентификации личности давно является привлекательной с научной точки зрения для многих исследователей. Это обусловлено социальностью человеческой природы, что заключается в стремлении принадлежать к какому-либо социуму и одновременно иметь индивидуальность. Понятия идентичности и идентификации в современной науке принято разводить таким образом: идентификация является совокупностью процессов и механизмов, ведущих к достижению определенной идентичности. В свою очередь, идентичность рассматривается как некоторое состояние самоотождествления, которое занимает центральное место в жизни человека, формируясь с юного возраста и определяя функциональность личности в продолжении всей жизни [1, с. 35].
Так, социальная идентичность - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям, например, к семье, профессиональной группе, этносу, нации, социальному классу, стране, человечеству и т.п. Ощущение личностью своей принадлежности к социальной группе выполняет важнейшие социальные и социально-психологические функции, основные из которых подчинение индивида группе, чувство групповой защиты у индивида, критерий оценки и самооценки. В практическом плане исследование социальной идентичности и идентификации личности имеет ценность как промежуточный элемент, через который группа влияет на поведение своих членов [2, с. 159-160].
Также проблема социальной идентификации особенно актуальна в условиях продолжения трансформации российского общества. Переход к рыночной экономике, формирование нового государства размыли прежние идентификационные характеристики общества и его индивидов. Продолжающиеся и сегодня процессы распространения новой системы норм и ценностей, культуры глобализма среди молодого поколения также имеют влияние на формирование социальной идентичности молодежи.
В условиях полиэтничного региона в процессе социальной идентификации личности акцентуализируется этнический компонент. Так, одним из ярких примеров может служить поднявшиеся во многих регионах после развала СССР национальные настроения. Для полиэтничного региона характерно постоянное взаимодействие представителей разных этнических сообществ, что в свою очередь может проявляться как в более высоком уровне толерантности и коммуникативной культурной компетенции, так и в негативных последствиях этноакцентуации, как сложилось в 90-е гг. в России и на постсоветском пространстве [3, с. 241].
Вместе с этим в полиэтничном регионе одним из главных вопросов является сохранение национальной культуры в условиях взаимодействия с другими культурами, в том числе с доминирующей культурой, и трендов на глобализацию и унификацию культур. Так, проводимая национально-культурная политика также может оказывать влияние на формирование этнического компонента в структуре социальной идентичности индивида.
Этническая идентичность формируется в ходе этносоциали- зации, в случае успешного усвоения установок, норм, ценностей и образцов поведения этнической группы у ребёнка. Этническая идентичность означает переживание своего тождества с этнической общностью и дифференциацию от других подобных групп. В структуре этнической идентичности в основном выделяют два компонента. Первый - когнитивный, который составляют знания, представления об особенностях своего народа и осознание себя его представителем, второй - аффективный, включающий оценку качеств своей этнической группы, значимость принадлежности к ней и отношение к этому [2, с. 5], также в научной литературе иногда выделяют поведенческий компонент [3, с. 73].
Научный и исследовательский интерес относительно соотношения этнического элемента в системе социальной идентичности современной молодежи нашел свое отражение в авторском исследовании, проведенном в 2018 году с целью описания процесса этнической социализации подростков 14-18 лет в Республике Башкортостан.
В ходе социологического опроса респондентам было предложено оценить значимость своей принадлежности к определенным социальным группам. Так, 62,0% ответивших не могут представить себя вне семьи. Друзья и приятели для 37,8% имеют значение, но они могут представить себя вне этой группы, 45,0% думают аналогично о своих родственниках. Принадлежность к своему поколению респонденты считают простой формальностью (30,3%) или отмечают, что это для них имеет значение, но не самое важное (34,8%). Религию, нацию, город (село), жителей Европы школьники воспринимают как простую формальность, 50%, 48,5%, 42,4% и 57,6% ответили таким образом соответственно. Принадлежность к стране респонденты в основном также оценивали, как простую формальность (28,7%), отмечали второстепенное значение (33,3%). Так, можно сделать вывод, что наиболее значимой группой для респондентов является семья, друзья и приятели, родственники и их поколение в целом. Более крупные социальные общности такие, как нация, религиозное сообщество, территориальная общность, в том числе страна, имеют для респондентов формальное или второстепенное значение. Такой результат может быть обусловлен возрастом респондентов, так как семья, родственники и друзья играют важнейшую роль на данном этапе социализации. Относительно национальности можно предположить, что в семье взрослые не акцентируют на этом внимание в процессе воспитания.
Далее респондентам было предложено оценить степень значимости для них различных признаков национальности человека. Так, национальность родителей почти в равной степени для одних играет очень важную, не очень важную и не важную роль (34,8%, 30,3%, 33,3%). Владение национальным языком для опрошенных является не очень важным признаком (44,9%), также обстоит дело с традициями, обычаями и обрядами - 45,5% выбрали «не очень важную роль». Религиозные признаки для большинства не важны - 49,9%. Также среди признаков, не имеющих особого значения - внешность, черты лица, цвет кожи, территория проживания, общение с людьми своей национальности, подчинение интересам нации. А вот знание истории происхождения своего народа назвали важным 42,4% респондентов. Гражданство, принадлежность к государству является для молодых людей не очень важным (40,9%), однако остальные ответы поровну распределяются по крайним позициям. Можно сделать вывод из данных ответов, что национальность и гражданство для подростков не играет большую роль в жизни, хотя они считают нужным знать историю своего народа. Позитивная сторона этого в том, что молодое поколение открыто благоприятному межэтническому взаимодействию.
О своей этничности участники опроса начали задумываться в разном возрасте, варьирующемся от 4 до 17 лет. У 11 ответивших это началось с 4-8 лет, среди названных условий были детский сад, школа, общение с друзьями и родителями. У 9 - в период 9-15 лет, из них кто-то задумался об этом в паспортном столе, кто-то при переписи населения. Также отмечался более поздний возраст - 16-17 лет.
Респонденты отмечают, что важную роль в осознании этничности сыграли один или оба родителя. Другие социальные институты (школа, СМИ и т.д.), по их мнению, сыграли не значимую роль в этом процессе. Так, подтверждается главнейшая роль семьи как института социализации. Однако, возможно, подростки недооценили роль образовательного учреждения. На вопрос «Каким образом Вы знакомитесь с культурой своего народа», предусматривающий возможность множественных выборов, респонденты чаще всего выбирали школу (60,6%), на втором месте ответ «мне рассказывали о ней родители» (56,1%).
Знание и соблюдение традиций своего народа является проявлением когнитивного и поведенческого компонента этнической идентичности. Большинство респондентов отметили, что понимают традиции народа, к которому себя относят, однако соблюдают их лишь 40,9%, а понимают, но не соблюдают - 25,8%. Соблюдение традиций напрямую зависит от родителей, поэтому можно предположить, что в некоторых семьях не принято соблюдать такие практики.
На вопрос «Празднуете ли Вы какие-либо национальные, религиозные праздники с семьей?» многие выделяли Пасху и др. христианские праздники, масленицу, Сабантуй, Курбан и Уразу байрам. При этом 22,7% указали вместе с некоторыми христианскими и русскими народными праздниками мусульманские и татарские народные праздники. 13,6% ответили, что не отмечают такие праздники. В целом, можно сказать, что это распространенное явление, кроме того, наблюдается культурный обмен и диффузия, так как представители разных этносов перенимают традиции своих соседей.
Таким образом, в рамках данного исследования можно сделать вывод, что сегодня этничность для подрастающего поколения уходит на второй план в системе идентификации. Тоже самое можно сказать о гражданской, территориальной идентичностях. Семейная идентичность для молодых людей остается значимой. Можно предположить, что для современной молодежи более актуальны самоидентификационные характеристики, то есть определение своей идентичности как индивидуальность, состоящую из определенных коммуникативных и деятельных компонентов. В какой-то мере этнический фактор проигрывает глобализму и универсализму в современных условиях. Сложившаяся ситуация требует совершенствования национальной культурной политики для сохранения и развития этносов. Распространение знаний о своём народе, о народах, живущих по соседству, расширили бы кругозор современных молодых людей, сформировали благоприятный фон для позитивной этнической идентичности, что является необходимым условием развития полиэтнического региона.
Список использованной литературы
1. Романовская Е.В. Идентичность как социальный феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. N° 4. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/identichnost-kak-sotsialnyy-fenomen (Дата обращения: 15.03.2020).
2. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //
Мир России. Социология. Этнология. 1995. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-i-sotsialno-psihologicheski...formirovaniya-sotsialnoy-identichnosti-lichnosti (Дата обращения: 12.03.2020).
3. Файзуллин Ф.С. Этнические интересы и региональная национальная политика // Единство. Гражданственность. Патриотизм. Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкортостан. 2019. С. 240-243.
4. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.
5. Селеткова ГИ. Социальная идентификация в социогуманитарном дискурсе // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2013. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-identifikatsiya-v-sotsiogumanitamom-diskurse (Дата обращения: 16.03.2020).
Автор: Селиванова С.С., младший научный сотрудник ИСЭИ УФИЦ РАН, магистрант БашГУ (Уфа).
Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 204-210.
Добавить комментарий